Годуновский классицизм

Годуновский классицизм - условное название стиля русского искусства, главным образом архитектуры, в период царствования Бориса Годунова (1598-1605).

После кончины царя Ивана IV Грозного в 1584 г. по его завещанию к наследнику царю Федору Иоанновичу, «неспособному по здоровью и уму», были назначены опекуны из бояр, из которых, постепенно оттесняя остальных, выделился энергичный боярин Борис Годунов.

Скоро он, сосредоточив в своих руках всю власть, стал править, по определению историка В. Ключевского, «умно и осторожно, и четырнадцатилетнее царствование Федора было для государства временем отдыха от погромов и страхов опричнины».

И даже после того как в 1591 г. в Угличе был зарезан наследник царевич Дмитрий и подозрение пало на Годунова, в 1598 г. после смерти Федора Иоанновича земский собор избрал Бориса царем. Годунов начал свое царствование с большим блеском, он задумал основать новую династию и тем прославить свое имя. В Московском Кремле развернулись строительные работы. Еще при Иване Васильевиче III (1462-1505) в Москву стали приезжать итальянские зодчие.

Смоленский кремль
Смоленский кремль
Троицкий собор Ипатьевского монастыря. Кострома
Троицкий собор Ипатьевского монастыря. Кострома
Колокольня Иван Великий. Кремль. Москва.

Колокольня Иван Великий. Кремль. Москва.

На рубеже XVI-ХVII вв., помимо итальянцев, увеличилось число английских, немецких, польских мастеров. Через них русские знакомились с европейской наукой и строительной техникой. Традиция русских «столпообразных храмов» была достойно поддержана в Московском Кремле возведением колокольни «Иван Великий» (1505-1508). В 1600 г. повелением Бориса Годунова она надстроена еще на два яруса и достигла 81 м высоты. Верхний барабан был опоясан тремя золочеными лентами фриза с надписью: «Изволением Святые Троицы повелением великого господаря царя и великого князя Бориса Федоровича всея Русии самодержца...» На перекладине креста, венчающего главу, - «Царь славы». С этой надстройкой «Иван Великий» из простой колокольной башни превратился в символ возвышения русского государства, а Соборная площадь Кремля получила законченный вид. Но и этого Годунову было мало. Сравнивая себя с библейским царем Соломоном, царь Борис задумал создать новый грандиозный храм в Кремле, который превзошел бы Успенский собор, построенный А. Фьораванти (1475-1479). Эта идея осталась неосуществленной, но в правление Годунова были реализованы градостроительные проекты: постройка стен и башен Белого города в Москве, Кремля в Смоленске, сооружение Борисова городка близ Можайска, каменных торговых рядов в Москве.

Село Красное на Волге, близ Костромы, было вотчиной бояр Годуновых. В 1592 г. там возведена церковь Богоявления - шатровый храм столпообразного типа, восходящий к знаменитой церкви Вознесения в Коломенском, построенной царем Василием III. В Троицком соборе Ипатьевского монастыря в Костроме (1603-1605, перестройка в 1652), демонстрирующем «годуновский стиль», повторяется карниз, отделяющий закомары от плоскости стены, впервые примененный Алевизом Новым в 1505-1509 гг. в Архангельском соборе Московского Кремля. Собор в Костроме отличают строгая выверенность пропорций, традиционное пятиглавие, кладка «как по линейке», арки с «гирьками» и «дыньками». Постройки в Вязёмах, усадьбе Годуновых близ Москвы, характеризует тот же стиль. В период «годуновского зодчества» происходила канонизация сложившихся к тому времени строительных приемов: воспроизводились традиционные композиции, в которых подчеркивались симметрия, компактность плана, строгое пропорционирование. Использовались заимствованные у итальянцев ордерные элементы, полуциркульные арки, пилястры с коринфскими капителями, классические профили карнизов. Это была канонизация русского стиля на европейский манер. Уменьшилась вариативность построек, их внешнее разнообразие, но появилось единство стиля.

Эти особенности имели не местный, московский, а общерусский характер, поэтому правильней объединять их не понятием «годуновская школа», а определением «годуновский стиль», который в сущности, по основным тенденциям формообразования, является классицистическим. Одним из самых ярких памятников «годуновского классицизма» был собор Вознесенского монастыря в Московском Кремле, построенный в 1580-х гг. по заказу сестры царя, Ирины Годуновой. Этот замечательный памятник архитектуры варварски уничтожен в 1929 г. Интересно, что сооружения «годуновского классицизма», не порывавшие с традициями древнерусской архитектуры, долгое время воспринимались исключительно как результат чуждого, иностранного влияния.

Русский историк А. Малиновский в «Обозрении Москвы» (1820-1826) называл все новые постройки Московского Кремля, начиная с Успенского собора, «готическими». Колокольня «Иван Великий», по его словам, была от основания перестроена «в виде готической башни». Готической (в смысле чуждой, нерусской) называли русскую архитектуру рубежа XVI-XVII вв. писатель В. Жуковский, французский исследователь средневекового искусства Э. Виолле-ле-Дюк, писатели В. Гюго, Т. Готье. Но такие оценки правильнее было бы отнести к последующему периоду развития русской архитектуры. В 1624-1625 гг. шотландец X. Гэллуэй (Галовей) вместе с русскими мастерами надстроил «шатровым верхом» Спасскую башню Московского Кремля, причудливо соединив в ней черты традиционной русской архитектуры с элементами английской готики и Тюдор-Ренессанса. Таким же образом были надстроены и другие башни Кремля. Европеизации подвергались иконы, фрески, изделия из серебра. В Костроме, в Ипатьевском монастыре, при поддержке Годуновых была создана иконописная мастерская. Понятие «годуновского стиля» применяют в отношении книжной миниатюры, начала XVII в. К концу XVII столетия «годуновский классицизм» сменился «голицынским» и «нарышкинским» стилями.

Комментарии

Удивительно, даже и не знал, что есть такое направление в русской архитектуре. Казалось, что до Романовых про классицизм на Руси рано говорить.
Аватар пользователя admin

Понятие "классицизм" вообще очень условное.... в данном случае, как и во многих других, речь идёт о возврате к традиции и восприятии её как "классического образца", а образец, соответственно, может быть любой, совсем не обязательно, чтобы греко-римский....

Добавить комментарий

CAPTCHA
Подтвердите, что вы не спамер