Трифорий и обслуживающие галереи

Трифорий

Подоконная стена была не единственным полем, которое требовало декорирования. До середины XIII в. боковой неф покрывался односкатной крышей, а такая крыша нуждается в стене для опоры. И вот, чтобы украсить опорную стену, придумана была проходная галерея, расположенная между аркадами центрального нефа и основаниями его верхних окон. Эта галерея называлась трифорием.

Первоначальное устройство — глухой трифорий. — Трифорий существовал уже в романскую эпоху. Клюнийские архитекторы украшали его аркатурами, прекрасные образцы которых представляют церкви Шаритэ и Парэ ле Мониаль.

В готическую эпоху трифорий обычно имел вид непрерывной цепи аркатур, окаймлявших проходную галерею, которая окружала все здание. В соборе Парижской Богоматери некогда был, а в церкви в Манте и сейчас еще имеется, вместо трифория ряд оконных роз, открывающихся в чердачное помещение боковых нефов. Л в аббатстве в Лондоне массивная опорная стена этих крыш была совершенно глухой, и аркатуры служили исключительно для украшения.

В общем, аркатура трифория соответствует настоящей галерее (рис. 271, М), и основание этой галереи, несколько нависающее, покоится на разгрузочной арке А. Чертеж М, элементы которого заимствованы из нефа в Амьенском соборе, представляет трифорий, типичный для середины XIII в.; это — глухая галерея с потолком из плит.

Первые трифорий с освещением. — Уже в первые времена готической архитектуры в Пуасси применялся способ освещения трифория, показанный на чертеже N (рис. 271). Впоследствии такой прием повторен был в начале XIII в. в церкви Сен-Лё в Эссеране. Потолок галереи немного приподнят над крышей, а между верхним краем крыши и потолком галереи проделаны проемы Е. Это первая робкая попытка осветить трифорий.

В соборе Богоматери в Дижоне центральный неф сопровождается двумя боковыми нефами, но хор их не имеет. Трифорий главного нефа продолжается, однако, и вокруг хора (рис. 313, В); там он уже не играет роли галереи, закрывающей опорную стену, и в его стенах сделаны оконные проемы округлой формы (oeils-de-boeuf). Это дальнейший шаг на пути к освещению трифория.

Готическая архитектура. Трифорий и обслуживающие галереи

Рис. 271

Светлый трифорий. — Светлый трифорий (рис. 271, R) появляется только во второй половине XIII в. Неф Амьенского собора имел еще неосвещенный трифорий, а пример R соответствует расположению хора, сооруженного к 1250 г. До той поры окна трифория начинались там, где заканчивалась   односкатная   крыша.   Заменяя   же  эту  односкатную крышу плоской террасой или шатровой крышей, получили возможность отвести для оконного проема всю поверхность, занятую трифорием.

Проще всего было продолжить бруски оконного переплета, и этот прием был использован в церкви Сент-Юрбен. В конце концов остановились на среднем решении, заключавшемся в том, что сохранили контуры трифория и только заменили остекленной аркатурой заднюю его стенку, так как не было больше основания делать ее глухой.

Арочки трифория перекрещивались с длинными брусками оконных переплетов и служили им связью, но это только второстепенная их роль. По существу же форма трифория уже не более, как пережиток и украшение. Два ряда сквозных арочек галереи, обычно разного рисунка, переплетаются в перспективе и создают неожиданную игру светотени, которая видоизменяется при каждом передвижении зрителя. Трудно представить себе конструкцию более подвижную, воздушную и изящную.

К несчастью, чтобы получить освещенный трифорий, приходится произвести нежелательное изменение в крыше над боковыми нефами: если остановиться на плоских террасах, то не обеспечивается сток дождевых вод; если принять шатровые крыши (рис. 271, R), то вдоль трифория получается желобок, в котором скопляется снег, а дождевые воды могут стекать только по очень отлогим желобам, уложенным между скатами крыши. Если все это принять во внимание, то надо признать, что светлый трифорий является нововведением, характеризующим уже изысканность эпохи упадка.


Обслуживающие галереи

Трифорий, возникший из потребности украсить торцевые стены, только дополнительно играет роль обслуживающей галереи. В церквах, помимо трифория, имеются на различной высоте, и в особенности на уровне подоконников, круговые галереи, позволяющие следить за состоянием окон, облегчающие декорирование нефов тканями и служащие, если это нужно, для обороны.

По рис. 200 и 201 можно судить об обычном расположении этих галерей. Чаще всего они существуют на уровне подоконников верхних окон; при этом школы центральной Франции помещают их вне зданий, а нормандская школа, по традиции, восходящей к романской эпохе, устраивает их, наоборот, внутри зданий (рис. 195, С— Кан; рис. 131 — Бошервиль).

Бургундская школа, обычно разделяющая массивные опорные столбы на две отдельные части, использует промежуток между ними для устройства обслуживающей галереи. Школа Шампани — почти единственная, которая допускает, наряду с обслуживающими галереями, расположенными в верхней части здания, внутреннюю проходную галерею на высоте подоконников нижних окон. На рис. 270, А (капелла с абсидами в Реймсе) показана эта особенность, свойственная Шампани.

Огюст Шуази. История архитектуры. Auguste Choisy. Histoire De L'Architecture

Добавить комментарий

CAPTCHA
Подтвердите, что вы не спамер (Комментарий появится на сайте после проверки модератором)