Готические крыши

Античные архитекторы, строившие в Галлии, применяли систему римских крыш с малозаметным уклоном. Но вскоре убедились, что этот способ покрытия, пригодный для того климата, где он возник, мало подходит для Франции, так как он недостаточно обеспечивает сток дождевых вод и особенно удаление снега.

Романская эпоха сделала попытку создать крутые крыши, а готическая их приняла. Действительно, уклон крыши редко бывает меньше ½ (45°); в общем он достигает угла равностороннего треугольника (60°) или даже превышает его.

При небольшом уклоне кровля удерживалась силой трения. Но в дальнейшем нельзя было рассчитывать на простое трение. Поэтому для более умеренных скатов обычно применяется желобчатая черепица, снабженная шипами (рис. 214). Для очень же крутых скатов употребляют или плоские черепицы с шипами, или прикрепляемые гвоздями шиферные дощечки, или свинцовые листы.

Готические крыши

Рис. 214


КОНСТРУКЦИЯ КРЫШ

Увеличение уклона крыши влечет за собою не только новый способ устройства кровель, но и полное преобразование стропильной системы. При пологой крыше вспомогательным стропильным ногам не грозила опасность скольжения: концы этих стропил свободно лежали на прогонах и передавали им вес кровли. Чтобы предупредить скольжение, ограничивались скреплением верхних концов парных стропил.

Но для крыш с более крутым скатом такое скрепление стропил было бы недостаточным; поэтому скольжение предупреждается тем, что спаренные стропила укрепляются на стенах при помощи башмаков Р, играющих роль опоры (рис. 215).

Готические крыши. Конструкция крыш

Рис. 215

В этом и заключается отправной пункт всех изменений крыши. Укрепленная таким образом у самого своего основания, пара стропильных ног образует настоящую ферму, которая покоится на своих опорных башмаках и может держаться и без затяжек.

Крутой наклон стропил ослабляет опасность их прогиба; но еще лучше, чем продольные прогоны, предохраняет от прогиба система подкосов и распорок (Е). Подмоги и основные затяжки, служившие им опорой, уничтожаются, зато добавляется система распорок и подкосов Е. От системы крыш на фермах переходят к системе крыш на висячих стропилах без прогонов.

Но остается еще предупредить два рода осложнений: опасность сдвига нижних концов стропил и продольного опрокидывания. Чтобы предотвращать расхождение нижних концов стропил М, их укрепляют на продольных мауэрлатах; упираясь башмаками Р в мауэрлаты, все стропила попарно скрепляются между собой, а на известных промежутках вводится затяжка Т, которая не позволяет им расходиться. В том месте, где находится затяжка, ставится более солидная пара стропил, снабженная бабкой; наконец, чтобы предупредить продольное опрокидывание, на бабках укрепляют продольную ферму, проходящую под коньком и укрепляющую всю крышу.

Готические крыши. Конструкция крыш

Рис. 216

Таковы главные конструкции крыш, которые становятся преобладающими в готической архитектуре. Чтобы уточнить их, мы сопоставляем рис. 216 и 217.

Чертеж крыши V (рис. 216) воспроизводит старые традиции, чертеж L (рис. 216) — первые шаги к новой системе, чертежи R и 5 (рис. 217) полное развитие новой системы. Крыша V существует в Виньори; примеры L, R и S взяты из двух маленьких церквей в Шампани (Ларзикур и Гейльц ле Морю). В Виньори (V) крышу составляли, по античным традициям, главные фермы, поддерживающие посредством подмог всю тяжесть кровли.

Готические крыши. Конструкция крыш

Рис. 217

На чертеже L эти подмоги исчезли; стропила опираются непосредственно своими башмаками на опорную площадку, образованную двумя мауэрлатами; здесь налицо еще напоминание о романской ферме в виде ригеля и бабки, но назначение ригеля заключается исключительно в том, чтобы создать затяжку, необходимую для воспринятая распора, а бабка уменьшает нагрузку этой затяжки и поддерживает подконьковую ферму.

Наконец, в R и S уже не остается ничего от античной фермы: главные стропильные пары S отличаются от второстепенных стропильных пар лишь наличием затяжки, воспринимающей распор, и наличием бабки, в которую врезывается подконьковая продольная ферма. Для определения даты этой системы надо заметить, что крыша L принадлежит церкви, имеющей все характерные черты романского стиля, а это позволяет нам отнести эту систему по крайней мере к последнему периоду романской архитектуры.

Что касается плотничной сборки готической крыши, то здесь применяются самые простые приемы. Соединения обычно выполняются не на врубках, а при помощи шипов и нагелей (рис. 216, А). Соединение на врубках (В) употребляется только в том случае, когда элементы пересекаются под очень острым углом. Когда надо соединить два вдоль идущих элемента (деталь С), употребляют деревянные хомуты с деревянными же нагелями; железные скобы вводятся в употребление лишь в XIV в. и встречаются редко: каждый цех считает для себя вопросом чести обходиться без чуждой помощи, и плотник прибегает к помощи кузнеца только в случае крайней необходимости.

Перейдем к рассмотрению главных случаев применения этой системы и ее вариантов. 

Огюст Шуази. История архитектуры. Auguste Choisy. Histoire De L'Architecture

Добавить комментарий

CAPTCHA
Подтвердите, что вы не спамер (Комментарий появится на сайте после проверки модератором)