Архитектура санаторно-курортных зданий и комплексов 1930-х гг.

Чаще всего наблюдались в архитектуре того времени явно компиляторские, эклектические работы, в которых архитектурные формы, взятые из различных источников, становились откровенной декорацией, часто лишенной даже изобразительной логики, не говоря уже о логике функциональной и конструктивной.

Это противоборство различных тенденций ярко выступало в архитектуре санаторно-курортных зданий и комплексов. Начиная со второй пятилетки их строительство приобретает поистине массовый характер. Только за годы второй пятилетки число мест в санаториях увеличилось с 66 400 до 102 500. По Южному побережью Крыма, по Кавказскому побережью, начиная с района Сочи-Мацеста, по всей группе минераловодных курортов (Железноводск, Пятигорск, Ессентуки, Кисловодск) шло строительство здравниц с одновременной реконструкцией застройки и благоустройством населенных мест курортных районов.

Применялись самые различные типы объемно-пространственной композиции, но в целом преобладало два принципиально различных приема. Первый — павильонный, т.е. сочетание отдельных зданий различного назначения — лечебных и спальных корпусов, блоков питания, клубной части. Второй — централизованный — объединение всех функциональных элементов в едином, более или менее расчлененном объеме. 

Кисловодск. Санаторий Наркомтяжпрома им. С. Орджоникидзе, 1937 г. М. Гинзбург, С. Вахтангов, И. Леонидов, Е. Попов, Н. Вишневский, С. Орловский и др

Кисловодск. Санаторий Наркомтяжпрома им. С. Орджоникидзе, 1937 г. М. Гинзбург, С. Вахтангов, И. Леонидов, Е. Попов, Н. Вишневский, С. Орловский и др. 1 — общий вид; 2 — генеральный план; 3 — план первого этажа режимного корпуса № 1; 4 — помещения для одной семьи в корпусе № 2; 5 — план лечебного корпуса 

Кисловодск. Санаторий Наркомтяжпрома им. С. Орджоникидзе, 1937 г. М. Гинзбург, С. Вахтангов, И. Леонидов, Е. Попов, Н. Вишневский, С. Орловский и др. Генеральный план

Кисловодск. Санаторий Наркомтяжпрома им. С. Орджоникидзе, 1937 г. М. Гинзбург, С. Вахтангов, И. Леонидов, Е. Попов, Н. Вишневский, С. Орловский и др. План первого этажа режимного корпуса № 1

 

Кисловодск. Санаторий Наркомтяжпрома им. С. Орджоникидзе, 1937 г. М. Гинзбург, С. Вахтангов, И. Леонидов, Е. Попов, Н. Вишневский, С. Орловский и др. Помещения для одной семьи в корпусе № 2 Кисловодск. Санаторий Наркомтяжпрома им. С. Орджоникидзе, 1937 г. М. Гинзбург, С. Вахтангов, И. Леонидов, Е. Попов, Н. Вишневский, С. Орловский и др. План лечебного корпуса

Для первого приема характерна архитектура санатория Наркомтяжпрома им. Орджоникидзе в Кисловодске, возведенного по проекту М. Гинзбурга в 1938 г. Здесь отражается и та творческая эволюция, которая происходила в результате переоценки ценностей конструктивизма в творчестве одного из лидеров течения. Санаторий расположен на высоких отметках так называемой Ребровой балки и состоит из двух спальных корпусов, между которыми расположен лечебный корпус. Левый спальный корпус с номерами на одного и двух человек включает также столовую и клуб, тогда как правый корпус, предназначенный для семейных, удален от шумных общих учреждений и занимает самую спокойную часть участка. Вся композиция изогнута вдоль кромки склона, по которому идет лестница, спроектированная И. Леонидовым. Композиция лестницы, ее пластическое построение в пространстве в единстве с рельефом, промежуточные площадки-остановки, малые формы и живописные дорожки по сторонам главных маршей ассоциируются с ренессансными композициями на рельефе.

Функционально четко решены спальные корпуса, отдельные номера, поэтажные холлы-все сделано с учетом удобств для отдыха. Они хорошо связаны с природой — через лоджии и галереи. Плоские кровли использованы для устройства соляриев. Несмотря на то, что спальные корпуса санатория различны по величине, М. Гинзбург нашел способ создать нужную ему теперь иллюзию симметричной композиции, что было в принципе немыслимо для этого мастера в 20-е годы. Симметричность подчеркнута также решением центрального лечебного корпуса. Ему придано значение художественной доминанты композиции не только самим фактом расположения в центре, но и характером пластической разработки его объемной формы. Корпус состоит из двух элементов. Первый, где расположены врачебные кабинеты, имеет вогнутую приглашающую форму и к нему ведет торжественно развернутая лестница. За этим корпусом расположен выразительный цилиндрический объем ванного отделения, причем ванны расположены по кольцу вокруг красивого дворика с фонтаном и зеленью.

В сущности санаторий построен как композиция классицистического развертывания объемов и пространств. Композиционное мастерство целого, стремление органично связать требования функциональности, удобства с красотой объемно-пространственного решения, тактичное введение в интерьер лечебного корпуса элементов изобрази­тельного искусства (художники Фаворский, Бруни, Рублев, Прусаков, скульпторы Сотников и Зеленский) — все это характеризует прогрессивную линию развития архитектуры рассматриваемого периода, где достижения 20-х годов обогащаются творческой переработкой наследия классики.

Сочи. Санаторий угольщиков им. С. Орджоникидзе, 1937 г. И. Кузнецов

Сочи. Санаторий угольщиков им. С. Орджоникидзе, 1937 г. И. Кузнецов 

Сочи. Санаторий угольщиков им. С. Орджоникидзе, 1937 г. И. Кузнецов

Сочи. Санаторий угольщиков им. С. Орджоникидзе, 1937 г. И. Кузнецов

Иное понимание проблемы освоения классического наследия можно обнаружить в санатории угольщиков в Сочи (И. Кузнецов). Он возводился в то же время, что и санаторий в Кисловодске (1934—1938 гг.). Но здесь автором откровенно использованы традиции того эклектизма, который был характерен для музеев, картинных галерей и загородных вилл промышленной буржуазии конца XIX — начала XX в., когда «классическая» форма выступала в виде стилизованной декорации. Функциональные процессы насильственно подчинялись априорно принятой композиции.

Здание санатория расположено на рельефе, нисходящем к морю. В боковых крыльях находятся спальные отделения, но в то же время как в одном крыле спальные комнаты имеют благоприятную ориентацию, в другом — в угоду симметричной композиции требования ориентации нарушаются. Совершенно различные по своей функции столовая и клуб искусственно втиснуты в центральный симметричный объем, украшенный колонным портиком. Это типичный пример формально-эстетического, эклектического по своей сути направления в архитектуре.

Сочи. Санаторий угольщиков им. С. Орджоникидзе, 1937 г. И. Кузнецов

Сочи. Санаторий угольщиков им. С. Орджоникидзе, 1937 г. И. Кузнецов

Комментарии

Фотография под фото с фонтаном и над фото со сводчатым потолком никакого отношения к работе И.С. Кузнецова не имеет: это партер сочинского санатория "Чайка", построенного в 50-х годах. Позже он был присоединен к санаторию им. Орджоникидзе. Кстати, соединение клуба и столовой в одном здании - явление весьма распространенное в санаторном строительстве. Далее, в обоих спальных корпусах санатория Орджоникидзе комнаты ориентированы на юго восток, спальные корпуса композиционно не равноценны. Наконец, центральное здание - явно не симметрично. Так что вывод о "формально-эстетическом, эклектическом по своей сути направлении в архитектуре" явно несостоятелен. ...Есть хорошая книга Н.Б. Соколова "Сочи-Мацеста (очерк архитектуры)". М., 1950.

Добавить комментарий

CAPTCHA
Подтвердите, что вы не спамер