Трансепт и апсида готических церквей

 

Пересечение нефов

В романской архитектуре существовал обычай делать более высокой ту секцию, где находится пересечение нефов. Если крыша имела стропильную систему, то над центральной секцией ей придавали более высокий уровень; в случае перекрытия сводами, пересечение нефов обозначалось высоким куполом.

Первая система применялась в нормандской школе; вторая — в  клюнийской  школе Бургундии, в  школах  Оверни, Пуату и рейнских областей. В готическую эпоху обычай придавать центральной секции большую высоту удерживается лишь в областях, где сохранились традиции романской архитектуры. Почти во всех нормандских и английских соборах пересечение нефов отмечено высоким сводчатым фонарем (Руан и др.). Бургундская школа воспроизводит этот план в церкви Богоматери в Дижоне и в Лозаннском соборе. Наоборот, в тех областях, где романская архитектура оставила слабые следы, более высокая секция встречается редко: в Шампани нельзя назвать ни одного примера, в Блуа обнаружен только один небольшой купол.

В Феррьере (департамент Луары) центральная секция, перекрытая нервюрным куполом, сделана в виде восьмиугольника, от которого ответвляются нефы и святилище. В архитектурной школе Иль де Франса фонарь, поднимающийся над нефами и получающий свет из окон, расположенных поверх их крыш, встречается только в Лаоне и Брэне. Рис. 311 показывает вид и конструкцию фонаря в церкви в Брэне; рис. 211 объясняет, каким образом распор передается аркам, примыкающим к барабану и укрепляющим его, и как эти арки, в свою очередь, передают распор контрфорсам.

Трансепт и апсида готических церквей. Пересечение нефов. Вид и конструкция фонаря в церкви в Брэне

Рис. 311

Это была смелая конструкция, но, несмотря на производимое ею прекрасное впечатление, понятно, почему ее не решались применять те архитектурные школы, которые не восприняли ее по традиции: они довольствовались сводом, поставленным на уровне других сводов, к нему прилегающих. Этот свод, имеющий лишь четыре опоры, никогда не мог повторить шестичастную форму сводов над нефами. Даже в том случае, когда все секции нефов имеют шестичастные своды, центральная секция, если она не купольной формы, завершается простым пересечением стрельчатых распалубок.

Что касается несущих устоев свода, то, будучи изолированными и более нагруженными, чем обычные устои, они значительно толще и никогда не сделаны в виде цилиндрического ствола; это всегда массивы с колонками, поднимающимися от основания.

 

Абсида

Последовательные варианты плана. — В XII в., как правило, боковые нефы, идущие вдоль центрального, продолжаются и на закруглении хора. Если вдоль центрального нефа идет один только боковой неф, то один же неф идет и по закруглению хора; такой случай наблюдается в Нуайоне и в церкви Сен-Жермен де Прэ. Если вдоль центрального нефа идут два боковых, то оба они продолжаются на закруглении и продолжают абсиду; такой случай представляют соборы Парижа и Буржа.

В конце XII в., когда отказываются от пятинефного плана для основного корпуса здания, в хоре еще сохраняются пять нефов, благодаря чему хор приобретает более значительный и величественный вид. Так, Шартрский собор имеет две боковые галереи, начинающиеся у хора и окружающие абсиду.

Мы уже перечисляли главные комбинации, позволявшие перекрывать сводами закругляющиеся галереи. Перекрытие сводами второй галереи не обходится без осложнений; и, несмотря на гибкость конструкций на нервюрах, вторая галерея всегда имеет более или менее неуклюжий вид. Поэтому с XIII в. она исчезает; в прямой части святилища сохраняются оба боковых нефа, но на закруглении остается только один из них. Чтобы проследить его постепенное изменение, достаточно обратиться к планам, приведенным на рис. 284 и 285: в Р и В (XII в.) две боковые галереи обходят хор, в А (XIII в.) две галереи заменяются на закруглении одной.

Один из самых ранних примеров этого упрощения мы видим в церкви Сен-Реми в Реймсе; начиная же с XIII в., оно применяется повсеместно: мы встречаем его в соборах Реймса, Амьена, Тура и даже в немногих пятинефных церквах — в Труа, Кёльне и Милане.

Из семи нефов Антверпенского собора только один продолжается на закруглении абсиды. В Брэне, где абсида не имеет обхода (рис. 311), переход от широкого пространства ветвей креста к узкому пространству хора достигнут при помощи двух капелл, очень удачно поставленных наискось. Это изящное решение было повторено в рейнских областях (собор Богоматери в Трире *), в Баварии (церковь в Ксантене); подражания встречаются вплоть до Венгрии (церковь св. Елизаветы в Кашау).

Примечание: Церковь центрального типа, начата постройкой около 1242 г. и окончена около 1250 г. Образцом се французские ученые считали неоднократно упоминаемый Шуази храм в Брэне, что опровергается немецкими исследователями (см. Gаll и Сlasen). Снаружи Трирская церковь не имеет аркбутанов и вообще, хотя бы по своему центральному плану, должна рассматривался как исключение.

В первый период готического искусства стена абсиды возводилась по круглому плану; это была цилиндрическая стена, все проемы которой перекрывались перемычками сложной кладки. Этот план являлся пережитком романской архитектуры, в которой абсида перекрывалась полукуполом. Такая форма держалась еще долго после того, как вышел из употребления сферический свод, которым только и оправдывалось ее применение.

Лишь во второй трети XIII в. окончательно отказываются от круглого плана и переходят к плану многоугольному. Инициатива этого упрощения принадлежит архитектурной школе Шампании: в начале XIII в. во многих церквах Шампани абсиды уже многоугольны. В церкви Богоматери в Шалоне абсида, сохраняя круглый вид снаружи, внутри уже многоугольна, что в значительной мере избавляет от трудностей кладки перемычек и от проистекающей отсюда неустойчивости. В Реймском соборе капеллы хора, законченные около 1220 г., начаты на круглом фундаменте и закончены по многоугольному плану. В обоих этих зданиях чувствуется приближение к решению, которое кажется вполне естественным, но принято было с таким запозданием.

В английской архитектуре завершение в виде абсиды применяется редко, — центральный неф заканчивается прямой стеной с широкими цветными витражами. Это решение, простое и очень эффектное, во Франции применялось редко. Оно было использовано в Доле — вероятно, под английским влиянием. В Лаоне оно появилось после переделки основного плана, по которому абсида должна была быть полукруглой (рис. 285, L). В очень многих церквах хор расположен под значительным углом к оси нефа.

Исходя из мысли, что план церкви имеет символическое значение, не только усматривали символику в изображении креста, но даже ухитрялись находить в плане склоненную голову умирающего Христа. В действительности же это искривление плана наблюдается только в тех церквах, которые сооружались в два приема. В тех случаях, когда план не переделывался, как, например, в Реймсе и в Амьене, эта неправильность никогда не встречается; если же она имеется, ее надо рассматривать как результат плохого выравнивания оси.

Точно продолжить ось вообще не так легко. В соборе св. Петра в Риме, из-за ошибки при равнении по оси, неф чуть было не пошел вкось от святилища, как это наблюдается в большей части готических памятников. В этих церквах ось отклоняется то вправо, то влево, и ее искривление является не больше, как результатом ошибок, допущенных при разбивке плана на участке.

Трансепт и апсида готических церквей. Устройство верхних частей алтаря. Церковь Сен-Жермен де Прэ

Рис. 312

Устройство верхних частей алтаря.Рис. 312 показывает расположение святилища первых времен готики — в церкви Сен-Жермен де Прэ, окончание которой совпадает с началом работ в соборе Парижской Богоматери. Один исторический факт связывает обе эти даты: в 1163 г. папа Александр III, искавший убежища во Франции во время борьбы за инвеституру, освятил этот храм и заложил первый камень хора собора Парижской Богоматери. Левая сторона рисунка показывает здание в его первоначальном виде, правая сторона — в том виде, как оно дошло до нас.

Нервюры алтарной части здания поддерживаются радиальными аркбутанами и сходятся все в одной общей вершине, где их распор взаимно уравновешивается. При взгляде на рисунок можно судить о влиянии, которое оказывает круглая форма абсиды на кладку, устойчивость аркад и проемов.

Архивольты представляют собою кривые двойной кривизны, а замки как бы выжимаются арками наружу. Эти неудобства уменьшаются сужением секций в том месте, где начинается закругление. Вследствие сжимания секций, устои абсиды оказываются менее нагруженными, чем устои прямой части нефа; поэтому они не требуют таких больших сечений. Какова бы ни была форма и толщина обычного устоя, устои закругления всегда имеют вид цилиндрического ствола с очень небольшим диаметром.

В трифории церкви Сен-Жермен де Прэ первоначально по всей его длине шла аркатура стрельчатой формы, сохранившаяся только в первой секции; крыша же над боковым нефом и капеллами имела более крутой скат, чем современная крыша. Это изменение было произведено в течение XIII в. В то время как поднимали верхние части окон в Сансе и опускали подоконники в соборе Парижской Богоматери, в церкви Сен-Жермен де Прэ также были опущены подоконники; а это привело, как показано в правой части рис. 312, к замене стрельчатых арок трифория архитравами, какие мы видим и теперь. За исключением этой переделки, памятник сохранил свой прежний вид. Его легкие, но сдержанные формы хорошо характеризуют первоначальную стадию развития готического искусства.

Доказательства первичности плана здесь точно те же, что и в соборе Парижской Богоматери: секции в основаниях башен, — их не решились переделывать, и они сохраняют прежний рисунок трифория;  базы колонок, декорирующих окна снаружи и показывающих тот уровень, от которого когда-то начиналась крыша.

Примеры, приведенные на рис. 313, дают представление об усовершенствованиях, достигнутых в XIII столетии. Один пример заимствован из церкви Богоматери в Дижоне, второй— из собора в Семюре (в Оксуа); первый относится к середине XIII в., другой — ко второй половине его.
 
В обоих случаях — план многоугольный; в абсиде нет больше ни аркад, ни проемов, выполненных сложной кладкой; кладка упрощена, и этим достигнута большая устойчивость.

Абсида в Дижоне (рис. 313, В) не имеет обхода: распор воспринимается непосредственно контрфорсами. Трифорий, расположение которого вдоль главного нефа оправдывается наличием бокового нефа, продолжает сохраняться здесь только в силу соблюдения традиции; он имеет вид галереи, в задней стене которой прорезаны круглые окна. Замените круглые окна трифория в Дижоне стрельчатыми проемами, и вы получите общий план абсиды без обхода, применявшийся повсюду, начиная с 1250 г.: в церкви Сен-Сюльпис де Фавьер (департамент Сены и Уазы), в церкви Сент-Аман (департамент Марны) и т. д.

Семюр (рис. 313, А) — это возврат к святилищу с кольцевой галереей. Смелость конструкции достигает здесь крайнего предела. Стволы устоев, сведенные к монолитным стержням, поддерживают на очень значительных консолях основания колонок, поднимающихся до самых сводов. Верхние же части устоев, прорезанные на двух различных уровнях обслуживающими галереями, представляют собою целые сложные сооружения.

Трансепт и апсида готических церквей. Устройство верхних частей алтаря. Церковь Богоматери в Дижоне. Собор в Семюре

Рис. 313

Чтобы достигнуть такой легкости, нужны были и чрезвычайно большой сопротивляемости камень, и исключительная уверенность в строительных приемах; прекрасная сохранность здания доказывает, что эта уверенность вполне себя оправдала. В соборе в Бовэ, по времени почти совпадающем с собором в Семюре, произошли неприятные осложнения, которые, быть может, были вызваны лишь плохим качеством материалов; можно допустить, что если бы в распоряжении архитектора в Бовэ был такой же известняк, как и в Бургундии, то его сооружение осталось бы в полной сохранности.

Огюст Шуази. История архитектуры. Auguste Choisy. Histoire De L'Architecture

Добавить комментарий

CAPTCHA
Подтвердите, что вы не спамер