Эрих Мендельсон. Erich Mendelsohn

ЭРИХ МЕНДЕЛЬСОН. Erich MendelsohnАрхитектор Эрих Мендельсон (Мендельзон). Стиль архитектуры: Экспрессионизм. Динамический функционализм. Основные архитектурные объекты и проекты: Здания шляпной фабрики в Луккенвальде; Обсерватория Башня Энштейна (Einsteinturm) в Потсдаме; Дом Моссе, Берлин; Универмаги Шоккена, Нюрнберг (Schocken department store);  Реконструкция универмага «Cohen & Epstein», Дуйсбург; Текстильная фабрика «Красное Знамя», Ленинград; Коттедж доктора Бейаха, Берлин-Штайнштюккен; Выставочный павильон издательского дома Рудольфа Моссе на выставке «Pressa» в Кёльне; Комплекс «Woga» и «Universum-Kino» в Берлине......


«Функция плюс динамика — вот лозунг» Erich Mendelsohn

Дом Моссе, Берлин — Mossehaus, conversion of the offices and press of Rudolf Mosse, Berlin (1921—1923). Архитектор Эрих Мендельсон (Erich Mendelsohn)
Дом Моссе, Берлин — Mossehaus, conversion of the offices and press of Rudolf Mosse, Berlin (1921—1923). Архитектор Эрих Мендельсон (Erich Mendelsohn)
Башня Эйнштейна (обсерватория на горе Телеграфенберг в Потсдаме, 1917 г. либо 1920—1921 гг. — Einsteinturm (Observatory on the Telegraphenberg) in Potsdam . Архитектор Эрих Мендельсон (Erich Mendelsohn)
Башня Эйнштейна (обсерватория на горе Телеграфенберг в Потсдаме, 1917 г. либо 1920—1921 гг. — Einsteinturm (Observatory on the Telegraphenberg) in Potsdam . Архитектор Эрих Мендельсон (Erich Mendelsohn)  
Заводской корпус шляпной фабрики Геррманна, Луккенвальде — Work hall of the Herrmann hat factory, Luckenwalde (1919—1920) . Архитектор Эрих Мендельзон (Erich Mendelsohn)
Заводской корпус шляпной фабрики Геррманна, Луккенвальде — Work hall of the Herrmann hat factory, Luckenwalde (1919—1920) . Архитектор Эрих Мендельсон (Erich Mendelsohn)
Башня Эйнштейна (обсерватория на горе Телеграфенберг в Потсдаме, 1917 г. либо 1920—1921 гг. — Einsteinturm (Observatory on the Telegraphenberg) in Potsdam . Архитектор Эрих Мендельсон (Erich Mendelsohn)
Башня Эйнштейна (обсерватория на горе Телеграфенберг в Потсдаме, 1917 г. либо 1920—1921 гг. — Einsteinturm (Observatory on the Telegraphenberg) in Potsdam . Архитектор Эрих Мендельсон (Erich Mendelsohn)
Текстильная фабрика «Красное Знамя», Ленинград (по проекту Мендельсона построена только силовая подстанция, остальной комплекс достраивался по изменённому проекту) 1926.
Текстильная фабрика «Красное Знамя», Ленинград (по проекту Мендельсона построена только силовая подстанция, остальной комплекс достраивался по изменённому проекту) 1926.   
Универмаг Шоккена в Штутгарте — Schocken department store, Stuttgart(1926—1928). Архитектор Эрих Мендельсон (Erich Mendelsohn)
Универмаг Шоккена в Штутгарте — Schocken department store, Stuttgart(1926—1928). Архитектор Эрих Мендельсон (Erich Mendelsohn)
Универмаг Шоккена, Хемниц —Schocken department store, Chemnitz (1927—1930). Архитектор Эрих Мендельзон (Erich Mendelsohn)
Универмаг Шоккена, Хемниц —Schocken department store, Chemnitz (1927—1930). Архитектор Эрих Мендельсон (Erich Mendelsohn)
Дом Колумба, Потсдамская площадь, Берлин— Columbus-Haus, Potsdamer Platz, Berlin. (1928—1932) Архитектор Эрих Мендельзон (Erich Mendelsohn)
Дом Колумба, Потсдамская площадь, Берлин— Columbus-Haus, Potsdamer Platz, Berlin. (1928—1932) Архитектор Эрих Мендельсон (Erich Mendelsohn)
Дом Коэна, Челси, Лондон —  Cohen house, Chelsea, London (1934—1936). Архитектор Эрих Мендельсон (Erich Mendelsohn)
Дом Коэна, Челси, Лондон —  Cohen house, Chelsea, London (1934—1936). Архитектор Эрих Мендельсон (Erich Mendelsohn)
Парк синагоги, Кливленд, Огайо — Park Synagogue, Cleveland Heights, Ohio. (1946—1953) Архитектор Эрих Мендельсон (Erich Mendelsohn)
Парк синагоги, Кливленд, Огайо — Park Synagogue, Cleveland Heights, Ohio. (1946—1953) Архитектор Эрих Мендельсон (Erich Mendelsohn)

Эрих Мендельсон (или Мендельзон) (Erich Mendelsohn, 21 марта 1887, Алленштейн, Восточная Пруссия — 15 сентября 1953, Сан-Франциско, США) — немецкий архитектор еврейского происхождения, экспрессионист (в 1920-х гг.) и функционалист — в более поздних работах.

Он не поддерживал ни тех, кто выдвигал на первое место функцию, ни тех, кто ставил превыше всего острую выразительность. Считая и то и другое в равной степени необходимым для архитектуры, Мендельсон раньше других своих современников — представителей нового направления сумел в своем творчестве объединить оба эти начала.

Однако эта как бы «промежуточная» позиция, которую он занимал среди полемических бурь тех лет и которую историки в течение длительного периода рассматривали как компромиссную, привела к тому, что Мендельсон в целом ряде солидных трудов о современной архитектуре вообще не фигурировал, хотя в творческом отношении он был едва ли не самым активным, и во многих городах Германии — Берлине, Штутгарте, Хемнице  — можно было встретить созданные им сооружения с характерными криволинейными контурами плана, горизонталями ленточных окон, выразительными контрастами фактуры материалов.

Родился Эрих Мендельсон в г. Алленштейн в семье евреев-эмигрантов из Польши. Учился в Высшей технической школе в Мюнхене (1907-11 гг.) у Теодора Фишера. В 1911-44 гг. был близок к объединению модернистов «Синий всадник».

Во время первой мировой войны Мендельсон был призван в армию и всю войну был на фронте.

В 1919 г. вместе с Людвигом Мис ван дер Роэ, Вальтером Гропиусом и Петером Беренсом организовал «Ноябрьскую группу» (нем. Novembergruppe), объединившую архитекторов-единомышленников. Тогда же открывает свою мастерскую в Берлине, которая вскоре станет одним из самых известных архитектурных бюро Германии.

Представленные им в галерее Кассирера проекты и эскизы под общим лозунгом «Архитектура стали и железобетона» имели большой успех. Вскоре Мендельсон стал получать заказы.

Вскоре Мендельзон побывал в Голландии, и здесь на него произвело впечатление творчество архитекторов-экспрессионистов. (Дудок)

Творчество Мендельсона точно не укладывается ни в одно художественное направление последнего столетия. Исключением являются лишь его динамичные архитектурные наброски, выполненные им в годы первой мировой войны, и первые осуществленные проекты башни-обсерватории Эйнштейна в Потсдаме и шляпной фабрики в Люккенвальде, в островыразительных контурах которых, безусловно, присутствуют черты экспрессионизма.

В начале 1920-х годов строительство промышленных сооружений, проекты конторских зданий и формальные поиски Мендельсона во многом определяли направление творческих поисков немецкой архитектуры. Известнейшая башня Эйнштейна в Потсдаме (1920—1921) — своеобразное сооружение, сочетающее в себе строгую функциональность, поскольку оно и в плане и в разрезе полностью отвечает своему назначению, с пластичностью в решении объема, уподобляющей это архитектурное сооружение произведению скульптуры. В осуществленном вслед за «башней» комплексе шляпной фабрики в Люккенвальде (1921—1923) хорошо продумана технология, применена интересная железобетонная конструкция перекрытия и создан необычный, выразительный облик красильного цеха. Архитектор видел основу формообразования в современной архитектуре в создании динамических композиций. «Функция плюс динамика — вот лозунг», — писал Мендельсон.

Из универсальных магазинов, построенных Мендельсоном в 1924— 1929 годы и в значительной степени определивших характер этого типа зданий в Германии в 1920-х годах, широкую известность получил универмаг фирмы «Шокен» в Штутгарте (1927). Фасад этого пятиэтажного здания представляет собой систему горизонтальных полос остекления, перемежающихся с полосами кирпича и золотистого травертина и захватывающих закругленную башню, в которой расположена лестница. Расположение окон в торговых помещениях на значительной высоте дало возможность разместить стеллажи с товарами вдоль наружной стены. Таким образом, решение окон и конструктивно и функционально обоснованно. Достигается полное единство внешнего облика и внутреннего содержания. Вряд ли кто-либо из архитекторов в такой степени возвел ленточные окна в лейтмотив своего творчества, как это сделал Эрих Мендельсон. Мощные, асимметрично расставленные акценты повышают выразительность горизонтального построения и придают ему подчеркнуто динамичный характер. Ленты окон служат для подчеркивания простой геометричности формы, прямоугольного объема; они воздействуют как элемент игры контрастов, которому Мендельсон подчиняет объемно-пространственное решение всего сооружения.

Мендельсон, используя эстетические достижения функционализма, создает целый ряд проектов хорошо функционально решенных универмагов (в Штутгарте, 1927 год; в Хемнице, 1928). Для внешнего облика этих зданий характерны сплошные стеклянные витрины первого этажа, горизонтальные ленты окон, динамичные закругления фасадов. Эти работы Мендельсона оказали большое влияние на строительство торговых зданий во многих городах Европы.

Кинотеатр «Универсум» в Берлине (1926—1929), ныне театр Шаубюне, входящий в состав лишь частично осуществленного комплекса, — выдающийся пример чрезвычайно удачного функционального решения — план имеет форму несколько удлиненной подковы, обеспечивающую хорошую видимость. Вместе с тем это распластанное полукруглое здание с резко противопоставленной его мягким очертаниям вертикалью прямоугольной рекламной башни хорошо организует угол парадной столичной магистрали.

Последняя работа Мендельсона в Германии — так называемый «Колумбус-хаус» в Берлине (1931) — двенадцатиэтажное конторское здание, более строгое, чем описанные выше. Почти полное отсутствие характерной для Мендельсона криволинейности контура здания компенсируется глубокой светотенью от идущего по всему периметру фасада и выступающего далеко вперед выноса крыши над расположенным на верхнем этаже рестораном.

С приходом к власти нацистов Мендельсон эмигрировал в Голландию, а затем в Англию, где работал в содружестве с архитектором Чермаевым. После нескольких лет пребывания в Палестине переехал в США и поселился в Сан-Франциско. В последние годы жизни Мендельсон проектировал больницы и синагоги, но принципиально новых решений в это время он уже не дает. В своих поздних постройках Мендельсон остаётся верен идее горизонтальности. В относящейся к последнему периоду его деятельности в Америке больнице Маймонидов в Сан-Франциско (1946-1950) вместо ленточных окон он использует далеко выступающие балконы, предназначенные для пребывания больных. Горизонтальные линии балконов, подчеркнутые перилами, прерываются небольшими закругленными выступами. Здесь чувствуется стремление к контрастности, столь характерной для его ранних произведений.

Литературно-публицистическая деятельность Мендельсона ограничивалась главным образом устными выступлениями, многие из которых были впоследствии опубликованы. В докладе 1930 года в Ассоциации архитекторов (Англия) Мендельсон вновь поднял вопрос о необходимости сочетать функцию с динамизмом (этой проблеме Мендельсон уделял большое внимание и в ряде своих писем к жене, относящихся к 1913—1918 годам). Три лекции об архитектуре были прочитаны им в 1942 году в США, одна из них (архитектура мирового кризиса) посвящена вопросу красоты в архитектуре «...Я хочу, чтобы моя работа имела отклик, чтобы было обращено внимание на ее сугубо самостоятельный характер, независимый от книг, которые имеют дело с тем, что уже существует. Они всегда должны быть под рукой для сравнения. Я считаю, что важнее иметь возможность сконцентрироваться неограниченно на том, что приходит на ум, и достигнуть полного охвата идеи. Я чувствую все более ясно, что творчество — мой долг и для меня нет реальности вне этого. Старые правила потеряли свою силу, и никто еще не написал новые правила... Особую роль в архитектуре играют изменения, обусловленные духом времени; новые задачи, поставленные перед строительством, на транспорте и в промышленности, и возможность новых конструктивных решений при применении новых строительных материалов стекла — стали — бетона. Нас не должно сбивать с пути, что мы пока еще не знаем открывающихся возможностей, это объясняется краткостью пройденного пути. То, что еще сегодня с огромным трудом пробивает себе дорогу, когда-нибудь станет предметом истории волнующих и бурных событий. Ведь речь идет о творчестве! Мы еще в самом начале пути; однако уже созданы все возможности для движения вперед....Подлинно ценным станет только то, что будет вдохновляться предвидением».

Умер Мендельсон 15 сентября 1953 года в Сан-Франциско. Он оказал большое влияние на архитектуру Германии и всей Европы. С популярностью его творчества во многом связано и распространение стилизаторского отношения к новой архитектуре, превращение ряда ее композиционных приемов и форм в моду. Его смелые поиски помогли раскрепостить творческую мысль архитектора и показали эстетические возможности новой архитектуры.


Работы:

(1919—1920) Колония рабочих для профсоюза строителей в Луккенвальде

(1920) Садовый павильон для семьи Геррманн, Луккенвальде

(1919—1920) Заводской корпус шляпной фабрики Геррманна, Луккенвальде — Work hall of the Herrmann hat factory, Luckenwalde

(1920) Реконструкция административного здания страховой компании «Hausleben», Берлин

(1917 либо 1920—1921) Башня Эйнштейна (обсерватория на горе Телеграфенберг в Потсдаме, 1917 г. либо 1920—1921 гг. —Einsteinturm (Observatory on the Telegraphenberg) in Potsdam, 1917 or 1920-1921 (building), 1921-1924 (technical equipment).

(1921—1922) Двойная вилла на площади Каролингерплац в Берлине

(1921—1923) Здание шляпной фабрики Штайнберга, Луккенвальде — Steinberg hat factory, Herrmann & Co, Luckenwalde

(1921—1923)  Дом Моссе, Берлин — Mossehaus, conversion of the offices and press of Rudolf Mosse, Berlin

(1922) Шёлковая фабрика Вайхманна, Глайтвитц, Силезия

(1923—1924) Вилла доктора Штенефельда, Берлин

(1924—1929) Здание меховой фабрики «Ц.А Херпих и сыновья», Берлин

(1925—1926) Универмаги Шоккена , Нюрнберг— Schocken department store, Nuremberg

(1925—1927) Реконструкция универмага «Cohen & Epstein», Дуйсбург — Extension and conversion of Cohen & Epstein department store, Duisburg

(1926) Текстильная фабрика «Красное Знамя», Ленинград (по проекту Мендельсона построена только силовая подстанция, остальной комплекс достраивался по изменённому проекту)

(1926—1927) Коттедж доктора Бейаха, Берлин-Штайнштюккен

(1926—1928) Универмаг Шоккена в Штутгарте— Schocken department store, Stuttgart

(1928) Выставочный павильон издательского дома Рудольфа Моссе на выставке «Pressa» в Кёльне— Exhibition pavilion for the publishing house Rudolf Mosse at the "Pressa" in Cologne

(1927—1928) Магазин Рудольфа Петерсдорффа, Бреслау

(1925—1931) Комплекс «Woga» и «Universum-Kino» в Берлине—Woga-Komplex and Universum-Kino (cinema), Berlin

(1927—1929) Еврейское кладбище, Кёнигсберг, Восточная Пруссия

(1927—1930)  Универмаг Шоккена, Хемниц —Schocken department store, Chemnitz

(1928—1930) Собственный дом на улице Ам-Рупенхорн в Берлине —  Am Rupenhorn, Berlin

(1928—1930) Здание профсоюза германских металлистов, Берлин-Кройцберг

(1928—1932) Дом Колумба, Потсдамская площадь, Берлин— Columbus-Haus, Potsdamer Platz, Berlin

(1930—1933) Еврейский молодёжный центр, Эссен— Jewish youth center, Essen

(1932) Садовый магазин «Dobloug», Осло, Норвегия, построен по проекту Мендельсона

(1934 г.) «The De La Warr Pavilion», Бексхилл-он-Си, Суссекс, Англия — Bexhill-on-Sea, Sussex, England

(1933—1935) Дом Ниммо, Бакингемшир, Англия

(1934—1936) Дом Коэна, Челси, Лондон —  Cohen house, Chelsea, London

(1935—1936) Здание компании «Гилби» Кэмден, Лондон

(1935—1936) Вилла Вейцмана, студенческий городок Института Вейцмана, Реховот близ Тель-Авива; в это же время построен комплекс из трёх зданий Института Вейцмана —Villa Weizmann, Weizmann Institute campus, Rehovot near Tel Aviv; three buildings on the Weizmann Institute campus, presently housing high-resolution NMR, biological MRI, and the Kimmel Center for Archeology, respectively

(1934—1936) Вилла и библиотека Зальмана Шоккена, Иерусалим

(1934—1940) Еврейский университет в Иерусалиме — Built around the same time: a cluster of Hebrew University, Jerusalem

(1934—1939) госпиталь Университета Хадассы hospital, Иерусалим

(1936—1939) Здание Англо-палестинского банка Anglo-Palestine-Bank, Иерусалим

(1937—1938) Здание правительственного госпиталя, Хайфа

(1946—1950)  Синагога B’Nai Amoona, в настоящее время Центр креативных искусств, Юниверсити Сити, Миссури — Synagogue B'Nai Amoona, now Center of Creative Arts, University City, Missouri

(1946—1950) Госпиталь Маймонида, Сан-Франциско—Maimonides Hospital, San Francisco

(1946—1953) Парк синагоги, Кливленд, Огайо — Park Synagogue, Cleveland Heights, Ohio

(1947—1951) Дом Рассела, Сан-Франциско

(1948—1954) Синагога Emanu-El, Гранд Рэпидс, Мичиган

(1950—1954) Синагога Mount Zion, Ст. Пол, Миннесота

«The De La Warr Pavilion», Бексхилл-он-Си, Суссекс, Англия — Bexhill-on-Sea, Sussex, England (1934). Архитектор Эрих Мендельсон (Erich Mendelsohn) «The De La Warr Pavilion», Бексхилл-он-Си, Суссекс, Англия — Bexhill-on-Sea, Sussex, England (1934). Архитектор Эрих Мендельсон (Erich Mendelsohn)
«The De La Warr Pavilion», Бексхилл-он-Си, Суссекс, Англия — Bexhill-on-Sea, Sussex, England (1934). Архитектор Эрих Мендельсон (Erich Mendelsohn) «The De La Warr Pavilion», Бексхилл-он-Си, Суссекс, Англия — Bexhill-on-Sea, Sussex, England (1934). Архитектор Эрих Мендельсон (Erich Mendelsohn)

Добавить комментарий

CAPTCHA
Подтвердите, что вы не спамер