Канал им. Москвы

Наиболее крупным и своеобразным произведением архитектуры инженерных сооружений 30-х годов является, несомненно, канал им. Москвы, имевший чрезвычайно важное значение в качестве транспортной артерии, средства обводнения Москвы и резкого улучшения водоснабжения столицы. Канал является также весьма показательным с точки зрения изменений творческой направленности архитектуры 30-х годов, своеобразно отразившихся в строительстве промышленных зданий и инженерных сооружений.

Трасса канала протянулась от деревни Иваньково на Волге до Химок в Москве — на 128 км (для сравнения отметим, что Панамский канал, который считался грандиозным сооружением в мировом масштабе, имеет трассу 81 км). Только 8 км канала идет в естественном ложе, вся остальная его трасса — искусственные гидротехнические сооружения. В строительстве канала впервые были применены сегментные затворы в шлюзах, созданы новые виды изоляции от грунтовых вод и т.д.

Канал пересекает Среднерусскую возвышенность — Клинско-Дмитриевскую гряду, вызвавшую необходимость перевала воды на высоту 73 м. Для этого потребовалось в начале канала со стороны Волги создать искусственный подпор и поднять воду с отметки 107 м до отметки 124 м, что было выполнено при помощи Иваньковской плотины, образовавшей Московское море. В конце канала была сооружена Карамышевская плотина, повысившая уровень воды в канале со 112 до 120 м. На Волжском, северном склоне было, кроме того, устроено пять шлюзовых ступеней, а на Московском, южном склоне - четыре шлюзовые ступени.

Канал пролегает по живописным местам Среднерусской возвышенности. Задача состояла в том, чтобы вписать водную дорогу от Москвы до Волги в этот ландшафт, не повредив его природной красоты. Архитектура канала строилась в виде цепи сменяющихся ансамблей, разнообразных, но связанных единым характером архитектуры. Связь с природой, масштаб архитектурных форм, соизмеримый человеку и вместе с тем достаточно монументальный, — вот что в принципе обеспечило успех архитектуре канала им. Москвы. Конечно, результат определялся и мерой таланта авторов. Для большинства сооружений, таких как ансамбль Яхромского гидроузла (В. Мовчан), Икшинского гидроузла (Д. Савицкий), ансамбль шлюзов № 7 и 8 (В. Кринский), шлюз на реке Яузе и строившиеся последними трансформаторная станция и насосная подстанция (Г. Гольц), авторы нашли тактичную меру применения пластических форм, сообщавших гидротехническим комплексам разнообразие архитектурного облика. Архитектура зданий и сооружений вполне отвечала функциональным и техническим требованиям и одновременно ассоциативно связывалась с той русской традицией, которая в усадьбах классицизма и чисто утилитарные сооружения подчиняла законам господствующего стиля (работы Стасова, Львова и др.). В архитектуре канала нет прямого подражания каким-либо образцам. Налицо свободная композиция, отвечающая типологическим требованиям, а в пластическом отношении использующая стилизованные мотивы классических форм. Композиция партеров и объемных посадок способствует слиянию архитектуры с природой. Широкое применение получили монументальная скульптура и произведения декоративного искусства. Их содержание и архитектоническое построение подчинено общему образному строю композиции.

В Москве канал завершался Химкинским портом, в структуре которого господствовал новый речной вокзал (А. Рухлядев). Растянутая вдоль берега ярусная композиция вокзала с башней в центре ассоциируется с речными лайнерами и функционально обеспечивает удобство операций приема и отправки пассажиров. Автор правильно учел, что вокзал будет использован и как место отдыха и развлечений, и предусмотрел развитую ресторанную часть, широкие протяженные галереи на фасаде, напоминающие палубы речных судов. Однако на фасадах и в интерьерах вокзал перенасыщен декоративной лепниной, различной символикой и эмблематикой, не всегда отвечающей требованиям высокого вкуса. В подобного рода частностях уже угадываются украшательские тенденции последующих лет. 

Канал имени Москвы. Речной вокзал в Химках. Пристань. А.М. Рухлядев. 1937

Канал имени Москвы. Речной вокзал в Химках. Пристань. А.М. Рухлядев. 1937 

Канал имени Москвы. Речной вокзал в Химках. А.М. Рухлядев. 1937

Канал имени Москвы. Речной вокзал в Химках. А.М. Рухлядев. 1937 

Канал имени Москвы. Башня управления шлюза № 3. В.Я. Мовчан. 1937

Канал имени Москвы. Башня управления шлюза № 3. В.Я. Мовчан. 1937 

Канал имени Москвы. Карамышевская плотина. А.М. Рухлядев. 1937

Канал имени Москвы. Карамышевская плотина. А.М. Рухлядев. 1937 

Канал имени Москвы. Башня управления шлюза № 2. В.М. Лисицын. 1937

Канал имени Москвы. Башня управления шлюза № 2. В.М. Лисицын. 1937 

Канал имени Москвы. Башня управления шлюза № 5. Б.Д. Савицкий, Ю.А. Кун. 1937

Канал имени Москвы. Башня управления шлюза № 5. Б.Д. Савицкий, Ю.А. Кун. 1937 

Тоннель-проезд под каналом имени Москвы у шлюза № 8. В.Ф. Кринский. 1937

Тоннель-проезд под каналом имени Москвы у шлюза № 8. В.Ф. Кринский. 1937 

Канал имени Москвы. Заградительные ворота у Большой Волги. И.К. Белдовский. 1937

Канал имени Москвы. Заградительные ворота у Большой Волги. И.К. Белдовский. 1937 

Канал имени Москвы. Башня управления шлюза № 9. А.М. Рухлядев, В.Ф. Кринский. 1937

Канал имени Москвы. Башня управления шлюза № 9. А.М. Рухлядев, В.Ф. Кринский. 1937

Добавить комментарий

CAPTCHA
Подтвердите, что вы не спамер (Комментарий появится на сайте после проверки модератором)