Мавзолей Ленина. А. Щусев

Москва. Мавзолей В.И. Ленина на Красной площади. А. Щусев. Первый деревянный мавзолей Москва. Мавзолей В.И. Ленина на Красной площади. А. Щусев. Проект мавзолея
Первый деревянный мавзолей. 1924 г. А. Щусев. Проект мавзолея. 1924 г.
Москва. Мавзолей В.И. Ленина на Красной площади. А. Щусев. Деревянный мавзолей 1924—1929 гг. Москва. Мавзолей В.И. Ленина на Красной площади. А. Щусев. План
Деревянный мавзолей 1924—1929 гг. План мавзолея Ленина

В 20-е годы было положено начало формированию выдающегося произведения советской архитектуры — Мавзолея В. И. Ленина.

21 января 1924 г. умер В. И. Ленин. Правительственная комиссия по организации похорон в ночь на 24 января поручила акад. А. Щусеву составить проект Мавзолея. В короткий срок зодчему предстояло решить сложные творческие проблемы.

У Кремлевской стены в братских могилах были похоронены борцы, отдавшие жизнь за дело Октября. Здесь в первую годовщину Октябрьской революции выступал В. И. Ленин при открытии мемориальной доски скульптора С. Коненкова. На том месте, где Ленин произносил пламенную речь, и должен был быть воздвигнут Мавзолей. Ко дню похорон — 27 января 1924 г. — временный деревянный Мавзолей был открыт.

Проект первого временного Мавзолея представлял собой в плане параллелепипед, к которому с двух сторон примыкали Г-образные симметричные пристройки лестниц. Посетитель должен был спускаться по правой лестнице, обходить саркофаг с трех сторон и подниматься по левой лестнице. Временный Мавзолей, лишь в основных чертах воплотивший проект, просуществовал два месяца.

А. Щусеву было поручено создать новый Мавзолей в том же материале, но в более совершенной монументальной форме. Второй деревянный Мавзолей строился с марта 1924 г. и был открыт в августе этого же года. Он представлял собой ступенчатую композицию. Трибуны для руководителей партии и правительства были расположены по бокам. Высота Мавзолея 9 м, длина 18м. Чтобы сохранить деревянные детали на длительный период, их покрыли масляным лаком, что придало всему сооружению благородный светло-коричневый цвет. Тяги, двери, столбики венчающего портика были выполнены из черного дуба. Деревянную обшивку укрепили коваными гвоздями с большими фигурными шляпками. Над главным порталом сохранилась лаконичная надпись — «ЛЕНИН».

Внешние формы Мавзолея правдиво выражали внутреннее пространство. Уступы боковых пристроек соответствовали лестницам наружным и внутренним, а ступенчатая форма средней пирамидальной части-структуре внутреннего перекрытия траурного зала. Деревянные трибуны были несколько короче и выше, чем сооруженные впоследствии гранитные. Деревянный Мавзолей просуществовал пять лет — с 1924 по 1929 г. 

Москва. Мавзолей В.И. Ленина на Красной площади. А. Щусев.

Москва. Мавзолей В.И. Ленина на Красной площади. А. Щусев.

Образ Мавзолея вошел в сознание народных масс, стал дорог как память о вожде. Поэтому было принято решение воспроизвести формы деревянного Мавзолея в камне. Разработка была поручена также А. Щусеву. Каменный Мавзолей строился с июля 1929 г. по октябрь 1930 г. на том же месте, где стоял деревянный: у Кремлевской стены на поперечной оси Красной площади, образованной Сенатской башней и величественным куполом здания Верховного Совета СССР.

План мавзолея из гранита в принципе повторяет план предыдущего деревянного. Расположенный по оси главный вход ведет в вестибюль. Напротив входа на стене — барельеф советского герба, выполненный по эскизу скульптора И. Шадра. Из вестибюля идет вниз трехметровой ширины лестница, стены которой облицованы лабрадоритом. Лестница приводит в траурный зал кубической формы со стороной 10 м, завершающийся уступчатым потолком. По периметру зала идет черная широкая полоса из лабрадорита, на которую поставлены красные порфировые пилястры, подчеркнутые справа полосами из черного полированного лабрадорита. Между ними проходит зигзагообразной формы «лента» из ярко-красной смальты, напоминающая склоненные стилизованные Красные знамена. Конструкция Мавзолея - железобетонный каркас с кирпичным заполнением стен, которые облицованы полированным камнем. В Мавзолее применены многие породы естественного камня, привезенные из разных концов страны: мрамор, лабрадорит, гранит, порфир.

Объемно-пространственная композиция каменного Мавзолея также в основном повторяет композицию деревянного. Но у нового Мавзолея более крупно расчленены уступы и по абсолютным размерам он больше: длина по фасаду равна 24м, высота-12м. Венчающая часть его смещена ближе к Кремлевской стене, в то время как в деревянном Мавзолее она была расположена ближе к главному фасаду. Ступенчато-пирамидальная часть состоит из пяти разных по высоте уступов — в деревянном Мавзолее их было шесть. На первом уступе в 1945 г. была устроена центральная трибуна.

В связи со строительством гранитного Мавзолея были проведены работы по реконструкции Красной площади: устроены трибуны из гранита на 10 тыс. чел. (И. Француз). Булыжное покрытие площади заменили гранитной брусчаткой. Памятник Минину и Пожарскому был перенесен к храму Василия Блаженного и развернут лицом к потоку демонстрации. Произведена перепланировка братских могил у Кремлевской стены. Реставрирована Кремлевская стена между Спасской и угловой Арсенальной башнями. Для того чтобы Мавзолей занял самое высокое место и с целью технического усовершенствования была произведена вертикальная планировка всей площади.

Мавзолей Ленина является одновременно и надгробным монументом вождю и трибуной на площади, которая в дни революционных праздников и демонстраций превращается в центр всенародных торжеств. Монументальность сооружения, его глубокая идейность, органическая слитность с ансамблем площади, доступность для широких народных масс — вот черты, определившие выразительность образа Мавзолея. 

Москва. Мавзолей В.И. Ленина на Красной площади. А. Щусев.

Москва. Мавзолей В.И. Ленина на Красной площади. А. Щусев.

Москва. Мавзолей В.И. Ленина на Красной площади. А. Щусев.

Комментарии

Мавзолей сделан в виде буддийской ступы. Архитектор Щусев был близким другом Николая Рериха с которым они встречались в летом 1926г в Москве. Н.Рерих привез в Москву послание Махатм советскому правительству, шкатулку из слоновой кости времен Акбара с землей с могилы Будды, книгу "Община", и картины из серии Майтрейя. В книге есть много информации о том кто такой Ленин. Там говорится что он - один из Махатм Шамбалы у которого была особая миссия. Можно предположить что у Щусева и Рериха был об этом разговор. Именно поэтому буддийский стиль явно проявляется в облике мавзолея. Впрочем вся советская символика имеет буддийское происхождение: красная пятиконечная звезда, красный флаг, серп и молот.

Надо бы уважаемый отличать вавилонский зиккурат от тибетской ступы!

Добавить комментарий

CAPTCHA
Подтвердите, что вы не спамер (Комментарий появится на сайте после проверки модератором)