Рем Колхас: проект «Эрмитаж-2014. Мастер-план»

В Эрмитажном театре состоялась презентация проекта «Эрмитаж-2014. Мастер-план». Так музей начал готовиться к своему 250-летию. Главным исполнителем первого юбилейного акта стало АМО (Analyse of Metropolitan Architecture), исследовательское подразделение голландского архитектурного бюро ОМА. Спонсорами — правительство Нидерландов, Общество голландских друзей Эрмитажа, компания Mercury. Сценой — весь комплекс Эрмитажа.
 
Сразу оговоримся: речь не пойдет об архитектуре как таковой. Никто ничего строить не собирается. То есть Эрмитаж-то как раз вполне собирается (реконструкция Главного штаба еще впереди), а вот Рем Колхас после проигрыша конкурса на эту самую реконструкцию в 2002 году от идеи архитектурного вмешательства в эту среду отказался. Новый совместный проект будет посвящен тому, в чем господин Колхас, пожалуй, сильнее всех нынешних звездных архитекторов, вместе взятых, — теории.
Объектом его исследований станет Эрмитаж в самом широком смысле: как архитектурный комплекс, как мировой и национальный музей, как хранитель старого и собиратель нового, как производитель выставок, как медиатор. В итоге должен нарисоваться некий портрет Эрмитажа, способный помочь музею в понимании возможных путей развития. Проект рассчитан на один год. Его стоимость — €1,5 млн. Такова схема. Подобные исследовательские портреты не новинка для АМО. Среди последних заказов исследования для Евросоюза, Пекина, Венеции, Гарвардского университета, модного дома Prada, института дизайна «Платформа 21» в Амстердаме. Еще больше опыта у бюро Рема Колхаса в музейном деле: на их счету 24 только реализованных проекта по архитектуре и дизайну музеев по всему миру, напроектировали же музеев в бюро, по признанию самого архитектора, уже на 34 футбольных поля.

Сотрудничество АМО/ОМА с Эрмитажем началось не сегодня: в 2001 году Рем Колхас оформил выставочный центр «Эрмитаж-Гуггенхайм» в Лас-Вегасе, в 2002-м участвовал в конкурсе Всемирного банка на реконструкцию восточного крыла Главного штаба, в 2003—2005 годах сотрудники АМО работали в Главном штабе в качестве консультантов. Высказанная тогда по отношению к эрмитажным пространствам крайне бережная позиция господина Колхаса по «модернизации через сохранение», хоть и не поразила экспертов Всемирного банка, навсегда покорила директора музея Михаила Пиотровского. Сошлись они и на признании абсолютной уникальности Эрмитажа в современном глобалистском мире «коммерциализации и заигрывания перед публикой» — они видят это совсем по-разному, но общий итог их размышлений именно таков.

Предыстория отношений Эрмитажа с Ремом Колхасом дает вроде бы основания для оптимистического ожидания окончания исследования. Дизайнерские и концептуальные идеи обещают опробовать на одной из постоянных экспозиций музея (предположительно восточного искусства), на нескольких временных выставках, предполагается совершить ряд интервенций в городскую среду. Планируются также четыре международных семинара по темам исследования, а по итогам проекта будет выпущена книга и сделана выставка. Однако Эрмитаж, как обычно, внес свои коррективы в протокол работы внешних организаций. В отличие от обычной практики, когда заказчик ставит перед бюро задачу и предоставляет материалы для исследования, в этот проект были введены эрмитажные сотрудники: группа «Эрмитаж-2014» будет состоять из пяти человек со стороны АМО и пока не названных пяти-шести человек со стороны музея. Портрет Эрмитажа будет соседствовать, таким образом, с автопортретом, а это, согласитесь, немного разные вещи.

Дело может осложниться еще и человеческим фактором, который в подобных Эрмитажу громоздких традиционных организмах чрезвычайно влиятелен. Горячим поклонником идей Рема Колхаса является директор музея Михаил Пиотровский, но неоднократное уже появление архитектора со своими схемами и графиками перед сотрудниками оставило в последних ощущение настороженности: «чужак», «нам советует», «диктовать будет», «что он понимает», «тут надо жизнь прожить». Этот тон очевиден был в атмосфере зала на презентации, но уж совсем грозовыми тучами он собирался в кулуарах. Критика постоянных экспозиций музея, дизайна выставок, витрин, сомнения в корректности нынешней политики использования исторических интерьеров или не-использования сотен квадратных метров потенциально богатых на экспозиционные решения площадей, на которую только намекнул Рем Колхас, но которая неминуемо будет развернута в ходе его исследования, сразу же вызвала крайнее неудовольствие эрмитажников. Состоится ли вожделенная руководством музея «совместная» работа в таких условиях, неясно.

Пока команда Рема Колхаса смотрит на эту свою работу с оптимизмом.

«Мы уверены, что что-то будет воплощено. Особенно в части дизайна: нет причин, чтобы не использовать опыт одного из лучших дизайнерских бюро в мире, — сказала корреспонденту «Ъ» сотрудник АМО Анастасия Смирнова. — Будет трудно, но это возможно». Особые надежды возлагаются на интерес Эрмитажа к искусству XX—XXI веков — показывать его пока решительно негде. Хотя бы просто из-за все разрастающихся размеров произведений. Уже сегодня по музею ходит британская знаменитость Аниш Капур, размеры скульптур которого растут из года в год. Тут советы Рема Колхаса по освоению внутренних дворов и экспансии в городскую среду могут очень пригодиться. А это устроило бы почти всех: на современное искусство у эрмитажников права первой и всех последующих ночей еще нет.

Текст: «КоммерсантЪ» 30.01.2008. http://www.kommersant.ru/ «Третье пришествие... Рема Колхаса опять призвали в Эрмитаж»

Рем Колхас (Rem Koolhaas): Музей Эрмитаж (HERMITAGE MUSEUM), С-Пб, 2003

Рем Колхас (Rem Koolhaas): Музей Эрмитаж (HERMITAGE MUSEUM), С-Пб, 2003

Рем Колхас (Rem Koolhaas): Музей Эрмитаж (HERMITAGE MUSEUM), С-Пб, 2003

Рем Колхас (Rem Koolhaas): «Эрмитаж-2014. Мастер-план» (HERMITAGE 2014), С-Пб, 2008

Рем Колхас (Rem Koolhaas): «Эрмитаж-2014. Мастер-план» (HERMITAGE 2014), С-Пб, 2008

Рем Колхас (Rem Koolhaas): «Эрмитаж-2014. Мастер-план» (HERMITAGE 2014), С-Пб, 2008

Рем Колхас (Rem Koolhaas): «Эрмитаж-2014. Мастер-план» (HERMITAGE 2014), С-Пб, 2008

Добавить комментарий

CAPTCHA
Подтвердите, что вы не спамер