Мусульманская архитектура

Общий обзор мусульманской архитектуры

Основы иранской архитектуры, воспринятые строителями древнейших мечетей, были заложены в Сирии в период сасанидов: с VIII по XIII в. мечети строятся по принципу сирийских сооружений и представляют собой здания, крытые террасами на арках, по своему типу восходящие к римской эпохе; традиция эта сохранилась вплоть до нашего времени в домах Бейрута, Мерсины и окрестностей Иерусалима. Сирийская провинция, которая являлась одним из первых политических центров ислама, была одновременно и первым центром создания мусульманской архитектуры. Тип мечети на арках перешел из Сирии в Египет, а из Египта в Испанию. Только в XIV в. мечеть с террасами начинает вытесняться сводчатой мечетью. И это изменение, введенное в Египте халифом Хассаном, появилось в результате заимствований из Ирана: мечеть Хассана, гробницы Каитбея — выражение в камне того иранского типа, от которого произошла мечеть Султаниэ. Огюст Шуази. История архитектуры. Auguste Choisy. Histoire De L'Architecture

Мусульманская архитектура. Строительные приёмы: Конструкции с крышами на аркадах

Строительные приёмы в мусульманской архитектуре: Конструкции с крышами на аркадах. Формы аркад: Стрельчатая арка. Подковообразная арка. Килевидная арка. Трехлопастная арка. Система аркад: Многоярусные и переплетающиеся арки. Арки с ажурными тимпанами. Типы аркад в различных школах мусульманского искусства. Деревянные перекрытия: Террасы и крыши. Земляные сооружения с деревянным каркасом. Деревянные купола. Огюст Шуази. История архитектуры. Auguste Choisy. Histoire De L'Architecture 

Мусульманская архитектура. Строительные приёмы: Сводчатые сооружения

Строительные приёмы в мусульманской архитектуре: Сводчатые сооружения. Своды  на нервюрах. Крестовые  своды. Иран — край, совершенно лишенный лесной растительности — является классической страной сводов, возводившихся без  кружал.  Мы  уже описывали  цилиндрические своды из кирпича или из каменных плит, возведенные последовательными вертикальными слоями, что позволяло обходиться без вспомогательных кружал. Таковы цилиндрические своды средневекового Ирана и, можно сказать, всего мусульманского Востока. Кладка радиальными рядами, требующая кружал, применялась лишь для отдельных арок или для верхних частей цилиндрических сводов....Огюст Шуази. История архитектуры. Auguste Choisy. Histoire De L'Architecture

Мусульманская архитектура. Строительные приёмы: Купола

Строительные приёмы в мусульманской архитектуре: Купола. Главные типы куполов, обычно применявшихся в мусульманской архитектуре. Различные  формы  скуфьи: Нормальный тип. Конический купол. Ячеистый купол. Луковичный купол. Детали парусов: Купола на конических парусах. Своды на ячеистых парусах. Сталактитовые своды. Хронология куполов. Огюст Шуази. История архитектуры. Auguste Choisy. Histoire De L'Architecture

Мусульманская архитектура. Строительные приёмы: Системы уравновешивания

Строительные приёмы в мусульманской архитектуре: Системы уравновешивания. Выносные пяты. Скрепления. Система распределения опор. За исключением готики, ни одна архитектура не дает тако­го глубокого анализа распора в сводчатой конструкции и не находит более остроумных и изящных способов для борьбы с ним. Это уже совсем не то, что мы видели в римских постройках на растворе: там — инертная масса, оказывающая противодействие, здесь — живой и работающий организм....Огюст Шуази. История архитектуры. Auguste Choisy. Histoire De L'Architecture 

Формы и пропорции в мусульманской архитектуре

Формы и пропорции в мусульманской архитектуре

Формы и пропорции в мусульманской архитектуре: Главные части зданий с декоративной точки зрения: Колонна и арка. Проемы для окон и дверей. Плотничьи и столярные работы. Декоративные рельефы и окраска: Арабески. Цветная декорация. Первые фаянсовые панно. Рисунок и пропорции: Рисунок арабесок. Контуры элементов декоративных панно. Рисунок сталактитов. Профилирование и пропорции арок. Геометрическая закономерность планировки здании. Огюст Шуази. История архитектуры. Auguste Choisy. Histoire De L'Architecture 

Памятники мусульманской архитектуры

Памятники мусульманской архитектуры: Мечети. Планы и разрезы мусульманских базилик. Сводчатая мечеть. Тюрбе. Принадлежности культа и подсобные здания при  мечетях. Минареты. Мусульманские жилые дома. Странноприимные учреждения. Бани. Базары. Мосты. Фортификационные сооружения. Архитектурные объекты: Мечеть Амру в Каире. Мечеть Ибн-Тулуна в Каире. Мечеть Мекки. Мечеть в Дамасске. Мечеть  Эль-Акса в Иерусалиме. Мечеть в Амру. Кордовская мечеть. Мечеть Хассана в Каире. Мечеть Шах-Аббаса в Исфахане. Голубая мечеть в Тавризе. Мечеть Султаниэ. Мечеть Каитбея. Дворец Аммана в Сирии. Альгамбра в Севилье. Мост около Тавриза. Огюст Шуази. История архитектуры. Auguste Choisy. Histoire De L'Architecture 

Мусульманское искусство

Мусульманское искусство

Мусульманское искусство — (через татарск. musulman, турецк. musliman от арабск. muslim — покорный Богу) — условное обобщающее название различных историко-регионалъных типов искусства, развивавшихся на основе разных этнических традиций, но объединенных единой идеологией и религией — исламом. Понятие мусульманского искусства близко, но не совпадает с историческим типом арабского искусства. В то же время арабизм и ислам включают и немусульманские элементы культуры: традиции древнего персидского, сирийского, эллинистического, византийского искусства. В течение веков региональное – арабское и религиозное – исламское начала взаимодействовали и создали особую арабо-мусульманскую культуру.  

Методы и школы мусульманской архитектуры

Из всех видов искусств, относящихся к мусульманской культуре, самым заметным, оригинальным и впечатляющим является архитектура. Строительство мечетей, мусульманских культовых зданий, первоначально базировалось на региональных традициях, однако со временем сложился новый стиль, который, сохраняя локальную специфику религиозных построек, был подчинен потребностями нового культа. Традиционно выделяют пять архитектурных школ: сирийско-египетскую, персидскую, индийскую, магрибскую и османскую (более мелкие, например, иракская, среднеазиатская, считаются производными).  

Сирийско-египетская школа мусульманской архитектуры

Памятники мусульманской архитектуры сирийско-египетской школы: Мечеть в Дамаске, построенная халифом аль-Валидом (на месте храма Иоанна Крестителя). Мавзолей Нур ад-дина Зенги в Дамаске. Мечеть Куббат ас-Сахра в Иерусалиме. Мечеть Амра ибн аль-Аса в Каире. Мечеть Ахмеда ибн Тулуна. Мечеть «Аль-Азхар» в Аль-Кахира. Медресе Тайбарсия и Акбогавия. Баб аль-Музаййини («Ворота цирюльников»). Ворота Баб ан-Наср, Баб аль-Футух и Баб аз-Зувейла в Каире. Мечеть аль-Джуюши. Мавзолей над могилой аш-Шафии. Ансамбль зданий, состоявший из мечети, медресе, мавзолея и большого маристана, построенный султаном Калауном. Мечеть султана Хасана. Мавзолей Шаджар ад-Дурр. Мавзолей ар-Рифаи.  Мавзолей эмира Сункур Сади. Квартал усыпальниц Хаус аль-Басха. Мечеть-ханака султана Баркука. Мечеть-ханака султана аль-Муайада. Хаммамы (бани). Мечеть Шахин аль-Халвати. 

Персидская школа мусульманской архитектуры

Памятники мусульманской архитектуры персидской школы: Мавзолей династии Саманидов. Джума-мечеть («пятничная») в Исфахане. Лашкари-Базар, дворец Газневидов в Афганистане. Соборная мечеть в Исфахане. Башня Гунбади-Кабус около Горгана. Стиль Хазарбаф («тысяча волн»). Мечеть имама Резы в Мешхеде. Мечеть Фатимы в Куме. Мечети в Верамине и Нетензе. Купольные мавзолеи в Куме и в Тусе. Мечеть г.Султанийа. Мавзолей имама Резы в Мешхеде. Мечеть Гаухар Шад. Дворец Чихиль-Сутун в Исфахане. Соборная мечеть Биби-Ханым в Самарканде. Мавзолей Кусама ибн-Аббаса в Самарканде. Медресе Улугбека в Самарканде. Медресе Шир-Дор в Самарканде.  Мечеть-медресе Тилля-Кари в Самарканде. Медресе Надир Диван-беги. Мавзолей Абди-Бирун. Большая мечеть халифов. Мадраса Мустансирийа. Мадраса Муржанийа. Мечеть шиитских имамов Мусы аль-Кадима и Мухаммада аль-Джавада. Мавзолей ситт Зумруд-Хатун. Мечеть «Аш-Шухада». 

Мавзолей Саманидов в Бухаре

Мавзолей Саманидов в Бухаре

Мавзолей Саманидов — расположен в историческом центре Бухары, в парке, разбитом на месте древнего кладбища. Мавзолей, который стороился в IX веке (между 892 и 943, обычно датируется 907 годом), является одной из наиболее почитаемых архитектурных достопримечательностей Центральной Азии. Освобождённый от двухметровой толщи наслоений и полностью восстановленный, он вновь доступен обзору с четырёх сторон, как первоначально и было задумано его автором. Мавзолей Саманидов представляет собой квадратную купольную постройку гармоничных пропорций. Композиция мавзолея с равнозначными фасадами строго центрична. Слегка расширенный книзу кубический объем с открытыми на четыре стороны арками и массивными угловыми колоннами завершается легкой галереей-аркатурой. В одной из фасадных арок находится дверь, другие забраны решеткой из кирпича.  Мавзолей Саманидов знаменует начало новой эпохи в развитии центрально-азиатского зодчества, возрождённого после арабского завоевания.

Мечеть Биби-Ханым в Самарканде

Мечеть Биби-Ханым в Самарканде

Соборную мечеть Самарканда (Биби-Ханым) начали строить в 1399 г., после обогатившего государство Тимура грабительского похода в Индию. По-видимому, эмир придавал исключительное значение этой мечети: он сам следил за работами, всячески поощрял огромную армию рабочих и мастеров скорее завершить постройку. Мечеть строилась меньше пяти лет, и в 1404 г. она была уже закончена. Тимур требовал, чтобы самаркандская мечеть превзошла величественностью все здания мира. Композиция ансамбля Биби-Ханым построена на сложном сочетании архитектурных форм и цвета. Роль своеобразного модуля играет стрельчатая арка в прямоугольном обрамлении. Множество арок, то дробящихся в ячейках сталактитов, то вырастающих до гигантских размеров, внесло в архитектуру сложный ритм, сделало особенно ощутимыми масштабные соотношения и вместе с тем объединило все в одно целое. К лету 2003 года, реставрационные мастерские под руководством главного инженера Ходихона Акобирова представили жителям и гостям Самарканда почти полностью восстановленное сооружение. 

Мавзолей Тамерлана Гур-Эмир в Самарканде

Мавзолей Тамерлана Гур-Эмир в Самарканде

Гур-Эмир (узбекск. Gur Amir, тадж. Гури Амир) — мавзолей великого азиатского завоевателя Тамерлана (Тимура) в Самарканде. Фамильная гробница Тамерлана и наследников империи была воздвигнута в юго-западной части Самарканда в 1404 году. В архитектуре доминирует огромный ребристый купол (диаметр купола 15 метров,  высота 12,5 метров), несколько нависающий над высоким цилиндрическим барабаном. Нижняя часть здания представляет восьмигранник, сейчас почти скрытый множеством позднейших пристроек; к северу обращен небольшой портал. Пропорции постройки таковы, что на долю купола и барабана приходится более половины общей высоты здания. Купол покрыт узором из голубых и синих изразцов, что колористически также выделяет его прекрасную ребристую форму. На барабане огромными буквами выложены надписи, содержащие восхваления Аллаху.

Мавзолей Тюрабек-ханым в Куня-Ургенче

Мавзолей Тюрабек-ханым в Куня-Ургенче

Мавзолей династии Суфи Тюрабек-ханым в Куня-Ургенче. Мавзолей был построен, по-видимому, во второй половине  XIV в. Его архитектура и декор говорят о новых творческих исканиях и о высоком, основанном на глубокой местной традиции искусстве хорезмских мастеров. В отличие от портально-купольных мавзолеев предшествующего периода, когда главное внимание строителей было сосредоточено на украшении порталов, здание Тюрабек-ханым решено как композиция из нескольких гармонично связанных между собой архитектурных объемов. Основная часть здания представляет совершенно необычную для Средней Азии двенадцатигранную ротонду, увенчанную барабаном с высоким коническим голубым куполом. В декорации Тюрабек-ханым впервые в среднеазиатском зодчестве нашла применение керамическая мозаика. Мастера, создавшие этот мавзолей, с необычайным искусством соединили архитектурные формы с богатой декорацией. 

Площадь Регистан в Самарканде: Медресе Улугбека. Шер-Дор. Тилля-Кари

Площадь Регистан в Самарканде: Медресе Улугбека. Шер-Дор. Тилля-Кари

Площадь Регистан является сердцем Самарканда. Слово Регистан означает «песчаное место». Регистан возник задолго до Монгольского вторжения как центр ремесел и торговли. Это пересечение шести дорог, которые идут от городских ворот. Регистан с трех сторон окружен величественными зданиями: Медресе Улугбека (1417 — 1420), Медресе Шер-Дор (1619 — 1636), Медресе Тилля-Кари (1647 — 1660).  Распространенный в это время прием сопоставления однотипных монументальных построек получил здесь новое решение. Фасады зданий расположены так, что объединяющая их площадь воспринимается как большой открытый с одной стороны двор с тремя громадными пештаками. Перед взором человека, подходящего к Регистану, сразу открывается зрелище, полное необыкновенного величия. Ритмично повторяются огромные геометрически четкие архитектурные объемы. Пештаки зданий обращены к зрителю гигантскими арками, которые своей стрельчатой, заостренной кверху формой заставляют почувствовать колоссальную тяжесть архитектурной массы, давящей на мощные пилоны и стены.

Пои Калян в Бухаре: Мечеть и минарет Калян. Медресе Мир-и Араб

Пои Калян в Бухаре: Мечеть и минарет Калян. Медресе Мир-и Араб

Центральный ансамбль Бухары —  Пои Калян («подножие Великого»), состоящий из большой соборной мечети Калян (нач. XVI в.), и медресе Мир-и Араб (1530—1536 гг.), между которыми высится минарет Калян (Великий), возведённый в 1127 г.  Мечеть Калян (Маджид-и калан) равна по масштабу мечети Биби Ханум в Самарканде, под её сводами собиралось до 12 тысяч человек, здание занимает площадь 1 га. При едином типе здания — это совершенно различные произведения зодческого искусства. Строительство её было завершено в 1514 г.  Мечеть по своей архитектуре относится к типу четырехайванных, с большим двором и окружающей его арочно-купольной галереей. Опорой многокупольного перекрытия галереи, обходящей двор мечети Калян, служат монументальные пилоны. Строительство медресе Мир-и Араб (1535-1536) приписывается шейху Абдаллаху Йамани (из Йемена), духовному наставнику ранних шейбанидов, более известному под именем Мир-и Араба.

Ансамбль мавзолеев Шахи-Зинда в Самарканде

Ансамбль мавзолеев Шахи-Зинда в Самарканде

Шах-и-Зинда (Shah-i-Zinda , перс. شاه زنده — букв. «живой царь», в персидском звучании — Шох-и Зинда) — комплекс мавзолеев в Самарканде (Узбекистан). Ансамбль мемориально-культовых построек XIV—XV веков с керамическим многоцветным декором состоит из одиннадцати мавзолеев, последовательно пристраивавшихся один к другому.   Наибольшей известностью пользуется мавзолей Куссама, сына Аббаса, двоюродного брата пророка Мухаммеда. Уже в XII веке, около могилы Куссама хоронили лиц, пользовавшихся особым уважением. Впервые, подробное описание мавзолея Куссама дает аравийский путешественник Ибн-Баттута, посетивший Самарканд в 30-х годах XIV века и причисливший его «к самым большим, благоустроенным и красивым городам». Из его описания мавзолея, постройку которого он относит к домонгольскому периоду, видно, что здание в то время по своему убранству значительно превосходило современный мавзолей.

Архитектура мусульманской Испании и стран Магриба

Архитектура мусульманской Испании и стран Магриба

Первые значительные памятники арабо-берберской культуры были созданы еще в Северной Африке. Это сохранившаяся до сегодняшнего дня мечеть Сиди-Укба в Кайруане (Тунис). Она неоднократно перестраивалась, но современный облик приняла после кардинальной реконструкции в конце IX в. В ней (также как и в большинстве магрибинских мечетей) присутствуют элементы крепостной архитектуры.... Другим шедевром мусульманского искусства на территории Испании была Альгамбра – дворец властителей небольшого государства Насридов (1230–1492) и последний оплот мусульман на Пиренейском полуострове. Цитадель и дворец Альгамбра (аль-Хамра' – «красная», араб.), находилась в городе Гранада и была центром этого государства... Особое восхищение вызывала соборная мечеть Кордовы, заложенная еще в 785. Наиболее успешная ее перестройка была произведена в X в. Это огромная (180 на 130 м) колонная мечеть, где 1293 колонны образуют 19 нефов. Колонны свозились со всей Испании из разрушенных римских построек, а 114 штук были привезены из Византии. 

Альгамбра. Alhambra

Альгамбра. Alhambra

Альгамбра – дворец властителей небольшого государства Насридов (1230–1492) и последний оплот мусульман на Пиренейском полуострове. Цитадель и дворец Альгамбра (аль-Хамра' – «красная», араб.), находится в городе Гранада и была центром этого государства. В 1238 Мухаммад ибн Наср начал строительство этого дворца на вершине горы на месте берберской крепости (аль-касба'). Проект был чрезвычайно смелым, арабским инженерам надо было отрегулировать сток вод с гор Сьерра Невада таким образом, чтобы они питали каналы, фонтаны и пруды в дворцовом комплексе.  Задача зодчего Альгамбры заключалась в использовании всех доступных ему средств для создания роскошного, поражающего богатством своих интерьеров дворца, предназначенного и для пышных приемов и для интимной жизни восточного властителя. Как и в Кордовской мечети, художественный образ Альгамбры очень многогранен. Хотя каждый элемент архитектоники и декоративного убранства создан на основе точного математического расчета, в архитектуре дворца доминирует иррациональное декоративное начало, как бы подавляющее конструктивные основы.

Соборная мечеть Кордовы

Соборная мечеть Кордовы

Соборная мечеть Кордовы, заложенная еще в 785. Наиболее успешная ее перестройка была произведена в X в. Кордовская мечеть — совершенно особый вариант ставшей к тому времени уже традиционной в культовом зодчестве Ближнего Востока колонной мечети. Под двор, где у фонтанов совершали омовение, отведена лишь небольшая часть огромной площади (180 X 130 м), занятой сооружением. Собственно мечеть представляет колоссальный зал, в котором расположено 1293 колонн, образующих 19 нефов. Колонны свозились со всей Испании из разрушенных римских построек, а 114 штук были привезены из Византии. Для этого здания характерно отсутствие центральной оси, которой обычно обозначает главный неф. Кроме того, отсутствие главного входа заставляет посетителя, входящего под своды мечети, остановиться, прежде чем понять, где находится михраб. Обилие колонн создает впечатление бесконечности пространства, чем способствует созданию особенного религиозного настроения. Характерно, что колонны, вопреки традиции, сложившейся со времен античности, не имеют опорных баз.

Мечеть Аль-Кутубия в Марракеше

Мечеть Аль-Кутубия в Марракеше (XII в.)

Мечеть Аль-Кутубия в Марракеше (XII в.). Это типичная «колонная» мечеть с 16 параллельными нефами и 7 куполами. Несмотря на скромный михраб, благодаря белизне колонн она выглядит чрезвычайно элегантно. Стены украшены разнообразным орнаментом, что характерно для искусства эпохи Альморавидов. В молитвенном зале мечети сто пятьдесят столбов образуют семнадцать продольных нефов, завершенных своего рода трансептом, идущим вдоль стены с михрабом. Массивные, несколько приземистые по пропорциям столбы несут высокие подковообразные преломленные в замке арки. В перспективе арки образуют анфиладу, проникнутую ритмом величественного и спокойного движения.  Снаружи мечеть Аль-Кутубия представляет невысокий архитектурный блок, покрытый узкими двускатными черепичными крышами, возведенными над каждым из продольных нефов.

Мечеть Хасана и Касба Удайя в Рабате

Мечеть Хасана и Касба Удайя в Рабате

Самой грандиозной постройкой исламской архитектуры XII в. была мечеть Хасана в Рабате (Марокко): по размерам она превосходила Кордовскую, имела три внутренних двора и более 400 колонн. Внук Абд-аль-Мумена, амбициозный Якуб-эль-Мансур, хотел увековечить память о себе, построив в Рабате вторую в мире по величине мечеть. В колоссальной по тем временам мечети Хасана все его многочисленное войско должно было молиться одновременно. Однако закончить «стройку века» ему было не суждено. По плану минарет мечети должен был возвышаться на 80 метров, однако при жизни правителя его успели поднять лишь на 44. Говорят, будто ступени внутри сделаны так, чтобы воинственный султан мог подняться наверх для призыва войска к молитве, не слезая с коня… Зодчий — возможно Джебер,— сооружавший минарет мечети Хасана, как и в Севилье, умело использовав контраст глади стены с тонким декором из арок и орнамента, придал строгим формам башни большую художественную выразительность.  

Мечеть Сиди-Укба в Кайруане

Мечеть Сиди-Укба в Кайруане

Мечеть Сиди-Укба в Кайруане (Тунис). Мечеть неоднократно перестраивалась, но современный облик приняла после кардинальной реконструкции в конце IX в. В ней (также как и в большинстве магрибинских мечетей) присутствуют элементы крепостной архитектуры. Здание окружено массивными стенами из обожженного кирпича и укреплено контрфорсами. Единственный минарет на северной стороне двора представляет собой высокую (30 м) и мощную башню из трех квадратных в плане этажей. Нижняя часть минарета сложена из тесаного камня, в то время как его верхняя часть, башенка со сквозными арками и ребристым куполом, построена из кирпича. Основным композиционным ядром мечети является внутренний двор, окруженный мраморными и гранитными колоннами, поддерживающими арки. Как и во всех мечетях Магриба, здесь использовалась подковообразная форма арок. Порталы мечети относятся к XIII в., ни один из них не выделен в качестве главного. Атрибутами двора являются колодцы, они сделаны из мраморных баз античных колонн.  

Мусульманская архитектура Индии

Мусульманская архитектура Индии

Мусульманская архитектура Индии сформировалась под влиянием традиций персидского зодчества. Тем не менее, индийская архитектурная школа отличается от персидской, прежде всего, применением иных строительных материалов, а также собственными традициями, благодаря которым возникла собственная школа возведения исламских культовых зданий.  Памятники мусульманской архитектуры индийской школы: Мечеть «Кувват аль-Ислам» («мощь ислама»). Минарет Кутуб-минар. Мавзолей султана Шамс ад-дина Илетмиша. Мавзолей султана Насир ад-дина Хумайюна. Мавзолей Акбара в Агре. Крепость Агры и мечеть Моти-Масджид (Жемчужная Мечеть). Мечеть Джама-Масджид. Гробница Шер-хана в Сазараме. Мавзолей Тадж-Махал.

Мавзолей Тадж-Махал

Мавзолей Тадж-Махал

Во второй трети XVII в. представитель династии Моголов (1526–1858) Шихаб ад-дин Шах-Джихан I (1628–1657) построил великолепный мавзолей Тадж-Махал близ Агры. Мавзолей Тадж-Махал, воздвигнутый по велению Шах-Джахана для его рано умершей любимой жены Мумтаз, считается вершиной архитектурных сооружений мусульманского типа. Тадж-Махал создан в стиле мугал - смеси традиций индийской, персидской и исламской архитектуры. В комплекс входят пять основных элементов: ворота, сад, мечеть, джаваб и сам мавзолей. Шах-Джахан тщательно выбирал и корректировал проект мавзолея, обращаясь к лучшим в то время зодчим Востока. Основной замысел проработал Устад Мохаммед Иса Эффенди - византийский турок, ученик крупнейшего турецкого архитектора Синана, грека по происхождению. В разработке проекта участвовали мастера Индии, Средней Азии, Персии, Аравии.

Комплекс мечети Кувват аль-Ислам. Кутуб-минар

Комплекс мечети Кувват аль-Ислам

В 1192 в правление Гийас ад-дина Мухаммада (1163–1203) в Дели начали строить мечеть, получившую название «Кувват аль-Ислам» («мощь ислама» – араб.). Мечеть имеет гигантские размеры: 250 на 150 м, а общая площадь (вместе с вспомогательными постройками) — 4 гектара. Сохранились только фасадная стена и фрагменты молитвенного зала с колоннами. Но и в разрушенном состоянии мечеть продолжает живо напоминать о тех временах, когда она являлась самым выдающимся сооружением мусульманской Индии. Ее фасадная стена относится к лучшим образцам оформления мечети — ее формы исполнены благородной простоты и изящества. Орнаментальная резьба, исполненная с большим мастерством, покрывает сверху донизу поверхность всего фасада. В этой резьбе очень интересно сочетание полос традиционного индийского растительного орнамента с надписями арабской вязью, создающее контрастный, но гармоничный декоративный эффект.  Минарет Кутуб-минар. Мавзолей султана Шамс ад-дина Илетмиша. Железная колонна. Минарет Алай-минар.

Мечеть Джама Масджид в Дели

Мечеть Джама Масджид в Дели (Пятничная, или Соборная мечеть)

Одна из самых крупных в мире (вместимостью 25000 человек) мечеть Джама Масджид (Пятничная, или Соборная мечеть) венец строительной деятельности Шаха Джихана. Ее строительство началось в 1650 году, более 5 тыс. рабочих участвовало в сооружении главной мечети Великих Моголов. В 1658 г. она была торжественно открыта Аурангзебом. Мечеть отличают три арочных входа, четыре угловые башни и два сорокаметровых минарета. Сооружение построено из белого мрамора и красного песчаника, выложенных вертикальным полосами. 

Мавзолей султана Насир ад-дина Хумайюна в Дели

Мавзолей султана Насир ад-дина Хумайюна в Дели

Мавзолей султана Насир ад-дина Хумайюна (1508–1556) из династии Моголов в Дели, построенный в 1557–1565. Его архитектор Мирак-мирза Гийас (Ага Мирза Гияс) использовал персидскую композицию чахар-баг («четыре сада»).   Хумаюн — первый мавзолей Великих Моголов в Индии. Он также самый высокий среди построек своего времени, его купол поднимается на 42 метра. В восьмиугольном центральном зале находится только беломраморное надгробие самого императора. Архитектура мавзолея необычна. От предыдущих проектов его отличают обширная платформа, которая закрывает цокольный этаж, сложная структура здания (четыре квадратных помещения по углам центрального зала), двухслойный купол, который справедливо считают прообразом купола Тадж-Махала. Здание построено из красного песчаника, а вертикальные детали, края арок и фасадов искусно подчеркнуты отделкой из белого мрамора.

Мусульманская архитектура Афганистана

Мусульманская архитектура Афганистана

В X—XII вв. территория Афганистана входила в состав государства Газневидов, в пору наивысшего могущества объединявшей северо-западную Индию, значительную часть Средней Азии и Ирана. Собрав в результате завоевательных походов огромные богатства, султан Махмуд в начале XI в. отстроил столицу государства — город Газни. В настоящее время от газневидских построек сохранились лишь расположенные вне развалин старого города мавзолей Махмуда и два оригинальных башенных сооружения конца XI—первой половины XII в....Когда же в середине XV в. Самарканд утратил свое значение, роль ведущего культурного и художественного центра целиком перешла к Герату. Еще в начале XV столетия, помимо больших работ по восстановлению укреплений Герата и строительству крытых базаров, медресе и других зданий в пределах города, к северо-западу от Герата было предпринято сооружение грандиозного ансамбля, известного под названием Мусалля.

Страницы