КИНОТЕАТРЫ

Проектирование кинотеатров. Классификация кинотеатров. Требования к зрительному залу. Условия размещения зрителей. Условия видимости. Инженерные коммуникации. Вентиляция. Освещение. Схема планировки кинотеатра. Подсобные помещения. Вход и выход зрителей. Ширина проходов. Требования к гардеробам.


Кинотеатры на 2000 мест и больше («Правила строительного надзора», § 5). Главные выходы, как правило, должны вести на разные улицы. Исключения возможны в тех случаях, когда между главными выходами и улицей находится достаточно просторный двор.

Кинотеатры с числом мест менее 2000 («Правила строительного надзора», § 6). Главные входы и выходы должны вести на городскую улицу со сквозным движением или на тупиковую улицу шириной Юме площадкой для разворота автомобилей. На более узких улицах здание кинотеатра следует располагать с соответствующим отступом от улицы (рис. 1 и 2).
 
Главные входы и выходы могут также вести в два двора, примыкающие к противоположным длинным сторонам здания. Минимальные ширины проездов и площадок приведены на рис. 2. Устройство проездов — см рис. 4. Ширина коридоров в кинотеатрах ≥ 2м; коридоры должны вести непосредственно к выходам наружу с целью быстрейшей эвакуации зрителей из зала.
 
Кинотеатры с числом мест до 200 («Правила строительного надзора», § 7, рис. 3).
 
Наружные стены («Правила строительного надзора», § 8 разд. «Кинотеатры»), а также конструкции коридоров, лестниц, подъездов и проездов, дымоходов и вытяжных вентиляционных каналов, стенки световых шахт в пределах между чердачным перекрытием и крышей (шахты должны возвышаться над крышей не менее чем на 50 см) должны быть огнестойкими!
 
Двери и окна следует располагать на расстоянии ≥ 6 м от противолежащих частей здания кинотеатра или соседних зданий.
 
Перекрытия и полы в зрительном зале, коридорах и проездах должны быть огнестойкими!
Перекрытия в остальных помещениях и лестничных клетках — несгораемые!
 
В кинотеатрах с числом мест до 2000 при отметке пола не выше 4 м от уровня земли допускается устройство несгораемых перекрытий; в одноэтажных кинотеатрах (балкон и подвал здесь не считаются этажами) допускается даже устройство неоштукатуренных деревянных потолков из строганых досок. В фонарях верхнего света следует применять только армированное стекло. Кровельное покрытие - несгораемое!
 
Коридоры, лестницы, проезды, выходы, дворы должны иметь такие размеры и освещение, которые обеспечивают беспрепятственную, удобную, организованную, безопасную эвакуацию зрителей из кинотеатра по кратчайшему пути (конструкции, препятствующие движению на пути эвакуации, не допускаются).
 
Размеры коридоров должны соответствовать § 11 «Правил строительного надзора» (рис. 5). Сокращение ширины проходов в связи с размещением гардеробов, радиаторов отопления, необходимостью места для открываемых дверных створок должно быть возмещено путем соответствующего увеличения ширины коридоров. В коридорах не должно быть ступеней; исключение составляют лестницы с числом ступеней более пяти с верхним освещением и специальным освещением ступеней (причем, по меньшей мере одна из систем освещения должна быть аварийной).
 
Уклон пандусов 1:10. Пандусы должны начинаться перед лестницами или после них на расстоянии, равном ширине лестничного марша.
 
Число лестниц («Правила строительного надзора», § 12) в кинотеатрах с зрительным залом, расположенным выше уровня земли, должно быть не менее 2.
 
Все лестницы, предназначенные для эвакуации зрителей, должны быть огнестойкими. Поручни перил выполняются из древесины твердых пород или из несгораемых материалов и не имеют выступающих свободных концов. Поручни устраиваются с обеих сторон маршей.
 
Запасные лестницы следует размещать в специальных лестничных клетках; они не должны вести в подвал. Освещение и проветривание — через окна, выходящие на улицу или во двор, размеры которого отвечают нормативным требованиям (рис. 1 —3).
 
Лестницы должны быть расположены в здании так, чтобы при одновременном выходе зрителей из партера и с балкона не возникали встречные потоки. На пути из зрительного зала к лестницам следует размещать коридоры или промежуточные помещения (фойе).
 
Ширина лестниц (рис. 6) между поручнями от 1,25 до 2,50 м, ширина лестниц на балконах, вмещающих менее 125 зрителей, от 1 м и более.
 
Площадки наружных лестниц перед дверями запасных выходов устраиваются на высоте ≤ 2 м над уровнем земли и должны быть шире 80 см.
 
Архитектура кинотеатров. Строительное проектирование. Эрнст Нойферт, Bauentwurfslehre. Ernst Neufert Архитектура кинотеатров. Строительное проектирование. Эрнст Нойферт, Bauentwurfslehre. Ernst Neufert
1. Кинотеатры с числом мест более 2000, как правило, должны иметь выходы на разные городские улицы; могут иметь и выходы во двор.
2. Кинотеатры с числом мест менее 2000, как правило, должны иметь выходы на городские улицы; могут быть расположены во дворах при условии соблюдения разрывов от близлежащих зданий.
3. Кинотеатры с числом мест до 200 и уровнем пола зала, превышающим уровень земли не более чем на 4 м, могут располагаться в достаточно большом дворе с проездом на улицу.
4. Планировка проезда (рис. 2); ширина тротуаров устанавливается из расчета 200 чел. на 1 м.
5. Ширина коридоров и дверей: в кинотеатрах с числом мест до 600 на каждые 125 чел. —1 м; при большем числе мест — на каждые 165 чел. — 1 м.
6. Ширина лестничных маршей:  ≥ 1 м на 100 чел. в кинотеатрах с балконом; ≥ 1 м  на 125 чел. в кинотеатрах без балконов с числом мест до 600; при большем числе мест ≥ 1 м на каждые 165 чел. Примеры размещения неоткидных мест (§ 18.Правил строительного надзора»). Уклон проходов в партере не более 1:10, общепринятый уклон — 1 :20, устройство ступеней запрещено. Лестничные ступени на балконе ≥ 16 х 30, каждая ступень с самостоятельным освещением.
 
Общая ширина наружных выходов в кинотеатрах должна быть ≥ 2 м («Правила строительного надзора», § 13, 14). Расчет ширины выходов аналогичен расчету ширины коридоров. Допускается устройство дверей шириной до 1,5 м при условии, что большее полотно имеет ширину 1 м, а меньшее, обычно не открываемое, может быть легко открыто изнутри поворотом ручки, устанавливаемой на высоте 1,2 м (без задвижек или щеколд). Двери снабжаются автоматическими защелками, удерживающими их в открытом положении. Двери наружных выходов должны открываться наружу и не должны иметь порогов. Двери могут выступать в коридор до 15 см, однако не снижая при этом его допустимой ширины.
 
Окна («Правила строительного надзора», § 15) должны иметь не менее одной легко открываемой изнутри створки шириной ≥ 35 см и высотой  ≥ 1,25 м.
 
Решетки на окнах должны беспрепятственно открываться вместе с оконными створками. В помещениях касс они могут быть закреплены наглухо. Окна, выходящие в световые дворики, должны иметь стальные переплеты с остеклением из армированного стекла, с надежным креплением, исключающим выпадение стекла при нагреве во время пожара.
 
Зрительный зал («Правила строительного надзора», § 16). Уровень пола партера с числом мест до 600 может быть выше уровня земли не более чем на 12 м, при большем числе мест — не более чем на 8 м. Высота зала над последним рядом мест в партере должна быть ≥ 2,3 м от уровня пола.
 
В кинотеатрах допускается устройство только одного яруса (балкона). Исключение составляют только кинотеатры, размещенные в реконструированных старых театральных зданиях. Высота зала в свету под балконом должна быть ≥ 2,3 м. Глубина балконов может превышать 10 рядов, но для каждых 10 рядов следует предусматривать отдельные коридоры, входы и лестницы. Отделка стен только трудновозгораемыми материалами. Отделка потолков тканями запрещена. Устройство выходов регламентируется «Правилами строительного надзора», § 11-13.
 
Кинотеатры с местами для стояния разрешаются только при вместимости до 200 чел. Площадь зрительного зала определяется из расчета ≥ 1 м2 на 2 чел.
 
Гардеробы («Правила строительного надзора», § 22) не должны размещаться у входов в коридоры и мешать движению зрителей. Ширина коридоров перед барьером гардероба должна быть по меньшей мере на V3 больше обычной; при наличии колонн ширина коридора определяется за вычетом их толщины; расстояние между колоннами и барьером должно быть ≥ 1,25 м (рис. 1).
 
Помещение кинопроекционной («Правила строительного надзора», § 36, 37 и далее) должно иметь огнестойкие стены и перекрытия и за исключением смотровых и проекционных отверстий не может иметь никакой связи со зрительным залом. Здесь должен быть световой проем в наружной стене или же проем, выходящий в крытую световую шахту. Двери и окна снабжаются защитными козырьками с выносом ≥ 50 см, выступающие по сторонам проемов не менее чем на 30 см. Площадь оконного проёма ≥ 1,4 м2.
 
Из кинопроекционной должен быть устроен выход наружу непосредственно или по лестнице. Как исключение допускается выход через свободное помещение, не используемое в качестве кладовой и удобно расположенное относительно кинопроекционной. Выход из этого помещения в зрительный зал или на пути эвакуации зрителей не разрешается.
 
Размеры: наименьшая глубина камеры в плане 2 м, высота ≥ 2,8 м, в месте установки проектора ≥ 2 м. Если рядом с кинопроекционной имеется связанное с ней помещение с отдельным выходом наружу, то площадь камеры может быть уменьшена до 4 м2.
 
Несгораемые двери должны открываться наружу. Они должны легко открываться как изнутри, так и снаружи и закрываться автоматически (дверной прибор системы Вагнера).
 
Лестница аварийного выхода шириной ≥ 65 см должна иметь поручни. Уклон лестницы не круче 1:1. Спуск ее в пределах помещения кинопроекционной ≤ 1,5 м. Вблизи камеры по возможности следует разместить уборную, мастерскую площадью 8 —10 м2, помещение умформера площадью 8 15 м2 и аккумуляторную (с целью аварийного освещения) площадью 6 — 10м2.
 
Архитектура кинотеатров. Строительное проектирование. Эрнст Нойферт, Bauentwurfslehre. Ernst Neufert Архитектура кинотеатров. Строительное проектирование. Эрнст Нойферт, Bauentwurfslehre. Ernst Neufert
1. Ширина проходов перед гардеробом.
2. Кинопроекционная с подсобными помещениями. Площадь проекционной на 1 проектор ≥ 6м2; обычно устанавливаются 3 проектора в помещении площадью 16м2: при установке каждого последующего проектора площадь помещения увеличивается на 5 м2. План и разрез.
3. Кинопроекционная, расположенная в полости балкона (па Боде). Наблюдение за изображением с помощью наклонного зеркала.
4. Встроенное помещение кинопроекционной должно быть оснащено системой искусственной приточно-вытяжной вентиляции и иметь люк или шахту для выхода наружу при аварии.
5. Для повышения выразительности изображений на экране потолкам зрительных залов следует придавать плавные очертания, хорошо вписывающиеся в объем зала (по Воде).
6. Общепринятые пропорции экранов — отношение высоты к ширине. Для придания экрану необходимых размеров целесообразно применять передвижные обрамления.
7. Схема плана кинотеатра с основными данными для определения размеров зала. В настоящее время оптимальными считаются залы с числом мест 600 — 800.
 
Осветительное оборудование кинотеатров: главное освещение, достаточно мощное рабочее освещение (при очистке помещений, ремонте и т. п.) и полностью обособленное аварийное освещение. Последнее в случае выхода из строя главного освещения должно обеспечивать достаточную освещённость в проходах и в местах выхода. При использовании электрической энергии высокого напряжения необходимо устройство трансформаторной подстанции площадью 15 — 40 м2, однако её не следует размещать под зрительным залом или кинопроекционной.
 
Аварийное освещение питается от собственного источника энергии и включается автоматически при выходе из строя главного освещения; должно быть также предусмотрено ручное включение аварийного освещения из кинопроекционной и помещения дежурного пожарной охраны.
 
Специальная световая сигнализация служит для указания свободных мест билетерам и кассирам.
 
Вентиляция. В зрительном зале должно быть не менее двух наружных дверей или окон для достаточного проветривания. В некоторых случаях требуется устройство искусственной вентиляции.
 
В верхней части каждой лестничной клетки должно находиться вытяжное вентиляционное устройство для удаления дыма, управляемое с первого этажа.
 
Установка скамей, столов и стульев в проходах зрительного зала запрещается.
 
Уборные: на каждые 10 посетителей 1 унитаз. Из общего числа унитазов 2/5 — для мужчин, 3/5 — для женщин.
 
Устройство винтовых лестниц допускается лишь в порядке исключения и только для вспомогательных целей.
 
Ступени лестниц: высота подступенков ≤ 16 см, ширина проступей ≥ 30 см. Ширина забежных ступеней в самом узком не меньше ширины дверного полотна или ≥ 80 см. Устройство кладовых под лестницами запрещено.
 
Если в одном здании размещены несколько кинотеатров или помимо кинотеатра другие театры, залы собраний и т. п., то для их посетителей необходимо предусматривать отдельные коридоры, лестницы и выходы. Во вновь строящихся зданиях это правило распространяется на каждую самостоятельно используемую группу помещений.
 
Для школьных киноустановок («Правила строительного надзора — передвижные и общественные киноустановки, § 68) допускается некоторое снижение требований строительного надзора; в порядке исключения допускается установка кинопроектора без устройства специального помещения, но при условии, что аппарат тщательно проверен, а места для зрителей отстоят от него не менее чем на 2 м.
 
Для размещения реклам, больших плакатов и т.п. в кинотеатрах следует предусматривать достаточно большие свободные участки стен (в существующих кинотеатрах их большей частью не хватает). Г. Херкт рекомендует организацию подогрева тротуара перед световыми рекламными витринами путём отвода теплого воздуха из зрительного зала через отверстия в наружной стене, устраиваемые на высоте 20 см над тротуаром.
 
Архитектура кинотеатров. Строительное проектирование. Эрнст Нойферт, Bauentwurfslehre. Ernst Neufert Архитектура кинотеатров. Строительное проектирование. Эрнст Нойферт, Bauentwurfslehre. Ernst Neufert
1. Схема планировки кинотеатра. Боковой проход может быть размещён также и в пределах зрительного зала; в этом случае для гардероба выделяют часть фойе.
2. Кинотеатр в Осло. План 1-го этажа здания с двух сторон вплотную примыкающего к соседним зданиям; гардеробы размещены по обеим сторонам зрительного зала. Архитекторы Блакстад и Дункер. М 1: 500.
3. Кинотеатр в Мадриде. Диагональное расположение в угловом здании при максимальном использовании площади и рациональной форме зрительного зала, План 1-го этажа, Архитектор Гутьерес Сото. М 1 :500.
4. Кинотеатр на 590 мест в г. Турку (Финляндия). Архитектор Э. Бриггман. М 1 : 750.
 
Выход зрителей из кинотеатра при отсутствии перерывов между сеансами организуется посредством разделения входов и выходов и прекращения доступа посетителей из фойе в зрительный зал до момента полного его освобождения. Труднее устранить встречное движение в гардеробных; эта задача может быть решена путем устройства двусторонних гардеробов (рис. 2).
 
Если раньше размеры экрана должны были вписываться в габариты зрительного зала кинотеатра, устраиваемого по образцу театральных залов, то в настоящее время непрерывно растущие размеры экранов, отвечающих требованиям современной проекционной техники, являются решающим фактором для объёмно-планировочного решения зрительного зала и назначения его размеров (залы для широкоэкранного кино, синерамы, циркорамы и т.п.).
 
Искажения изображений можно избежать только при таком расположении зрительских мест, которое соответствует условиям съёмки фильма. Поле зрения человеческого глаза в горизонтальной плоскости ограничено углом около 180°, а кинообъектив охватывает только 48°. При съёмках для синерам камера имеет три объектива и охватывает поле зрения 3 х 48 =145°, приближаясь таким образом к полю зрения человека. Воспроизведение съёмки происходит с помощью трёх синхронно работающих кинопроекторов, передающих изображение на полукруглый в плане экран таким образом, что три кадра образуют на экране непрерывное широкое изображение (рис. 2,б). Размер экрана около 7,5 х 15,5 м.
 
Для стереофонического воспроизведения звука устанавливают 8— 10 групп репродукторов, часть которых—  позади зрителей, а часть — за экраном.
 
Обычный зрительный зал удлиненной формы (рис. 6, а) непригоден для демонстрации панорамных фильмов, поскольку угол зрения в задних рядах слишком мал и пространственный эффект теряется. Зал должен иметь отношения ширины к длине 1 : 2; 1 :1,5, а по последним данным — 1 :1 (рис. 6,б).
 
Превышение рядов друг над другом должно быть таким, чтобы нижний край экрана был виден с любого места.
 
Новой тенденцией является стереоскопическая кинопроекция. Ведутся разработки по достижению стереоскопического эффекта без применения специальных очков. На экран проецируются одновременно два изображения одного и того же предмета, снятых с разных точек, причём зритель видит каждым глазом только один из этих кадров.
 
Архитектура кинотеатров. Строительное проектирование. Эрнст Нойферт, Bauentwurfslehre. Ernst Neufert Архитектура кинотеатров. Строительное проектирование. Эрнст Нойферт, Bauentwurfslehre. Ernst Neufert
5. Здание Культурного центра, расположенное на очень затесненном земельном участке в центре города, что привело к вынужденному решению— расположению друг над другом залов различного назначения. В здании размещены: театр, кинотеатр, концертный зал, выставочный зал, музей и т.п., обслуживаемые общими центрально расположенными вестибюлями, фойе и лестницами. Архитектор Кассандра. М 1 : 1000.
6. Различные зрительные залы — для демонстрации фильмов на плоских (слева) и панорамных экранах (справа).
7. Циркорама на Всемирной выставке в Брюсселе. Экран — круговой (360°); круговая панорамная картина проецируется 11 синхронно работающими проекторами.
Архитектура кинотеатров. Строительное проектирование. Эрнст Нойферт, Bauentwurfslehre. Ernst Neufert
8. Условия видимости (детальная схема): проектор расположен наклонно при наклонном экране; размещение репродукторов.
 
Эрнст Нойферт. «Строительное проектирование» / Ernst Neufert "BAUENTWURFSLEHRE"
 

Добавить комментарий

CAPTCHA
Подтвердите, что вы не спамер