Глаз как оптический инструмент для оценки размеров окружающих предметов

Способность видеть и способность рассматривать. Поле зрения и поле видимости. Оптические обманы.


В зрительной, работе человеческого глаза различают способность видеть и способность рассматривать. Способность видеть позволяет человеку ориентироваться в окружающей среде, а способность рассматривать даёт ему радость познания увиденного. В зависимости от того, останавливает ли человек свой взгляд на предмете или как бы пробегает по нему взглядом, он воспринимает либо подробный (статический) образ этого предмета, либо лишь беглое впечатление от него. Пределы чёткой видимости в первом случае ограничиваются приблизительно площадью кругового сектора, диаметр которого равен расстоянию от зрителя до предмета. В пределах этого «поля зрения» все предметы ясно различаются глазом «с первого взгляда». Видимый глазом статический образ представляется идеальным, когда все его элементы взаимно уравновешены. Эта уравновешенность является первым признаком совершенства рассматриваемого архитектурного сооружения.

От предметов, находящихся за пределами поля зрения, у зрителя создается лишь беглое впечатление. При перемещениях за пределы поля зрения, в стороны и вглубь взгляд задерживается на тех или иных предметах. Если такие «задержки» возникают через равные или повторяемые интервалы, то создаются ритмические зрительные впечатления, аналогичные тем, которые вызывают слушание музыки («Архитектура — это застывшая музыка», Нойферт, «Правила строительства»).
 
Общее впечатление от интерьера помещения зависит не только от прямого зрительного восприятия той его части, которая находится в пределах нормального поля зрения, но и косвенного восприятия всех смежных частей, находящихся в этих пределах (рис. 1 и 2). Помещения, в которых верхнее покрытие (потолок) находится в пределах поля зрения, охватываемого одним взглядом, кажутся замкнутыми; при большой протяженности помещений это впечатление может стать угнетающим. Высокие помещения, в которых потолок оказывается в пределов поля зрения, охватываемого с одного взгляда, производят впечатление простора и даже величественности, если, конечно, размеры и пропорции помещения этому соответствуют.
 
Не следует забывать, что человеческому зрению свойственно поддаваться оптическим обманам. Человеческое зрение значительно лучше оценивает размеры по ширине, чем по высоте и глубине, которые всегда кажутся большими, чем на самом деле. Известно также, что башня кажется выше с более высоких точек зрения, чем при взгляде снизу.
 
Вертикальные грани производят впечатление наклонённых вперёд, а протяженные горизонтальные линии кажутся прогнутыми в середине.
 
Эти явления необходимо учитывать, однако не следует впадать в противоположную крайность (что характерно для архитектуры барокко), например усиливать перспективное сокращение приданием наклона окнам и тягам (храм Св. Петра в Риме) или с помощью живописных изображений карнизов, сводов и т.п.
 
Решающую роль для назначения размеров архитектурных деталей имеют размеры поля зрения (рис. 3) или поля видимости (рис. 4), а для их подробного рассмотрения — размеры поля отчётливой видимости или поля различимости (рис. 5 и 6). В общем случае относительная различимость отдельных деталей и их элементов прямо зависит от расстояния между ними и зрителем. Это правило хорошо учитывалось греческими зодчими, придававшими различную величину валику под выносной плитой карнизов некоторых храмов в зависимости от их высоты; она назначалась таким образом, чтобы при угле зрения 27 °(рис. 7, вверху) величина валика вписывалась в наименьший угол отчетливой видимости в 0° 1'(это доказал Мертенс, на основании труда которого выполнены рис. 3 — 9). Этими же условиями определяется максимально допустимое удаление книги от глаз читателя (в зависимости от крупности шрифта), удаление от сцены мест в зрительном зале и т.п.
 
Особенности зрительного восприятия. Строительное проектирование. Эрнст Нойферт, Bauentwurfslehre. Ernst Neufert
1. Низкие помещения воспринимаются с одного взгляда (статический образ).
2. Высокие помещения воспринимаются при перемещении взгляда кверху.
Особенности зрительного восприятия. Строительное проектирование. Эрнст Нойферт, Bauentwurfslehre. Ernst Neufert
3. Поле зрения человека при неподвижном положении головы и перемещении взгляда охватывает по ширине угол 54°, вверх от горизонтали на уровне глаз — 27° и ниже 10°. Можно охватить взглядом всё здание, если отойти на расстояние, равное или превышающее длину или двойную высоту здания от горизонтали на уровне глаз.
4. Поле видимости нормального глаза в неподвижном состоянии вписывается в телесный угол около, что примерно соответствует поверхности ногтя большого пальца на вытянутой руке.
Особенности зрительного восприятия. Строительное проектирование. Эрнст Нойферт, Bauentwurfslehre. Ernst Neufert
5. Глаз способен различать детали только в пределах телесного угла 0°1 (поле зрения), чем определяется предельное удаление, позволяющее рассматривать отдельные подробности. Величина удаления Е должна быть< размер детали/tg 0°1 =d/0,000291, а размер детали Etg0°1
Особенности зрительного восприятия. Строительное проектирование. Эрнст Нойферт, Bauentwurfslehre. Ernst Neufert
6. Если необходимо прочитать шрифт на расстоянии 700 м, то толщина букв d (cм. рис. 5) должна быть > 700 х 0,000291 = 0,204 м; как правило, высота букв h должна в 5 раз превышать их толщину d =5 х 0,204 м.= 1,02 м.
7. Размеры чётко различаемых архитектурных деталей можно легко определить в соответствии с рис. 6, после чего тригонометрическим способом находят нормальное удаление деталей от глаз зрителя
Особенности зрительного восприятия. Строительное проектирование. Эрнст Нойферт, Bauentwurfslehre. Ernst Neufert
8. Приведенные размеры и углы зрения позволяют рассчитать ширину улицы, при которой она воспринимается с одного взгляда и можно рассмотреть детали зданий.
9. Чтобы были видны архитектурные детали над выступающими элементами зданий, их следует соответственно поднять (а); путем незначительного изменения формы архитектурных деталей можно увеличить их видимую поверхность (б и в).
Эрнст Нойферт. «Строительное проектирование» / Ernst Neufert "BAUENTWURFSLEHRE"
 

Добавить комментарий

CAPTCHA
Подтвердите, что вы не спамер