Бруно Матссон. Bruno Mathsson

Бруно Матссон. Bruno Mathsson Бруно Матссон (Bruno Mathsson) конструируя и производя лёгкую, элегантную и функциональную мебель поднял скандинавский дизайн на общемировой уровень. Не являясь приверженцем какой либо дизайнерской концепции и школы, Бруно Матссон создал свой уникальный стиль, основанный на самостоятельном изучении истории архитектуры и дизайна, исследованиях по эргономике и связи между природой и архитектурой. 

Бруно Матссон родился  13.01.1907 года в Швеции (Варнамо (Värnamo) в семье потомственного краснодеревщика. Его отец – Карл Матссон был мастером по дереву в пятом поколении. Вполне естественно, что Бруно Матссон с детства начал изучать основы мебельного производства.

Швеция начала XX века была весьма консервативной страной, население которой было весьма прагматично и склонно к традиции. Мебель, в основном, производилась в стиле скандинавского барокко, отличавшегося от моделей континентальной Европы более сдержанными формами. Таким был и первый стул, созданный Бруно Матссоном,  который был представлен на «Выставке Искусства и Ремёсел», проходившей в его родном Варнамо в 1930 году. Благодаря этому стулу молодой мастер получил стипендию и возможность посетить Стокгольм, где в это время проходила выставка представителей функционализма.

Это событие стало основополагающим для всего дальнейшего творчества Бруно Матссона. Несмотря на традиционный подход к профессии, он понял, что наступило новое время, и традиционные скандинавские сдержанность и натурализм могут получить новое воплощение. Это понимание, наравне с активным изучением музейного архива, привело его к мысли, что нужно искать собственный язык в дизайне.

В том же 1930 году возникла возможность воплотить  теорию в жизнь. Больница города Варнамо заказала ему проект нового стула. Желание отказаться от традиционной обивки привело к необычному решению. Стул, который работники больницы назвали «Кузнечиком», состоял из каркаса, обтянутого переплетёнными полосками ткани, а подлокотники и ножки были изготовлены из берёзы. Новаторские стулья были спрятаны до тех пор, пока Бруно Матссон не стал знаменитым.

Бруно Матссон. Bruno Mathsson. Jetson 66. Design 1965 Бруно Матссон. Bruno Mathsson. Mina. Design 1978 (1942) Бруно Матссон. Bruno Mathsson. Minister. Designed in 1986
Бруно Матссон. Bruno Mathsson. Mimat. Design 1932 Бруно Матссон. Bruno Mathsson. Book-crib. Designed in 1941 Бруно Матссон. Bruno Mathsson. Eva. Design 1941 (1933)
Бруно Матссон. Bruno Mathsson. Table Kuggen. Design 1983 Бруно Матссон. Bruno Mathsson. Anna. Design 1945 Бруно Матссон. Bruno Mathsson. Folding table. Design 1935
Бруно Матссон. Bruno Mathsson. Folding table. Design 1935 Бруно Матссон. Bruno Mathsson. Folding table. Design 1935 Бруно Матссон. Bruno Mathsson. Folding table. Design 1935
Бруно Матссон. Bruno Mathsson. Мебельный шоу-рум в Варнамо Бруно Матссон. Bruno Mathsson. Mia. Designed in 1972-1973 Бруно Матссон. Bruno Mathsson. House in Danderyd, Sweden by Bruno Mathsson, 1955

Разрабатывая новый метод, Матссон подходил очень скрупулёзно к решению поставленных задач. Он внимательно изучил «механику сидячего положения». Например, чтобы определить идеальную кривую для сидения, он садился в сугроб, чтобы после изучить оставленный его телом след. Матссон начал эксперименты с гнутой многослойной древесиной, стремясь получить навыки, которые позволят ему создавать прочные элементы с изящными минималистичными деталями.

В период с 1933 по 1936 год среди прочих работ были созданы три стула - Working, Еasy и шезлонг Model 36. Все они состояли из цельного каркаса с плетёным сидением, который опирался на ножки из многослойного дерева.

В начале 1936 года Густаф Мунте предоставил Бруно возможность организовать в музее Гетеборга персональную выставку. Выставка была открыта 14 марта 1936 года и дала Матссону шанс продемонстрировать свои идеи большей аудитории. Среди экспонатов были его новые серии стульев и оригинальный откидной столик. Большой успех выставки стал крупным достижением, которое подтвердило признание Бруно ведущим дизайнером Швеции.

Спустя год после выставки в Музее прикладных искусств Бруно Матссон был представлен на всемирной выставке Paris Expo, где получил гран-при за кровать «Paris». За время выставки он привлёк интерес международной общественности.  Среди почитателей его таланта оказался и управляющий Музеем современного искусства в Нью-Йорке (Museum of Modern Art, MoMA) Эдгар Кауфман-младший, который спустя два года в1939 году заказал у Бруно стулья для нового корпуса музея. В том же году его мебель была представлена на двух выставках: международной выставке в Нью-Йорке и Golden Gate exhibition в Сан-Франциско.

Ведущий критик в области культуры из Шведской ассоциации Ремёсел, Готхард Йоханссон (Gothard Johansson), посетил Музей современного искусства и познакомился с мебелью Бруно Матссона. В мае 1940 он с энтузиазмом написал большую статью для ведущей шведской газеты Svenska Dagbladet: «Один единственный современный шведский мебельщик занимает исключительное положение. Его имя, которое скоро прогремит на весь мир, - Бруно Матссон из Варнамо. Он, без сомнения, одна из наиболее уникальных фигур в шведской индустрии искусства»... «когда этим летом я обнаружил его мебель на самой эксклюзивной мебельной выставке в мире, я первый раз в жизни почувствовал тайную гордость за то, что родился всего лишь в 20 километрах от Варнамо».

Между 1948 и 1949 годами Бруно Матссон со своей супругой Карин путешествовали по США. За время их пребывания в Штатах они, благодаря Эдгару Кауфману-младшему, познакомились с наиболее влиятельными архитекторами континента, многие из которых были бывшими участниками Баухаус (Bauhaus), а также Ээро Сааринен, Фрэнк Ллойд Райт, Чарльз и Рэй Эймс.

Эти контакты вдохновили Бруно Матссона на создание знаменитых стеклянных домов. Первым примером, законченным в 1950 году, был его собственный мебельный шоу-рум в Варнамо. Одна стена была сделана из кирпича, другие три - по запатентованной технологии «Brunopane». Они состояли из окон с тройным стеклом, промежутки между которыми были заполнены азотом. Близкий к природе, этот дом отражал приверженность дизайнера к функциональности и свету.

Здание вызвало огромный интерес, и за последующие 10 лет множество сооружений было построено по принципу Матссона. Однако, когда желающие пытались получить разрешение на строительство, они сталкивались с массой бюрократических проблем. Чиновники подвергали сомнению новый проект.

Бруно Матссон. Bruno Mathsson. Loungechair model 36. Designed in 1933-36 Бруно Матссон. Bruno Mathsson. Loungechair Pernilla 3. Design 1944
Бруно Матссон. Bruno Mathsson. Cabinet . Designed in 1967 Бруно Матссон. Bruno Mathsson. PARIS
Бруно Матссон. Bruno Mathsson. Pernilla 2 with foot-stool. Design 1944 Бруно Матссон. Bruno Mathsson. Eva-sofa. Design 1941 (1933)

Международные и, в частности, американские обсуждения темы новой функциональной архитектуры вдохновили Бруно Матссона на создание многих проектов частных и общественных зданий.  Около 50 домов были построены им в Швеции и за рубежом. Все его архитектурные проекты отличает большая площадь остекления, «воздушность» структуры здания и применение модульной системы.

В 1960-м он прекратил строить здания, кроме тех, что предназначались для него и Карины. В том году они построили свой первый дом на западном побережье Швеции, летнюю резиденцию, где граница между домом и внешним миром была практически неразличима. Между 1964 и 65 годами была построена и постоянная вилла на берегу озера Видостерн к югу от Варнамо, а в 1973 году - дом в Виламора, Португалия, где семья Матссон провела много зим.

В 60-е годы Бруно Матссон вернулся к созданию мебели, разработав широкий модельный ряд из дерева и стали. Вместе с датским поэтом и математиком Питом Хейном (Pit Hein) он совершенствовал стол Superellipse и Spanleg.

В 1969 году мебель Бруно Матссонса показали в Японии, и в сентябре 1974 года Карин и Бруно Матссон совершили первый визит в эту страну. По инициативе японцев выставка была открыта в здании Шведского центра в Токио. Это привело к тому, что в 1976 году началось промышленное производство коллекции Бруно Маттсона, адаптированной для Японии. Сегодня как лицензионная, так и произведённая в Швеции мебель успешно продаётся на японском рынке.

В отношении дизайна мебели Бруно Матссон постоянно занимался развитием теории о «полноценном сидении», суть которой заключается в том, что поза сидения, и, соответственно, употребляемая для сидения мебель должны быть оптимальны.

Он принимал активное участие в разработке «рабочего места завтрашнего дня», справедливо считая, что положение и условия работы напрямую влияют на здоровье и эффективность труда. В 1981 году он создал автоматизированное рабочее место для пользователей компьютера. Автоматизированное рабочее место оборудовано так называемым «крылом», которое поддерживает плечи пользователей.

За свою жизнь он удостоился множества наград, таких как статуэтка Gregor Paulssons (1955 год), золотая медаль Prince Eugens (1965 год), Рыцарь Королевского Ордена Швеции (1967 год), член Королевского Общества Искусств, Лондон (1978 год) и получил звание профессора от шведского правительства (1981 год).

Бруно Матссон был поразительным художником, своевольным и упрямым, никогда не уставал в своём рвении создавать новую мебель для нового времени. Последним предметом мебели, который сошёл с рабочего стола дизайнера, стало мягкое кресло Minister (1986 год).

Умер Бруно Матссон в 1988 году, оставив после себя богатое культурное наследие. Его проекты вне времени и многие из них активно реализуются и в настоящий момент, оставаясь современными и функциональными.

Бруно Матссон. Bruno Mathsson. Mi 444. Mirja. Designed in 1978 Бруно Матссон. Bruno Mathsson Бруно Матссон. Bruno Mathsson. Eva high. Design 1941 (1933)

Официальный сайт Бруно Матссона http://www.bruno-mathsson-int.se/

Добавить комментарий

CAPTCHA
Подтвердите, что вы не спамер