Романская конструкция: материал и его использование

РОМАНСКАЯ КОНСТРУКЦИЯ

Римляне, располагавшие в неограниченном количестве организованной рабочей силой, дешево ценили материал и труд. Для добывания материалов, доставки их и установки на месте в их распоряжении находились целые народы; если только план был прост, то, как бы грандиозен он ни был, его всегда можно было осуществить.

В феодальную эпоху положение было совершенно иное. Социальная раздробленность ограничивала размеры принудительного набора рабочих; отсутствие дорог затрудняло доставку материалов. Необходимо было соблюдать экономию в расходовании материалов, считаться с дальностью доставки, беречь рабочую силу. Приходилось отказываться от искусственных монолитных конструкций, требующих большой затраты материалов. Кладка насухо, требующая точности выполнения, вышла из употребления; искусство могло возродиться лишь ценою отказа от античных строительных приемов.

Примечание: Замечание о полном бездорожье в раннем средневековье лишено основания. Средневековье создало специальные религиозные ассоциации по поддержанию и строительству мостов через реки. Так, через реку Дюранс был воздвигнут в середине XII в. каменный мост (Монпаз или Бонпаз); в хартии графа Энде говорится о сооружении моста и Туре (1031—1037); известны работы, организованные королем Людовиком Благочестивым по поднятию уровня реки Луары, мост в Эрве (Deux Sevres), Авиньонский мост через реку Рону. В XI в. построили мост монахи Saint Jaques du Haut Pas; в XII в. в Испании св. Иоанн Пустынник, как говорится в письменных источниках того времени, призывает к строительству моста, и т. д. См. Michel, Histoire de I'Art, Paris 1905, т. I, ч. II, стр. 480; En lart, упом. соч., стр. 205. Тот факт, что строительные материалы редко доставлялись из других мест, объясняется не состоянием дорог, а тем, что при замкнутости феодального хозяйства феодалы предпочитали производить материал на месте, а не доставлять его извне. Сокращение количества и ухудшение качества дорог в средние века вызвано также замкнутым характером феодального хозяйства.

 

МАТЕРИАЛ И ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЕ.

ПРИЕМЫ ОТЕСКИ КАМНЯ ДО УКЛАДКИ

Материал романских построек — небольшие камни, более или менее правильно отесанные и уложенные на растворе. Римские массивы, выложенные из мелкого бута на растворе, нужно было прокладывать правильными рядами плит и облицовывать камнями правильной формы. При употреблении тесаного камня он сам по себе служит облицовкою, и прокладочные ряды становятся излишними, — если только камни хорошо отесаны. В античной архитектуре для прокладочных рядов и облицовки употреблялся кирпич; когда же надобность в прокладке и облицовке отпала, кирпич вышел из употребления. За исключением некоторых редких областей, как район Тулузы и Фландрии, он больше нигде не встречается в постройках позднее XI в.

Примечание: Шуази не прав, говоря, что кирпич не встречается в постройках позднее XI в.: в XII в. в Германии кирпичная архитектура была очень распространена, например, в городах Бранденбургской марки; важнейшими памятниками являются церковь в Иерихове (1147—1152), романского стиля, и Ратцсбургский собор в Лауэнсбурге. К переходному стилю принадлежат кирпичные монастырские церкви в Корине и Ленине (Бранденбург) и церковь Кольба и Эндьены (Померания) и др. В гошческом стиле выстроены церкви: «зальная» Мариинская церковь в Мейбранденбурге (1298), Мариинская церковь в Пренцсгау (1320—1340), Бранденбург и др. Известны также готические постройки из кирпича и ганзейских городах — Любеке, Висмере, Ростоке, Штральзунде и Грейфсвальде. См. Ad1ег F., Mittelalterliche Backsteinbauten des Preussischen Slaates, Berlin 1859—1862; Верман, История искусств, т. II, стр. 343.

Раствор, игравший у римлян исключительно роль вяжущего материала, в романскую эпоху приобретает новое назначение: он служит для передачи давления; это уже не только вяжущее, но прежде всего — пластический материал, прокладываемый между камнями и служащий для равномерного распределения давления в кладке.

Иногда, следуя приему, восходящему к римской эпохе и сохранившемуся в византийской архитектуре, между камнями закладывают брусья, образующие продольные связи; к сожалению, долговечность их не превышает долговечности самого дерева.

В романскую эпоху возникает прием, ставший незыблемым правилом в эпоху готики: камень укладывается в совершенно отесанном виде; нигде он уже не отесывается после кладки. Этот прием укладки без последующей отески оправдывается вдвойне: соображениями экономии и требованиями высокого качества конструкции.

С точки зрения экономии, было бы ошибкой при дорогостоящем транспорте привозить издалека грубые блоки, что­бы отесывать их на месте; поэтому камни начерно отесываются еще в каменоломнях и на месте постройки подвергаются лишь окончательной отделке.

С конструктивной точки зрения, отеска камня после укладки представляет опасность; она допустима, когда камни пригоняются насухо, но при кладке на растворе возникает угроза расшатывания кладки. При применении раствора нужно избегать отесывания камня после укладки.

С точки зрения формы, казалось бы, безразлично, когда происходит отеска камня — до укладки его или после; в действительности же значение этого момента очень велико. Когда отеска производится на месте, ничто не заставляет согласовывать форму каждого камня с системой кладки; наоборот, если камень отесывается заранее, он должен иметь форму, отвечающую его назначению, — отсюда вытекает правдивая выразительность такой кладки.

Добавим, что при подобной организации работ каждый камень обрабатывается одним рабочим и личная заинтересованность последнего способствует успеху работы. В этом полная противоположность римской системе обезличенного и безответственного труда.

 

СТЕНА

Кладка стен далеко не напоминает дорогостоящей правильной античной кладки: камень берется тех же размеров, какие он получил в каменоломне, никогда не выравнивается высота отдельных рядов кладки и не вводится правильное распределение швов, связанное с потерей материала.

Романская конструкция иногда представляет собой массив, сложенный из неправильных камней и облицованный тонкими каменными плитами, имитирующими правильную кладку из больших камней: углы часто обрабатываются крупными блоками.

Подобная кладка нерациональна, и эпоха готики отказывается от этого приема. В самом массиве и в облицовке осадка происходит весьма неравномерно, что вызывает трещины в облицовке; архитекторы эпохи готики пытаются избежать их, добиваясь, насколько это возможно, одинаковой высоты и для слоев кладки и для облицовки, включая сюда угловые блоки.

Мы установили в античной архитектуре редкие отклонения от применения кладки «en besace»; нам думается, что в архитектуре средневековья трудно найти хотя бы один подобный случай: камни, специально отесанные для кладки углов, стоили дорого и были ломки, поэтому употребление их было строжайше воспрещено.

Огюст Шуази. История архитектуры. Auguste Choisy. Histoire De L'Architecture

Добавить комментарий

CAPTCHA
Подтвердите, что вы не спамер