Области распространения различных ордеров, их специальное значение и сочетания

Географическое распространение ордеров. – В некоторых областях Греции, например в ионийских колониях в Малой Азии, применялся только ионийский ордер. В Великой Греции и Сицилии, где преобладающим элементом населения были доряне, употреблялся исключительно дорийский ордер.

Чем руководствовались при выборе того или другого ордера?

Значение различных ордеров. – Этот выбор предопределялся характером самих ордеров. При постройке больших храмов естественно было обращение к мужественному и монументальному дорийскому ордеру. В композициях небольшого масштаба, как например в памятнике Фрасилла, он заменялся ордером стройных пилястров; при постройках небольших зданий обычно применялся ионийский ордер. В этом ордере выдержан ряд храмов афинского Акрополя: храмы Ники Аптерос, Артемиды Брауронии, Афины Эрганэ и Эрехфейон. Таким же зданиям, как памятник Лисикрата (рисунок 223), в которых больше изящества, чем величия, более всего подходил коринфский ордер с его свободными формами и налетом фантастики.

Начиная с V в., устанавливается и другое различие: ионийский ордер стремятся сделать ордером убранства внутренних помещений. Именно с этой точки зрения Витрувий советует применять его для отделки внутренней части портиков. На этом же основании он допущен внутри Пропилей и в Афинах и в Палатицце при существующей там обработке фасада дорийским ордером; как менее громоздкий, он вполне подходит к такому расположению. К тому же в рассеянном свете покрытая скульптурой капитель больше выигрывает, чем гладкая поверхность дорийского эхина.

Архитектура Древней Греции. Области распространения различных ордеров
Рис. 230
Архитектура Древней Греции. Области распространения различных ордеров
Рис. 231

Рисунок 230, B заимствован из афинских Пропилей и показывает сочетание этих двух ордеров, соединенных, несмотря на разную длину колонн и неравную высоту антаблементов.

По изящной легкости своих форм коринфский ордер еще более, чем ионийский, приспособлен для целей внутреннего убранства; и действительно, он находит здесь свое главное применение. Дорийская ротонда в Эпидавре декорируется внутри коринфским ордером, а в Милете и Филиппейоне в Олимпии им украшена внутренность ионийской целлы. В Айзани внешние колонны были выдержаны в ионийском ордере, внутренние – в коринфском.

Таким образом коринфский ордер в отношении ионийского имеет то же значение, что ионийский в отношении дорийского. Греки каждому из них отводят свое место и, не задумываясь, противопоставляют их один другому, не боясь контрастов. Наоборот, они даже стремятся к этим контрастам, вполне убежденные, что, следуя указаниям здравого смысла, они удовлетворяют и требованиям вкуса.

Распределение ордеров по ярусам. – Когда надо расположить колонны в два яруса, то основанием для распределения ордеров служит относительная легкость пропорций каждого из них. Лишь колонны дорийского ордера располагаются в два яруса, причем ребра верхних стволов являются точным продолжением ребер нижних (рисунок 231, A). Другими словами, если представить себе ствол, вытянутый на два яруса и разделенный архитравом на две части, то получится двухъярусный дорийский ордер. Именно таким мы его встречаем в большом храме Посейдонии, в храме на о. Эгине (A) и в главном храме Селинунта.

Как пример расположения двух ордеров в разных ярусах мы приведем портик Пергама (рисунок 231, B): нижний ордер – дорийский, верхний – ионийский с триглифами. В Тегее, как сообщает Павсаний, нижний ордер целлы был дорийский, верхний – коринфский.

Таковы были различные приемы группировки ордеров. Для полноты исторического обзора нам остается исследовать их пропорции.

Огюст Шуази. История архитектуры. Auguste Choisy. Histoire De L'Architecture

Добавить комментарий

CAPTCHA
Подтвердите, что вы не спамер