Готические окна

Большая часть романских окон представляла собой простые проемы, которые застеклялись по окончании здания. Но мало найдется готических окон, которые с самого начала не были бы застеклены. Романские окна по необходимости были узкими: отсутствие переплетов принуждало уменьшать их размеры.
 
Еще более повелительно требовала этого устойчивость здания: ведь цилиндрические своды больших нефов имели в качестве контрфорсов лишь стены здания, и эти стены должны были обладать чрезвычайно большой сопротивляемостью; крестовые своды, имевшие повышенные профили, также требовали солидно построенных щековых стен. Ввиду этого романские стены являлись опорными массивами, и, чтобы не ослаблять их, надо было доводить оконные проемы до минимальных размеров, какие только допускались требованиями освещения.

Появляется система конструкции на нервюрах. С этого времени силы распора концентрируются на устоях, и, чтобы сдержать давление сводов, достаточно становится изолированных контрфорсов; масса стены теряет свое значение для устойчивости, ничто не препятствует сделать в ней любые отверстия. И мы видим, как исчезает тело стены. Его заменяет каменная решетка, скрепленная железными брусками, не дающими ей покоситься; ячейки этой решетки застеклены.


Переплет и способ его укрепления; профили подоконников и оконных переплетов

Устройство и укрепление застекления. — В средине века не умели изготовлять стекло в виде больших листов. Застекление составлялось из небольших кусков стекла, вделанных в свинцовую оправу (рис. 261). Затем стекло устанавливалось в паз и прикреплялось к железной решетке проема посредством клинышков С и свинцовых обвязок.

Готические окна. Устройство и укрепление застекления

Рис. 261

Профиль подоконника. — Устроенный таким образом переплет представляет плоскость прочную, но недостаточно водонепроницаемую. Поэтому возникла необходимость отвести наружу не только ту воду, которая во время дождя захлестывает окна извне, но и ту, которая может просочиться в щели застекления и стекать вдоль внутренней поверхности стен.
 
Профиль подоконника, изображенного на рис. 262, обеспечивает такое удаление воды. При одном взгляде на чертеж внутренней стороны подоконника (рис. 262, R) нетрудно понять, какие гарантии представляет такое устройство и против затекания внешних вод (f) и против внутренних вод, образовавшихся путем просачивания или вследствие охлаждения испарений.

Готические окна. Профиль подоконника

Рис. 262

 

Профиль брусков оконных переплетов. — Каменный переплет, расчленяющий отверстие проема, каков бы ни был рисунок переплета, состоит из каменных, все более и более разветвляющихся брусков.

На рис. 263 показан главный стержень a, от которого отходит ответвление b, затем от этой ветви b отходит еще меньшая ветвь с и т. д. Необходимо, чтобы профили всех этих ответвлений были согласованы между собой; разрез их показывает, как производилось это согласование. За исходный берут профиль последней ветви с; в наиболее простой форме он может представлять прямоугольник со срезанными углами и с пазом для вставления переплета; этот профиль и принимают.

Готические окна. Профиль брусков оконных переплетов

Рис. 263

Чтобы перейти от этого профиля к профилю более крупной ветви b, элемент с, так сказать, включается в общую массу. Новый профиль сохраняет элементы предыдущего плюс два новых элемента в форме валов. Затем, путем подобного же добавления, переходят от второго профиля к третьему — а.

И так постепенно элементы не только собираются в пучок, но и проникают друг в друга, что позволяет придать переплету чрезвычайную легкость. Пример А (Амьен) можно рассматривать как типичный для оконного застекления в XIII в. В XIV в. детали уточняются и количество их увеличивается. В XV в они получают ломаное очертание, показанное на чертеже В.

XVI в., реагируя против этих излишеств, резко переходит от крайней сложности к абсолютной простоте и заменяет профилированные переплеты столбиками, лишенными всяких украшений, кроме небольшой срезки ребер в виде желобков; но метод последовательного врезания элементов сохраняется.

С точки зрения составления профилей решение безупречно; но выбор деталей вначале был не всегда безукоризнен: в горизонтальных частях сети (ш), в желобках, разделяющих валики, скопляется вода, которая при замерзании образует трещины. XV в., по-видимому, именно для устранения этой опасности, остановился на профилях без валиков, типа В.
 

Общий рисунок и конструкция переплетов

XII век и начало XIII века. — В XII в. окно еще не занимает всего поля, очерченного щековой аркой свода, — оно сохраняет вид проема, проделанного в стене, и переплет окна сводится к средней стойке, двум стрельчатым аркам и завершающей розе (рис. 264). До 1220 г. стойки обычно выполняются рядами кладки. Начиная с этого времени, входит в употребление монолитная колонка с вертикальной слоистостью. В эпоху постройки собора Парижской Богоматери венчающая роза еще имеет вид каменного кольца. Чтобы предупредить его разрывы, помещают это кольцо в фальцы свободно, а клиньями кладки, поддерживающей его, служат простые сегменты круга, как это показано на рис. 264, А.

Готические окна. Общий рисунок и конструкция переплетов

Рис. 264

Середина XIII века. — Вскоре замечают, что сегменты А ломки; чувствуется, что было бы целесообразно укрепить вогнутую часть их выступом, подобным В; это подкрепление можно получить без большой затраты камня, вытесывая ее из той же части плиты, которую пришлось бы обрубать. Отсюда возникает вариант, принятый в Амьене (рис. 264): R показывает оси, В и X' уточняют детали. Такие же приемы наблюдаем мы и в Реймском соборе (рис. 265, A.M.N).

Готические окна. Общий рисунок и конструкция переплетов

Рис. 265

Конец XIII века и XIV век. — В царствование Людовика IX большое   венчающее   кольцо   окна  уступает  место   группе малых роз (Сент-Шапель, хор в Амьене и т. д.; пример на рис. 265 заимствован из церкви Сен-Жермен ан Лэ).

Затем замечают, что арки такого узора тем прочнее, чем меньше их стрела. Тогда круглые розы заменяют криволинейными треугольниками (рис. 265, C), в которых арка все больше приближается к прямой линии. В церкви Сент-Юрбен в Труа (1260 г.) мы уже встречаем эти узоры с криволинейными треугольниками. В XIV в. они становятся правилом (церковь Сен-Назэр и Каркассоне — С, трансепт в Мо, церковь Сент-Уан в Руане).

XV и XVI века. — Наконец, в XV в. очертание окна получается при помощи следующего приема: вертикальные стойки сочетаются с арками, которые они поддерживают. Подобно тому как колонки сливаются с нервюрами, так и арку иконного переплета стремятся сделать продолжением стоек.

Тогда и переплет принимает новый вид. Вместо того чтобы увенчиваться группой роз, он распускается пучком извилистых и направленных сверху линий, заполняющих верхнюю часть оконного проема.

Представим   себе   (рис.   266)   наиболее   простой   случай, единственную вертикальную стойку, и пусть в В будет вершина этой стойки, в А и  А — пяты архивольта. Стрельчатую арку ARA можно разбить на части кривыми  АМ и ВМ. Прибавляя к каждой вогнутой части ab подкрепление с I (рис. 266, S), которое стало применяться начиная с XIII в., получают общую схему N. Комбинации можно варьировать до  бесконечности.

Готические окна. Общий рисунок и конструкция переплетов

Рис. 266

Увеличивая число ответвлений и соблюдая правило укреплять вогнутые части арок подкреплениями с, приходят к тем сплетениям изогнутых линий, которые напоминают колеблемое ветром пламя; поэтому украшения последнего периода готического искусства назвали «пламенеющими» *.

Примечание: «Пламенеющие» украшения (немецкая терминология называет «пламенеющий» изогнутый элемент узора несравненно менее поэтично — «рыбьим пузырем»), послужившие предлогом для выделения позднего стиля готики в особую стилистическую главу «пламенеющего искусства», в сумме своей выявляют декоративно-маньеристическое перерождение готического формального языка; наиболее ранние примеры могут быть найдены в соборах Южной Франции, наиболее широко применена была система в Англии.

Пример, изображенный на рис. 267 (Сен-Жервэ), показывает сложность и, надо признать, большую эффектность подобных волнообразных сплетений. С точки зрения строгости форм, можно еще сомневаться в том, имеются ли здесь достижения, но с точки зрения сохранности сооружения, достижения несомненны. Благодаря согласованию ветвей с вертикальными брусками вода не может уже нигде застаиваться, причем в качестве дополнительной предосторожности должен быть отмечен отказ от профилей, задерживавших воды.

Готические окна. Общий рисунок и конструкция переплетов

Рис. 267

Англо-нормандские варианты. — Нормандская архитектура, склонная к простым очертаниям, обычно ограничивается при построении оконных переплетов системой арок, описываемых одним только радиусом (рис. 268, А). Для отсеки всех клинчатых камней подобной стрельчатой арки достаточно одного шаблона А. В начале XIV в. Англия заимствует этот нормандский прием. В XV в. еще более упрощают геометрические очертания элементов переплета, доводя их до образцов В и С: вертикальные стойки пересечены на разных высотах поперечными брусками и завершаются стрельчатыми арочками, иногда ланцетовидными, иногда пониженными.

Готические окна. Англо-нормандские варианты

Рис. 268

Детали готических роз. — Большие розы, иногда занимающие целый фасад, дают представление о том, какой легкости можно достигнуть в каменных сооружениях. В XII в. и до середины XIII в. (Монреаль) делали розы, составленные  из  ажурных  колец,  которые  помещались  одно  внутри другого.

В XIII в. эти концентрические кольца заменяют радиальной сетью, остроумная структура которой показана на рис, 269: внешний бордюр розы построен из клинчатых камней и держится самостоятельно, благодаря чему внутренняя часть розы уменьшается на величину этого бордюра.

На рис. 269, А  (Шартр) показаны раздельно бордюр из  клиньев и внутренняя сеть. На рис. 269, В (трансепт в соборе Парижской Богоматери) подробно показан только бордюр, из остальной части представлены оси брусков и разрезка камней.

Готические окна. Детали готических роз

Рис. 269

Особенно поразительно здесь то искусство, с каким конструктор исполнил разрезку: никакой потери камня, а швы кладки почти везде расположены нормально к линиям кривизны узора. В общем, рисунок ажурной розы представляет как бы колесо со спицами *: основные спицы связаны между собой дугами, от вершин которых отходят спицы меньшего размера.

Примечание: Колесо со спицами — основная структурная форма рамы и переплета больших круглых окон готического фасада; это дало повод немецкой готике вместо французского названия таких окон «роза» употреблять выражение «колесо», «колесо Екатерины» («Katharinenrad» — атрибут популярной святой). Символическое значение колеса, однако, было иное: считалось, что в нем заключается намек па «колесо фортуны»,  на  «страшный  суд»;  идея  поворота  колеса,  когда  «последние станут первыми», была причиной того, что мы встречаем колесо как символ социальною порядка на .знамени восставших крестьян в 1525 г.


Несмотря на такой прием, позволяющий увеличивать число радиусов по направлению к окружности розы, трудно было добиться равенства отдельных клеток розы. В результате этого получилось видоизменение, показанное на рис. 269, С (Мо).
 
Чтобы расширить центральную часть розы, бруски переплета направляются уже не к центру, и радиальный рисунок превращается в решетчатый, характерный для XIV в. В XV и XVI вв. для этой решетки применяют очертания, которые мы описывали, когда речь шла об оконных переплетах: радиальные бруски заканчиваются в виде «пламенеющих» линий (розы трансептов в Бовэ и в портале церкви Сен-Жермен д'Оксерруа; роза в Сент-Шапель, переделанная при Карле VIII).

Как особенность, нужно отметить, что в зданиях Иль де Франса и Бургундии роза вставлена в проем совершенно круглой формы. Наоборот, в Шампани и Суассоне проем этот обычно имеет стрельчатое очертание; таковы розы в соборе Сен-Никэз в Реймсе, в старинной церкви Сен-Жан де Винь в Суассоне и т. д. *.

Примечание:  Форма готического оконного проема очень варьирует в различных местностях. В германских странах, как правило, проем увенчан остро конечным треугольником, носящим название вимперга (от Windberg — защита от ветра). См. Lefevre-Pontalis E., Les origines des gables, «Bull. Mon.» 1907.


Общая  система  устройства  окон. Роль  подоконных  стен

На рис. 270 представлен общий вид основных оконных систем готики и показано, как приспособлялись эти системы к массивным подпружным аркам (А) или к тем более тонким аркам (В и С), которые были распространены в XIII в.

Плоскость переплета редко располагается посредине толщи стены; обычно она бывает ближе то к внешней, то к внутренней ее поверхности. Известное правило, по-видимому, соблюдается в отношении верхних окон больших нефов: их переплет помещают возможно ближе к внутренней поверхности стен, чтобы оградить его от ударов ветра.

Когда одна массивная подпружная арка заменяется двумя самостоятельными параллельными, для плоскости витража выбирают то одну, то другую арку (рис. 192, D). В Нуайоне, в церкви Сент-Юрбен в Труа витраж расположен во внутренней арке (рис. 270, D). В нефе церкви Сент-Юрбен, в капелле Сен-Жермен ан Лэ и в церкви Сен-Сюльпис в Фавьере он помещен во внешней арке и, кроме того, представляет замечательную особенность: окно не ограничено очертанием арки, но занимает все четырехугольное пространство между контрфорсами.

Готические окна. Общая  система  устройства  окон. Роль  подоконных  стен

Рис. 270

На чертеже В рис. 270 (Сен-Жермен ан Лэ) показано такое расширение оконной поверхности; рис. 265, R уточняет схему устройства окна и его деталей. Такая сплошь застекленная стена, переброшенная от одного контрфорса к другому, производит впечатление своеобразного изящества, но создает серьезные осложнения, вследствие чего она недолго пользуется вниманием архитекторов: появившись около середины XIII в., она уже не применяется на пороге XIV в.

Остается еще отметить противоречие, присущее большинству зданий XIII в., которое на первый взгляд кажется непонятным. Казалось бы, что под этими ажурными окнами, подоконная стена должна бы быть такой же тонкой, как и самый переплет окна. На самом же деле в большинстве зданий (рис. 270) вместо тонкой стенки находится массивная стена, а иногда между этой стеной и переплетом сооружено даже подобие парапета (А, В, С).

Объясняется это тем, что подоконная стена должна была служить крепостной оградой: только под нее и могли вестись подкопы. Подкапываться под контрфорсы значило подвергать себя опасности быть раздавленным при обвале; гораздо меньше риска при атаке представляло пробить брешь между контрфорсами. В этом причина чрезмерной массивности подоконной стены, причина ее высоты и устройства парапета, который ее увенчивает. Здесь мы имеем дело с предосторожностью оборонного характера, не имеющей никакого отношения к соображениям устойчивости или красоты. Вид этой массивной подоконной стены дисгармонировал бы с общей легкостью сооружения; гармония достигалась тем, что декорировали стену аркатурами.

Огюст Шуази. История архитектуры. Auguste Choisy. Histoire De L'Architecture

Добавить комментарий

CAPTCHA
Подтвердите, что вы не спамер (Комментарий появится на сайте после проверки модератором)