Христианская архитектура IV - X вв.

Начало христианской архитектуры

История архитектуры христианских народов сводится к попыткам приспособления зданий, заимствованных из гражданского обихода древних римлян, к требованиям нового культа. Из положения угнетаемого культа христианство сразу переходит к положению государственной религии (в 313 г.) Три века преследований плохо подготовили его к этой новой роли; но к счастью для христианства, его требования были достаточно четки,  чтобы дать ему возможность без колебаний выработать свою программу. Христианство не было религией одних лишь посвященных, и тесные, закрытые храмы не отвечали его потребностям; призывая на свои празднества всех без различий, оно нуждалось в больших помещениях, широко открытых для всех.....  Огюст Шуази. История архитектуры. Auguste Choisy. Histoire De L'Architecture

Строительные приёмы латинского Запада

Сооружения латинского Запада IV - X вв — это почти исключительно базилики; элементы их конструктивной системы сводятся к стенам, аркам и перекрытиям. Стена. — Стены незначительной толщины нельзя было бы без риска возводить простым чередованием слоев камня и раствора: подобная кладка становится прочной только благодаря своей массивности. Аркады на колоннах. Официальная архитектура Римской империи не допускала аркад, покоящихся непосредственно на колоннах: римская аркада опиралась при посредстве импостов на квадратные столбы, колонна же служила исключительно декоративным элементом. В Помпеях известен всего один пример аркады, опирающейся на колонны. В Галлии обнаружено несколько колонок, расположение которых наводит на мысль, что они предназначались для несения пят аркады. Впервые в монументальном строительстве аркады на колоннах были применены в Спалато в эпоху Диоклетиана. Своды абсид и перекрытие нефов. — Абсида является единственной сводчатой частью базилики, и свод, перекрывающий ее, неизменно представляет собой полукупол, возведение которого не требует кружал.  Огюст Шуази. История архитектуры. Auguste Choisy. Histoire De L'Architecture

Византийские строительные приёмы

Стены византийских сооружений отличаются от стен западной архитектуры одной особенностью, происхождение которой относится к древнейшему периоду архитектуры: в их толщу по большей части заложены, как в микенских стенах, продольные и поперечные деревянные брусья. Византийские своды, так же как и иранские, возводились по возможности без вспомогательных лесов. Сирийская и армянская школы, пользовавшиеся почти исключительно камнем, вынуждены были применять преимущественно конструкции, не требовавшие кружал, ограничиваясь типом купольных сводов. Своды без кружал. Крестовые своды, выложенные рядами: Для крестового свода византийцы применяют кладку рядов в виде усеченного конуса. Парусные своды, выложенные рядами. Сферические купола, выложенные слоями. Купол на тромпах. Опоры  сводов  и  системы  уравновешивания. Огюст Шуази. История архитектуры. Auguste Choisy. Histoire De L'Architecture

Строительные приёмы сирийской, армянской и славянской архитектурных школ

Школы Сирии и Армении характеризуются тем, что пользуются почти исключительно камнем. Различие в материалах должно было повлечь за собой и существенные различия в методах. С глубокой древности сирийцы возводили на своей скалистой почве постройки из тесаных камней на растворе. Этот строительный метод, честь создания которого принадлежит, быть может, им самим, только и применялся в сирийской архитектуре христианской эпохи. В Армении, где известняк встречается редко, вплоть до середины средневековья продержалась каменная кладка без раствора. Сирийские  своды: Плиты на аркадах. Своды на аркадах. Сомкнутый свод и купол на квадратном плане. Каменные крестовые своды. Стрельчатая арка в Сирии. Армянские своды: Стрельчатый свод в Армении. Конусообразный купол. Нервюрный свод. Своды славянской школы. Огюст Шуази. История архитектуры. Auguste Choisy. Histoire De L'Architecture.

Формы в раннехристианской архитектуре

Изучая памятники Византийской империи с точки зрения их форм, мы обнаруживаем ясное отличие школ Востока от школ западных провинций; а среди восточных школ мы находим глубокие различия между теми, которые, строя из кирпича, вынуждены прибегать к декоративной облицовке, и теми, которые пользуются тесаным камнем и могут обрабатывать его скульптурно. Аркада на колоннах. Колонна: Латинская (христианская) школа. Византийская школа. Школы Сирии и Армении. Оконные проемы, карнизы и поверхности стен. Обработка профилей карниза. Декоративная скульптура. Цветная  орнаментация: Византийская школа. Сирийская и армянская школы. Пропорции  и  общий вид зданий. Огюст Шуази. История архитектуры. Auguste Choisy. Histoire De L'Architecture.

Церкви латинского Запада

Влияние христианства на римскую архитектуру отнюдь не проявляется в виде резкого и систематического протеста против типов языческой архитектуры; почти все храмы, сохранившиеся до нашего времени, были спасены благодаря тому, что их приспособили для нужд нового культа. Христиане не только присвоили их себе, но позаботились также и о том, чтобы переделать на христианский лад и языческие легенды, связанные с этими храмами. Так, храмы языческой девы Минервы превратились в церкви св. Девы; храмы Солнца (Гелиоса) были посвящены св. Гелию (Илье); в середине VII в. храм всех богов, языческий Пантеон, превратился в храм Всех святых. Общий план христианской церкви. Церковь в форме базилики. Церковь с центральным алтарем. Рассматриваемые объекты христианской архитектуры: Санта Мариа Маджоре. Базилика св. Петра. Церковь св. Павла «за стенами». Базилика св. Агнесы в Риме. Базилика св. Пуденцианы в Риме. Церковь Сан-Миниато под Флоренцией. Церковь Сан-Стефано Ротондо. Огюст Шуази. История архитектуры. Auguste Choisy. Histoire De L'Architecture

Церкви Византийской империи

Церкви Византийской империи: Церкви с центральным алтарем. Базилики с деревянным перекрытием. Первые церкви со сводами;  памятники,  промежуточные между архитектурой Римской империи и византийской архитектурой. Эпоха Юстиниана и законченный тип византийских сводчатых церквей. Купольная церковь с круглым основанием. Купол с восьмиугольным основанием. Купол с квадратным основанием. Крестовая церковь с пятью куполами. Позднейшие типы византийской церкви. Особенности  церквей  центральной  Сирии. Церкви с кровлей из плит; церкви с деревянным перекрытием на арках. Купольные церкви. Рассматриваемые объекты византийской архитектуры: Константиновская церковь в Антиохии. Церковь Гефсиманского холма. Базилика св. Гроба. Церковь св. Иоанна в Константинополе. Церковь Богородицы (мечеть Эль-Акса в Иерусалиме). Церковь св. Димитрия в Салониках. Базилика в Вифлееме. Базилика в Карее (Афон). Базилика в Сардах. Церковь Троицы в Эфесе. Базилика Ала-Шер в древней Филадельфии. Церковь св. Георгия в Салониках. Церковь на горе Гаризиме. Церковь св. Сергия в Константинополе. Церковь св. Виталия в Равенне. Церковь св. Сергия. Церковь св. Виталия. Церковь св. Софии в Салониках. Св. София в Константинополе. Собор св. Марка и Церковь св. Фронта. Церковь Ватопеди (Афон). Комплекс храмов монастыря Пантократора. Церковь св. Вардия в Салониках (Казанджиляр-Джами). Церкви св. Никодима в Афинах, св. Луки на Парнасе и св. Николая в Мистре. Церковь св. Георгия в Эзре. Огюст Шуази. История архитектуры. Auguste Choisy. Histoire De L'Architecture

Церковная архитектура IV - X веков

Христианские церкви IV - X вв: Церкви Армении. Русские церкви и церкви Нижнего Дуная. Церкви Египта и Африканского побережья. Церкви Сицилии. План армянской церкви. Собор в Ани. Церковь в Орлеансвилле. Коптская церковь в Эрменте. Церковь Марторана в Палермо. Королевская капелла в Палермо. Церковь в Монреале. Огюст Шуази. История архитектуры. Auguste Choisy. Histoire De L'Architecture 

Внутреннее устройство церквей

Внутреннее устройство христианских церквей: Принадлежности культа. Престол. Киворий и иконостас. Столы, для священных книг и предметов. Амвон. Ансамбль. Иконостас. Ориентация церкви и символические украшения. Церковные пристройки. Нартекс. Атриум. Башни. Крещальня. В первых церквах алтарь был один, и располагался он всегда в центре завершающей неф абсиды. В глубине абсиды стоял трон епископа; кресла других священнослужителей были расположены по полукружию. Певчие помещались в халцидике и в большом нефе. Верующие занимали боковые нефы: мужчины — с одной стороны, женщины — с другой. В церквах с двухэтажными боковыми нефами, как в св. Софии, для женщин отводился обычно верхний этаж. Кающиеся и лица, не получившие еще крещения, удалялись в притвор, или нартекс, или даже в передний двор. В центре этого двора находился источник для омовения. Огюст Шуази. История архитектуры. Auguste Choisy. Histoire De L'Architecture

Христианские гробницы

Христианские погребения прошли два этапа: эпоху катакомб и эпоху надгробных часовен и кладбищ. Катакомбы — не что иное, как галереи бывших каменоломен, где могилы расположены вдоль стен в несколько этажей: таковы катакомбы в Риме, в Сиракузах и в Александрии. Только изредка, через значительные промежутки, среди гробниц встречается молельня, слабо освещенная через отверстие, пробитое в сводах каменоломни....Гробница св. Констанции. Гробница Плакиды в Равенне. Гробница Теодориха в Равенне. Огюст Шуази. История архитектуры. Auguste Choisy. Histoire De L'Architecture

Общественные сооружения и укрепления

Общественные сооружения и укрепления в христианской архитектуре IV - X вв: Гражданские и монастырские постройки. Общественные сооружения и укрепления. Византийский город. Монастырская жизнь развивается и складывается в законченную организацию приблизительно к X в.; с этого времени монастыри приобретают четкую физиономию. Монастыри Синая, Map-Саба около Мертвого моря, коптские монастыри Египта, в особенности же монастыри в Фессалии и монастыри Афона могут быть указаны как главные типы монастырской архитектуры Византии. Афон —   настоящая провинция монахов, сохраняющая и поныне свой вид X в.; его обители — одновременно и монастыри и крепости.... Константинопольские укрепления. Мост Сабанджа. Огюст Шуази. История архитектуры. Auguste Choisy. Histoire De L'Architecture

Происхождение и влияния архитектурных школ Византии

Происхождение, взаимоотношения и влияния архитектурных школ Византийской империи. Влияния, исходящие из Ирана. Путь на Константинополь и к северному побережью Средиземного моря; центры образования и область собственно византийской архитектуры. Путь  через  Армению. Путь  через  Сирию. Хронология развития школ византийской архитектуры. Отправной пункт движения не следует искать ни в латинских странах, ни в чисто греческих областях. Для Римской империи IV в. является временем полного упадка. В греческих провинциях остается только одряхлевшая цивилизация; существование латинских провинций, еще более истощенных, находится под угрозой. Среди этого общего упадка только одна нация сохраняет силу и воспоминание о великом прошлом; эта страна — сассанидский Иран. Там еще живет мощное искусство, о жизнеспособности которого свидетельствует дворец Ктезифона. Среди стран, граничащих с империей, только один Иран является наследником азиатских традиций. В основе ранней христианской архитектуры мы уже констатировали иранские идеи: Иран — центр, из которого исходят три радиуса в следующих направлениях: Малая Азия и Константинополь; Армения и Закавказье; Сирийские провинции и южное побережье Средиземного моря. Огюст Шуази. История архитектуры. Auguste Choisy. Histoire De L'Architecture 

Византийская архитектура VI - XII вв.

Храм Софии в Константинополе. Комплекс построек 564 г. в Каср-ибн-Вардане.  Храм в Алахан-манастир. Церковь Успения в Никее. Церковь Климента в Анкаре. Храм Софии в Салониках, VIII в. Церковь Архангелов в Сиге. Храм св. Георгия в Баргале. Церковь Марии в Эфесе (VI в.). Собор Ирины в Константинополе (530-е годы). Церковь в Дере-Агзы (IX в). Церковь Николая в Мире. Собор св. Софии в Бизи (Визе) IX в. Церковь Осиос Давид в Салониках.  Церковь св. Тита в Гортине на Крите. Церковь в Бююкаде близ Амасры. Собор в Эрегли. Памятники армянской архитектуры VII в.(соборы в Мрене, Талине, Эчмиадзине). Влияние символических идей и эстетической выразительности христианского обряда на архитектуру Византии. Христианский космос. Что есть здание церкви в христианской эстетике. Церковь «АА» в Сиде (VII в.). Церковь «ЕЕ» в Сиде (VII в.). Кемерли Килиссе (Панагия Пантовасилисса). Фетие-джами (церковь св. Стефана ?) близ Триглии, кон. VIII в. Церковь Иоанна Предтечи монастыря Пелекет. Храм монастыря Атик Джами в Константинополе (IX в.). Церковь Богородицы монастыря Липса в Константинополе, 908 г. Мирелейон в Константинополе. Большой дворец византийских императоров в Константинополе. Фаросская церковь Богоматери в Большом дворце. Церковь Богородицы монастыря Осиос Лукас в Фокиде. Церковь Богородицы Халкеон в Салониках. Храм Богородицы Перивлепты. Церковь Георгия в Манганах. Церковь Сергия и Вакха в Константинополе. Церковь Санта Фоска в Торчелло. Кафоликон Неа Мони на Хиосе. Кафоликон монастыря Осиос Лукас в Фокиде. Церковь Панагии Ликодиму в Афинах. Церковь в Учайяке. Церковь Чанликилиссе, XI в. Храм Килиссе Джами в Константинополе. Церковь Христа Всевидящего в Константинополе. Комплекс храмов монастыря Пантократора: Южная церковь Христа Вседержителя. Северная церковь Богородицы. Церковь-усыпальница св. Михаила. Церковь Гюль Джами в Константинополе. Церковь Календер Джами. Церковь в Вира. Фетие Джами. Церковь св. Аверкия в Элегми. Церковь св. Апостолов в Афинах.  Комеч А.И. Древнерусское зодчество конца X - начала XII в. Византийское наследие и становление самостоятельной традиции