Строительные приёмы монастырской архитектуры: Сводчатые конструкции

Культовое искусство, изучением которого мы занимались до сих пор, отнюдь не представляет собою всю архитектуру средневековья: рядом с церковью строятся и замок, и жилой дом, и монастырь, и все эти архитектурные сооружения требуют специального изучения.

Если подойти к гражданской архитектуре с точки зрения архитектурно-художественных приемов, то в ней нельзя обнаружить ни одной архитектурной детали, ни одного украшения, которые были бы принципиально чужды архитектуре культовой: одни и те же приемы, одни и те же декоративные элементы. Строительные приемы не зависят от назначения зданий; декоративная система, столь логически вытекающая из конструктивных приемов, присуща этим приемам при самом различном применении их; профили и архитектурная скульптура подчиняются одним и тем же требованиям, о каких бы зданиях ни шла речь. Все это как бы слова и обороты языка, который остается одним и тем же, каковы бы ни были излагаемые при его помощи идеи: выражения меняются до бесконечности, а характер произведения зависит от того, каким образом эти элементы группируются и сочетаются.

ОБЩИЕ ПРИЕМЫ СТРОИТЕЛЬСТВА

СВОДЧАТЫЕ КОНСТРУКЦИИ

В качестве примеров этой общности строительных приемов средневековья мы приводим на рис. 325 и 326 чертежи шла в аббатстве и зала в странноприимном доме, относящихся к периоду расцвета готического искусства, т. е. к первой половине XIII в.

Пример, представленный на рис. 325, взят из трапезной аббатства Сен-Мартэн де Шан. На рисунке воспроизведен план церкви с двумя нефами, в которой преимущества прямого освещения сочетались со всеми упрощениями системы уравновешивания без аркбутанов, с одними непосредственно приставленными к стенам контрфорсами.

Своды возведены на нервюрах; контрфорсы —   уступчатые, как во всех церквах той эпохи; стволы колонн отличаются такой легкостью, что их можно принять за металлические, а устойчивость сводов достигается остроумным приёмом, показанным на дополнительном чертеже: смежные подпружные арки обоих нефов имеют различный профиль.

Строительные приёмы монастырской архитектуры: Сводчатые конструкции. Трапезная аббатства Сен-Мартэн де Шан
Рис. 325 
Строительные приёмы монастырской архитектуры: Сводчатые конструкции. Странноприимный дом аббатства в Урскане
Рис. 326

Детали убранства во всех отношениях тождественны украшениям культовой архитектуры: мы здесь видим профили нервюр церквей той эпохи, а скульптура, выполненная с   редким   совершенством,   настолько   отвечает   характеру церковной скульптуры, что мы сочли возможным взять за образец декоративной скульптуры XIII в. (рис. 243) одну из капителей этой самой трапезной.

На рис. 326 (странноприимный дом аббатства в Урскане) дан пример сводчатого зала в три нефа. Здесь также прибегли к плану, при котором распор сводов уничтожается тут же на месте: все три нефа одной высоты и поддерживаются контрфорсами, примкнутыми к стенам.

Наконец, гражданская архитектура, избегавшая сводов большой высоты и с большими пролетами, часто применяла квадратные залы с центральным устоем. Представьте себе трапезную аббатства Сен-Мартэн де Шан, ограниченную только двумя пролетами: от ряда центральных колонн останется одна центральная опора, — и вы получите вполне обычный тип конструкции на квадратном плане, тот тип, который применялся в залах капитула большинства аббатств того времени.

Обычно высоту устоя ограничивают строгими пределами полезного; самые своды — небольшой высоты: благодаря тому, что нервюры имеют опору на центральном устое, можно уменьшить их стрелу; в большинстве случаев залы, по­строенные таким образом, низки и несут на своих сводах еще жилой этаж.

Иногда, с целью расширить квадратную площадь зала, внутри него увеличивают количество опорных устоев; два плана, приведенные на рис. 181, указывают характер этих свободных композиций. 

Огюст Шуази. История архитектуры. Auguste Choisy. Histoire De L'Architecture

Добавить комментарий

CAPTCHA
Подтвердите, что вы не спамер