Архитектура московского метрополитена

Особое место в архитектуре второй и третьей пятилеток занимает Московский метрополитен, первая очередь которого вошла в строй в 1935 г. Это событие воспринимали тогда как всенародное торжество. Сооружение метрополитена воочию свидетельствовало о достижениях науки и техники на путях индустриализации страны. Перед архитекторами была поставлена задача — решить подземные станции так, чтобы у человека не было ощущения подавленности. Они были решены в виде своеобразных общественных помещений, архитектурная среда которых создавала ощущение свободы и оптимизма. Первая очередь соединяла центр города с Сокольниками и Парком культуры и отдыха и имела ответвление у библиотеки Ленина на Смоленскую площадь.

Линия имела всего 13 подземных станций и 10 надземных павильонов. Среди станций мелкого заложения наиболее интересная по замыслу и по осуществлению «Кропоткинская» (А. Душкин и Я. Лихтенберг). Широкая платформа станции разделена двумя рядами своеобразных граненых столбов, плавно переходящих в плоское перекрытие. Столбы на 2/3 высоты облицованы мрамором, причем эта облицовка вверху плавно отходит от тела колонны, образуя софиты, в которых размещены источники света, ярко освещающие белый верх железобетонных колонн и белый потолок. Классическая простота и ясность пространственной композиции, правдивость и тектоничность архитектурной формы производят впечатление легкости и гармоничности.

Из числа станций с глубоким заложением интересно была решена станция «Красные ворота» (ныне «Лермонтовская»). И. Фомин развивал в своем проекте тему «Красных ворот» — триумфальной арки, тогда еще стоявшей в центре площади и представлявшей собой уникальное произведение русского барокко. Тема арки и свода интерпретирована в интерьере станции. Мощные по форме пилоны поддерживают сильно кессонированный свод, значительность которого подчеркнута пологими гладкими сводами проходов между пилонами на перроны станции. В толще пилонов образованы ниши, завершающиеся полусферой. Эти ниши соизмеримы человеку и являются начальной масштабной величиной в ряду последовательно развернутых архитектурных форм.

В 1938 г. была введена в эксплуатацию вторая очередь метрополитена, соединившая центр с Киевским, Белорусским и Курским вокзалами, причем направление на Белорусский вокзал было продолжено до поселка «Сокол». Промежуточная станция «Динамо» имела большое значение для быстрой разгрузки скоплений народа в дни спортивных состязаний на стадионе того же названия. Среди станций второй очереди наиболее значительными по архитектуре являются «Площадь Маяковского» (А. Душкин), «Площадь Свердлова» (И. Фомин), «Динамо» (Д. Чечулин), «Аэропорт» (Б. Виленский).

В станции «Площадь Маяковского» автор отказался от распространенного приема перекрытия пространства сводами, как бы опирающимися на мощные пилоны. Здесь были применены поперечные трехпролетные металлические рамы, что дало возможность получить обширное свободное пространство. Автор усилил ощущение простора разработкой центрального нефа, завершив пространства между рамами своеобразной системой куполов. В овальных куполах художник А. Дейнека расположил мозаичные красочные плафоны на тему «Спорт Москвы». Оригинальная трактовка архитектурной формы, использование возможностей новых конструкций, применение нержавеющей фасонной стали для обработки столбов и подпружных арок центрального нефа, спортивная тематика плафонов — все это изобретательно и свежо по форме и созвучно образу поэта-новатора и певца социализма.

На второй очереди метрополитена качественно изменились конструкции и методы строительства. Получили применение железобетонные тюбинги вместо чугунных, проходка тоннелей осуществлялась механизированным щитом, были широко применены новые методы борьбы с подземными водами, в частности путем замораживания грунта и т. д. Строительство метрополитена сыграло существенную роль в развитии техники облицовочных работ, оно стимулировало разработку гранитных и мраморных карьеров, розыск новых месторождений. Кроме того, архитектура метрополитена развила идею синтетических композиций с привлечением в архитектуру изобразительных искусств — фрески, мозаики, скульптуры и т. д. Первым, кто уделил этому серьезное внимание, был Д. Чечулин, который привлек к участию в проектировании и строительстве станции «Комсомольская площадь» крупного мастера того времени художника Е. Лансере. Это стало в архитектуре метрополитена традицией и дало впоследствии ряд замечательных результатов.

Московский метрополитен. Станция «Площадь Свердлова» Московский метрополитен. Станция «Площадь Революции» Московский метрополитен. Станция «Красные Ворота» («Лермонтовская»)
Московский метрополитен. Станция «Площадь Свердлова»  Московский метрополитен. Станция «Площадь Революции» Московский метрополитен. Станция «Красные Ворота» («Лермонтовская»)
Московский метрополитен. Станция «Дворец Советов» («Кропоткинская») Московский метрополитен. Станция «Комсомольская» Московский метрополитен. Станция «Киевская»
Московский метрополитен. Станция «Дворец Советов» («Кропоткинская») Московский метрополитен. Станция «Комсомольская» Московский метрополитен. Станция «Киевская» 
Московский метрополитен. Станция «Курская» Московский метрополитен. Станция «Новокузнецкая» Московский метрополитен. Станция «Павелецкая»
Московский метрополитен. Станция «Курская»  Московский метрополитен. Станция «Новокузнецкая» Московский метрополитен. Станция «Павелецкая»
Московский метрополитен. Станция «Электрозаводская» Московский метрополитен. Станция «Сталинская» Московский метрополитен. Станция «Измайловская»
Московский метрополитен. Станция «Электрозаводская» Московский метрополитен. Станция «Сталинская»  Московский метрополитен. Станция «Измайловская»
Московский метрополитен. Станция «Белорусская» Московский метрополитен. Станция «Площадь Маяковского» Московский метрополитен. Станция «Динамо»
Московский метрополитен. Станция «Белорусская» Московский метрополитен. Станция «Площадь Маяковского»  Московский метрополитен. Станция «Динамо» 
Московский метрополитен. Станция «Аэропорт»   Московский метрополитен. Станция «Сокол»
Московский метрополитен. Станция «Аэропорт»   Московский метрополитен. Станция «Сокол»

Комментарии

Все так интересно написано. А дальше?:-)

Это ошибка. Наоборот, на первой очереди чугунные тюбинги практически не применялась (обделка тоннелей и станций выполнялась из монолитного бетона, бетонных блоков и из бутового камня на цементном растворе) А вот на второй очереди чугунные тюбинги использовались максимально широко.

Добавить комментарий

CAPTCHA
Подтвердите, что вы не спамер (Комментарий появится на сайте после проверки модератором)