Начало христианской архитектуры

Мы подошли к тому моменту, когда христианство налагает свою печать на архитектуру старого мира. Христианскую архитектуру можно подразделить на две группы. Одна из них связана с прошлым непосредственной преемственностью. Это — архитектура латинская, византийская, армянская, прямые отпрыски языческого искусства. Другая группа складывается на Западе после разрушения традиций, вызванного вторжением варваров. Это — романская архитектура и та, которую обычно называют готической. Промежуточное положение между обеими этими группами, как хронологически, так и по своему происхождению, занимает мусульманская архитектура, родственная христианской архитектуре Востока, вышедшая, как и эта последняя, из общего истока азиатских искусств — из Ирана.

Примечание: Христианская архитектура вовсе не вышла из Ирана, как это вытекает из изложения Шуази, хотя восточный компонент играет в этой архитектуре значительную роль. Проблема последней была вполне отчетливо поставлена Стржиговским в его ранней работе «Orient oder Rom» (1901 г.) и окончательно разрешена им в пользу Востока в книге «Ursprung der christlichen Kirchenkunsb, Leipzig 1920. На римских истоках настаивает Rivoria («Le origin! della architettura Lom-barda», I). Оригинальность византийского зодчества была лучше всего выяснена в работах Милле, Вуль фа, Брунова, Зедльмайра и др. (см. ниже).


НАЧАЛО ХРИСТИАНСКОЙ АРХИТЕКТУРЫ

История архитектуры христианских народов сводится к попыткам приспособления зданий, заимствованных из гражданского обихода древних римлян, к требованиям нового культа. Христианство просуществовало три столетия, до эпохи Константина, не имея особых зданий для храмов: религиозные собрания происходили в частных домах.

Примечание: Распространяясь из своего центра — Палестины — на запад и на восток, христианство уже до эпохи Константина создало собственные храмы в восточных областях. См. Strzygowski, Ursprung..., стр. 20 и cл.

Единственными памятниками этого периода были галереи заброшенных каменоломен, где христиане хоронили своих мучеников. В этих гробницах архитектура проявляется весьма слабо, так как главное достоинство их заключалось в том, чтобы оставаться незаметными.

Из положения угнетаемого культа христианство сразу переходит к положению государственной религии (в 313 г.) Три века преследований плохо подготовили его к этой новой роли; но к счастью для христианства, его требования были достаточно четки,  чтобы дать ему возможность без колебаний выработать свою программу. Христианство не было религией одних лишь посвященных, и тесные, закрытые храмы не отвечали его потребностям; призывая на свои празднества всех без различий, оно нуждалось в больших помещениях, широко открытых для всех. Этому требованию соответствовал план гражданской базилики, и христианские архитекторы приняли его.

Примечание: Непосредственное заимствование христианскими храмами типа гражданских базилик является спорной проблемой. Согласно Rossi и Кraus, христианская базилика произошла от торговой языческой базилики и погребальных камер катакомб, по Dehio и Schultze — от тех помещений в частных домах, где в более раннюю эпоху совершалось богослужение, о чем упоминает выше Шуази. Zestermann и Holzinger считают, что христианские базилики носят эклектческий характер. Следует признать, что идея помещения престола (т. е. стола) в абсиде и организации трансепта не могла сложиться без воздействия планировки жилого античного дома. См. W u 1 f f, Altchristliche und byzantinische Kunst, I; также Kaufman n, Handbuch der christlichen Archeologie, Raderbour 1922.

Что касается способов осуществления этой программы, то они должны были одновременно соответствовать и стремлению ознаменовать победу, и скудости средств империи в эпоху ее упадка. Античная манера постройки массивных зданий с бетонными монолитными сводами не могла более применяться: родившись вместе с римским могуществом, она просуществовала весь период расцвета империи благодаря организации рабочей силы и режиму централизации, узы которого начинали уже ослабевать. Христиане не подражали сводчатым базиликам типа Максенция: за образец они приняли базилику с деревянными стропилами; крыша, покоящаяся на ряде аркад, — таков был общий тип их церквей.

Эпоха создания христианской архитектуры — это время первых грозных появлений варваров, натиск которых завершает распад Римской империи. Единство Римской империи рушится через какие-нибудь двадцать лет после победы христианства; на ее месте создаются две империи: Западная империя, которая будет прозябать в течение полутора веков и рухнет во время великого переселения народов, и Восточная империя, которая просуществует еще шесть веков.

Примечание: Единство империи было призрачным уже до Миланского эдикта 313 г.; Диоклетиан и Максимилиан делили власть территориально.

Западная империя, самое существование которой находилось под постоянной угрозой, не вводит никаких новшеств (Правильнее было бы отнести это только к городу Риму): базилики при Гонории остаются такими же, какими они были при Константине, и такие же базилики будут воздвигаться в средневековье на развалинах Древнего Рима.

Только Восточная империя, непосредственно не подвергавшаяся нашествиям и относительно процветавшая, располагает необходимыми средствами для исканий новой архитектуры. Прогресс исходит из азиатских или греческих провинций: там закладывается основа целой системы сводчатых сооружений, не требующих ни обилия материалов, ни значительного количества рабочих рук для бетонных работ, как этого требовали сооружения предыдущей эпохи; там принимается форма свода, почти чуждая искусству Римской империи, — купол на парусах; и, наконец, — что самое главное, — там вводится в правило возведение свода без кружал.

Примечание: Купол на парусах применялся римлянами в постройке античных гробниц, о чем см. Rivoria, упом. соч. Сущность византийского зодчества Шуази видит в ряде строительных приемов. Мысль об архитектуре, как идеологии, вообще занимает Шуази очень мало.

Но нет такого нововведения, которое не было бы связано с прошлым: христианская архитектура Востока черпает свои   принципы   в   древнейших   традициях   Азии,   причем именно восточная школа римского искусства служит связью между восточно-христианским зодчеством и той архитектурой, которая его породила.

Изучая памятники Римской империи, мы видели, что на огромном ее протяжении искусству никогда не было свойственно то единообразие, которое часто ему приписывают; римское единство ограничивалось областью управления. Под внешним покровом этого единства приемы искусства, обычаи и даже самый язык были различны в каждой провинции; в основном эти различия в обычаях, в языке и в архитектуре группировались в два больших круга, соответствовавшие территориальному делению на латинские и греческие провинции. Это глубокое различие существовало во все времена, и разделение Римской империи на два государства только узаконило его.

Во время нашествия варваров рушится Западная империя и угасает западное искусство. Только империя греков выживает и спасает свойственные ей архитектурные традиции, которые не только сохраняются, но, освободившись от влияния Запада, развиваются дальше и выявляются во всей своей полноте.

В то же время соприкосновение с сасанидской цивилизацией, процветающей в Иране, привносит азиатские приемы строительства. Слияние римских, греческих и иранских элементов происходит на почве Малой Азии, куда караванная торговля заносит товары и идеи из глубины Азии, в Сирии — другом торговом центре Азии, в Армении, где непосредственно осуществляется влияние сасанидского искусства, и наконец, — и в особенности, — в Константинополе, ставшем центром мира.

Примечание: Географическая последовательность развития и распространения восточных компонентов зодчества по направлению к Константинополю должна быть представлена в ином порядке, а именно: Сирия, Малая Азия, Константинополь. См. Strzygovski, Kleinasien, 1903; также: Millet, L'Asie Mineure («Rev. Archeol.», IV, V, 1905); Rott, Kleinasiatische Denkmaler,Leipzig 1908. Армения стоит в стороне, но также испытала сирийские влияния; см. Эреруйскую базилику и др.

Повсюду проникают и прививаются иранские приемы возведения сводов без кружал; эти приемы, изменяясь в зависимости от средств и местных традиций, дают начало той архитектуре, главной особенностью которой является купол, а шедевром — св. София в Константинополе.

Существовало мнение, будто византийское искусство нашло свое первое воплощение в константинопольской Софии; до этого времени христианская архитектура империи греков якобы сливалась с латинской христианской архитектурой, основным типом которой была базилика с деревянными стропилами. В действительности же происходил медленный переход от базилики с деревянными стропилами к купольной церкви. Мы должны проследить этот долгий путь, проанализировать попытки, которыми отмечены его основные этапы, и описать многообразные решения, достигнутые общими усилиями различных стран христианского Востока.

Примечание: Это место не следует понимать в том смысле, что базилики, не имеющие купола, постепенно исчезали, заменяясь купольными храмами. В провинциальном зодчестве Византии базилика оказалась очень живучей. См. Millet, Ecole grecque dans 1'architecture byzantine, Paris 1916.

Огюст Шуази. История архитектуры. Auguste Choisy. Histoire De L'Architecture

Добавить комментарий

CAPTCHA
Подтвердите, что вы не спамер (Комментарий появится на сайте после проверки модератором)