Промышленные сооружения эпохи восстановления и построения фундамента социалистической экономики 1917 - начало 1930-х

Промышленные сооружения эпохи восстановления и построения фундамента социалистической экономикиПосле Великой Октябрьской социалистической революции одной из первоочередных задач было восстановление и дальнейшее развитие промышленности и прежде всего энергетики. В 1918 г., намечая план работы Академии наук, В. И. Ленин прежде всего выдвинул проблемы, связанные с развитием производительных сил государства, в том числе электрификации страны.

В 1917 г. был утвержден проект строительства Шатурской электростанции. В 1920 г. она дала первый ток. Строительство проходило в очень тяжелых условиях. По распоряжению В. И. Ленина, котел для станции был снят с броненосца, а турбина перевезена с Обуховского завода.

В январе 1919 г. приступили к проектированию и строительству электростанции на р. Волхове в 120 км от Ленинграда; в 1926 г. она вступила в строй. Сооружение Волховской ГЭС было важным событием в истории промышленного зодчества. Строительство осуществлялось под общим руководством инж. Г. Графтио, архитектурная часть проекта была разработана О. Мунцем при участии В. Покровского, Н. Гундобина, инж. А. Тихомирова.

Комплекс электростанции состоит из глухой водосливной плотины, здания силовой станции и судоходного шлюза. Большие арочные проемы — главная архитектурная тема фасада — обеспечивают хорошее освещение внутреннего пространства, где разместились восемь турбин. Фасад станции со стороны верхнего бьефа решен вертикальным ритмом высоких прямоугольных окон. Строительство Волховской электростанции мощностью 60 тыс. кВт, по существу, решило две проблемы: обеспечило электроэнергией Ленинград и улучшило судоходство по р. Волхову. На строительстве комплекса Волховской ГЭС воспитывались первые кадры строителей, монтажников, которые впоследствии работали на строительстве Днепрогэса и других крупных гидростанций.

21 декабря 1921 г. был утвержден план электрификации страны — ГОЭЛРО, разработанный по инициативе В. И. Ленина специально созданной комиссией под руководством Г. Кржижановского. В. И. Ленин, придавая выполнению этого плана огромное значение как решающему фактору развития промышленности, называл план ГОЭЛРО второй программой партии. План, рассчитанный на 10—15 лет, к 1931 г. был выполнен, а к 1935 г. перевыполнен в 2,5 раза, хотя в свое время даже доброжелателями за рубежом был встречен как невыполнимая мечта. По плану ГОЭЛРО был построен целый ряд электростанций: Каширская (1922 г.) и Шатурская (1925 г.) под Москвой; Ярославская и Владимирская, работающие на торфе; Самарская (1928 г.), работающая на угле; Ленинаканская в Армении др., а также гидроэлектростанции : Ивано-Вознесенская, Штеровская в Донбассе, Земо-Авчальская в Грузии (1927 г.); Волховская (1928 г.), Днепровская (1932 г.) и др.

В 1923—1927 гг. на р. Куре недалеко от Тбилиси была построена Земо-Авчальская ГЭС. Авторами архитектурно-строительной части были А. Кальгин, М. Мачавариани и К. Леонтьев. Комплекс ЗАГЭС расположен в горной местности и состоит из головных сооружений, образующих ряд ступеней, водоотводного (деривационного) канала и узла гидростанции. Трехпролетная щитовая плотина с водосливом, рыбоходом и каналом для удаления ила несет два моста: нижний из металлических ферм для сквозного движения и верхний из железобетона, поддерживающий подъемные механизмы. В систему головных устройств входят еще две высокие плотины, снабженные необходимыми устройствами для регулирования уровня воды в водоприемнике и напорном бассейне, откуда поток направляется к турбинам.

Здание гидростанции обращено к долине р. Куры, его фасад решен системой стрельчатых арок, обеспечивающих хорошую освещенность турбинного зала. У плотины на высоком постаменте воздвигнут бронзовый памятник В. И. Ленину (скульптор И. Шадр).

Наиболее выдающимся событием как в электрификации страны, так и в советской промышленной архитектуре стало создание гидроэлектростанции имени В. И. Ленина на Днепре (1927-1932 гг.)..........

Запорожье. Днепрогэс имени В. И. Ленина, 1927—1932 гг Запорожье. Днепрогэс имени В. И. Ленина, 1927—1932 гг

...........Другой пример постулированного конструктивизмом единства архитектурной формы и содержания — строительство Всесоюзного электротехнического института (В. и Г. Мовчаны, Л. Мейльман, И. Николаев, А. Фисенко, конструктор Г. Карлсен, под руководством профессора А. Кузнецова, 1928-1930 гг.). Комплекс института расположен на участке, примыкающем к шоссе Энтузиастов. В него входят три основных здания: лаборатория высокого напряжения, машинно-аппаратный и электрофизические корпуса. Авторы достигли согласованности отдельных элементов комплекса не только в интересах экономного и логичного построения технологии, но ив интересах образного решения по «законам красоты».

Каждое из зданий комплекса решено своеобразно в соответствии со своей функцией. Композиция каждого здания, обеспечивая максимум функциональных удобств, приобретала выразительность путем пластического освоения функционально необходимых элементов. Так, например, своеобразие фасада лаборатории высокого напряжения достигнуто прорисовкой на глади стены основного зала двух круглых отверстий для ввода линий высокого напряжения, перекрытых энергично выступающими полукруглыми козырьками. В другом случае в композицию здания в качестве главного элемента органично включается полуциркульный объем лестничной клетки с узкими окнами или же прямоугольный высокий объем здания решается сплошным остеклением. Немаловажную роль в ансамбле зданий института сыграли гармония пропорций и согласованность архитектурного масштаба.

Возникновение машиностроительной, химической, энергетической и других отраслей промышленности привело к быстрому развитию новых типов сооружений. Именно в этот период начинается широкое строительство промышленных комплексов и сооружений. Ведущая роль в развитии отечественной промышленной архитектуры принадлежала В. Веснину и А. Кузнецову, создавшим советскую школу промышленного зодчества и воспитавшим плеяду архитекторов-специалистов по промышленной архитектуре.

Наряду с развитием тяжелой промышленности в этот период создается и много предприятий легкой промышленности. Большая заслуга в их разработке принадлежит Б. Гладкову, И. Николаеву, А. Фисенко и др.

Развитие отечественного хлопководства в Закавказье и Средней Азии вызвало строительство текстильных комбинатов, в том числе в Фергане, Ленинакане и других городах. В центральной части России реконструируются и строятся новые предприятия: меланжевый комбинат (1926-1928 гг.) и прядильная фабрика имени Ф. Э. Дзержинского (1929 г.) в Иванове, ниточная фабрика в Глухове (Б. Гладков, Е. Попов, 1929 г.), льнокомбинаты в Касимове, Пскове, Орше (И. Николаев, А. Фисенко, 1927-1929 гг.), трикотажная фабрика «Красное знамя» в Ленинграде (А. Оль и немецкий архитектор Э. Мендельсон, 1930 г.) и др.

В лучших, с архитектурной точки зрения, образцах текстильных предприятий прослеживается процесс освоения новых технологических и конструктивных решений в качестве формообразующих средств в процессе создания архитектурного образа промышленного сооружения. Это видно на примере фабрики «Красная Талка» в Иванове (Б. Гладков и И. Николаев, 1928-1929 гг.), трикотажной фабрики в Ивантеевке под Москвой (Г. Гольц, И. Соболев, М. Парусников).........

Иваново. Фабрика «Красная Талка» Иваново. Фабрика «Красная Талка», 1928—1929 гг

..........Трикотажная фабрика в Ивантеевке под Москвой решена на тех же принципах формообразования. Шестиэтажное железобетонное сооружение хорошо вписано в сложный треугольный участок, разделенный на отдельные функциональные зоны. Перед зданием — большое озелененное пространство, организующее подход к фабрике, с противоположной стороны размещены вспомогательные корпуса и железнодорожный ввод. Такое решение общей композиции позволило разделить транспортные и людские потоки. Многоэтажный объем фабрики сплошь остеклен, торцы ограничены глухими стенами административно-бытовых помещений и двумя выступающими полукруглыми объемами лестничных клеток. Фасад расчленен по горизонтали рядом железобетонных полос. Вместе с импостами окон они придают плоскости фасада своеобразную ажурность, усиливающую ее контраст с глухими поверхностями лестничных клеток и торцовых стен.

Эти сооружения по простоте архитектурного решения, по функциональной логике построения плана, образной характеристике являются типичными образцами раннего этапа развития промышленной архитектуры.

Годы первой пятилетки были временем широкого развития промышленной архитектуры. В связи с этим в конце 20-х и начале 30-х годов создаются такие крупные технологические и строительные проектные организации, как Теплопроект, Гидроэнергопроект, Гипромез, Гипромаш, Госпроектстрой (впоследствии Промстройпроект) и др. Всего за первую пятилетку было введено в строй 1500 промышленных предприятий. Впервые в СССР были созданы новые отрасли промышленности: авиационная, автотракторная, химическая. На новой инженерно-технической основе были построены крупнейшие в СССР промышленные объекты: Магнитогорский металлургический комбинат; первая очередь завода Уралмаш в Свердловске; вагоностроительный завод в Нижнем Тагиле и паровозостроительный в Луганске; автомобильные заводы в Москве; тракторные заводы в Ростове-на-Дону и Харькове. Начато строительство таких гигантов индустрии, как комбинат «Запорожсталь», Волховский алюминиевый и Новокраматорский машиностроительный заводы; построены крупные текстильные предприятия, элеваторы, хлебозаводы и др. В этой созидательной работе были использованы передовой зарубежный опыт и достижения отечественной промышленности. Создание крупных промышленных комплексов уже во второй пятилетке превратило СССР в высокоразвитое индустриальное государство. Пример крупного промышленного сооружения - Магнитогорский    комбинат, возникший в конце 20-х годов у горы Магнитной. Грандиозный комплекс с законченным производственным циклом состоял из самостоятельных специализированных цехов, фабрик, доменных печей, электростанции и других сооружений,   размещенный   на   территории в несколько сот гектаров. Крупный инженерно-архитектурный комплекс играл большую градообразующую роль в общем объемно-пространственном решении  Магнитогорска.   Магнитогорский комбинат стал огромной экспериментальной площадкой, на которой отрабатывались вопросы комплексного проектирования и строительства, совершенствовались методы индустриализации строительного процесса. Опыт Магнитогорска    был   широко    использован в строительстве второй пятилетки.

Уже на первом этапе развития промышленной   архитектуры   стала   очевидной    необходимость    перехода    к модульной системе проектирования и унификации основных элементов конструкций. В строительстве использовали сетку колонн, кратную 3 м, главным образом 6х6и9х9м, что позволило унифицировать отдельные блоки и здания в целом. Началось широкое использование  железобетонных  конструкций и   деталей   зданий   (одноэтажные   и многоярусные  железобетонные  рамы, кровельные плиты, ступени и марши лестничных  клеток и т.д.),   изготовляемых индустриальным способом на заводах  железобетонных  конструкций или на полевых полигонах. Так строились   одноэтажные  корпуса  заводов «Калибр», «Фрезер», ЗИЛ в Москве, Челябинский и Харьковский тракторные заводы, Днепровский алюминиевый завод, Новокраматорский машиностроительный завод и др.

В композиции одноэтажных цехов широко использовались выразительные средства метрического или ритмического чередования  простенков,   пилястр, вертикальных     проемов.  В многоэтажных зданиях (текстильные, швейные и другие предприятия) применилась строгая сетка больших прямоугольных окон. Широко использовались горизонтальные тяги и пилястры. Применение железобетонных и металлических каркасных конструкций в промышленной архитектуре подсказывало новые выразительные возможности. Так, в холодных цехах металлургических и машиностроительных заводов архитекторы использовали контраст легкой навесной фахверковой стены и элементов несущего каркаса. Получили распространение ленточные горизонтальные окна, акцентированные входы и лестничные клетки.

При разработке генеральных планов различных промышленных комплексов особое внимание уделялось зонированию территории по производственному и другим функциональным признакам. Выделялись зоны административных зданий, холодных цехов, горячих цехов, энергетическая группа,  склады, подъездные пути и др. В отличие от дореволюционного строительства большое значение в архитектуре заводских комплексов   приобрело  благоустройство и озеленение. Впервые на территории заводов появляются пункты общественного питания и медицинского обслуживания. В годы второй и третьей пятилеток все эти начинания получили дальнейшее развитие. 

История советской архитектуры (1917-1954) под ред. Н.П. Былинкина и А.В Рябушина

Добавить комментарий

CAPTCHA
Подтвердите, что вы не спамер