Готические крыши: открытые стропила

Все приведенные выше примеры позаимствованы из зданий, где конструкции крыши скрыты сводами, над которыми они расположены; рис. 224—227 показывают, как изменяется стропильная система в тех случаях, когда она должна оставаться видимой.

Стропила с затяжками

Обычный тип является не чем иным, как воспроизведением только что описанной нами стропильной системы, но только покрытой украшениями. Рис. 224 показывает детали крыши в церкви Сен-Жан в Шалоне; все в ней, включая стропила, остается открытым, даже черепицы лежат на видимой обрешетке.

Готические крыши: открытые стропила. Стропила с затяжками

Рис. 224

В большинстве случаев стропила снизу обшиваются досками в шпунт, образуя своего рода цилиндрический свод, который возвышается над нефом. Воздушная прослойка, находящаяся между кровлей и обшивкой, защищает здание от резких колебаний температуры; это лучшее изолирующее средство. Пример N (рис. 225) позаимствован из нефа церкви в Монтье ан Дэр.

Готические крыши: открытые стропила. Стропила с затяжками

Рис. 225

Стропила без затяжек: деревянные своды

До сих пор мы рассматривали только такие фермы, распор которых воспринимается затяжками. Но более изящное и более подходящее для открытых ферм решение заключалось бы в том, чтобы стропила держались без помощи затяжек. Затяжка воспринимала распор стропильных ног; чтобы обойтись без нее, надо было либо воспринять распор жесткой конструкцией фермы, либо же воспользоваться сопротивлением стен. Оба приема комбинируют один с другим.

Насколько возможно, уменьшают распор, связывая части фермы между собой, а сопротивление стен воспринимает остаток сил распора. Крыша превращается, если не по виду, то по принципу уравновешивания, в настоящий свод. Наиболее замечательное применение получили стропила без затяжек в английской архитектурной школе.

Наряду с нервюрнымн сводами, в которых камень заменяется деревом, можно привести много примеров крыш (рис. 225, М), где единственным препятствием для расхождения ног являются ригель и кривые подкосы. Эти подкосы под ригелем образуют овальную дугу, распор которой чрезвычайно незначителен. Как правило, между фермами оставлены большие интервалы, и система таких подкосов применяется для поддержки прогонов, переброшенных с одной фермы на другую.
 
В соборе в Эли (рис. 226, В) ферма состоит из двух составных брусьев, подпирающих друг друга в вершине, поставленных на деревянные кронштейны, которые выступают над плоскостью стены. Крыша над залом Вестминстерского аббатства (рис. 226, А) устроена по тому же принципу: большая арка, работающая наподобие нервюры, поддерживает стропильные ноги фермы.

Готические крыши: открытые стропила. Стропила без затяжек: деревянные своды

Рис. 226 - 227

Но, чтобы уменьшить распор и придать системе жесткость, арка отделена от стропильных ног широким промежутком; это расстояние заполнено решеткой, образующей как бы жесткий деревянный остов, мало поддающийся деформации и, следовательно, почти не оказывающий распора. Пролет этой стропильной конструкции превышает 20 м.

В Англии в таких открытых фермах часто применяется треугольная решетка из пересекающихся подстропильных подкосов. Мы встречались уже с этой системой треугольной решетки во Франции еще в начальную пору готики. Она существует не только в Англии, но и в скандинавских странах; пример N (рис. 227) позаимствован из одной норвежской церкви.

Мы не будем пытаться установить, где зародилась эта система, но единообразие ее приемов указывает на общность влияний. И вероятнее всего, что создателями подобной конструкции из дерева были скандинавские народы — профессиональные моряки. 

Огюст Шуази. История архитектуры. Auguste Choisy. Histoire De L'Architecture

Добавить комментарий

CAPTCHA
Подтвердите, что вы не спамер (Комментарий появится на сайте после проверки модератором)