Архитектура Древнего Египта

Архитектура Египта архаического периода (до начала IV тыс. до н. э.)

Архитектура Египта архаического периода (до начала IV тыс. до н. э.)

Дошедшие до нас могилы неолитического периода представляют собой по большей части просто круглые ямы с лежащими в них скорченными костяками. Уже в этих памятниках применялось дерево. Широкое же применение в качестве строительного материала кирпича-сырца и камня падает уже на период правления двух первых тинисских династий (начало четвертого тысячелетия до н. э.). Раскопки, произведенные де-Морганом в Негаде, Флиндерсом Петри, Квибелем и Амелино близ Абидоса, пролили свет на архитектуру этих древнейших царских гробниц и храмов. Гробницы содержат в себе ряд камер для приношений, стены выложены из сырца; в некоторых из гробниц, как например в той, которая в Негаде была раскопана Морганом и приписана фараону Менесу, наружные стены перерезаны ритмически чередующимися призматическими нишами.

Архитектура Египта. Эпоха Древнего царства (конец IV— III тыс. до н.э.)

Архитектура Египта. Эпоха Древнего царства (конец IV— III тыс. до н.э.)

Эпоха Древнего царства - период максимального развития централизованной деспотии и в то же время период предельного напряжения монументализирующего идеализма в искусстве. Зенит в искании этого стиля — пирамиды IV династии в Гизехе (Гизе). Композиция пирамиды в Древнем царстве точно так же прошла свой длинный путь развития, прежде чем достичь своей монолитной формы в искусстве IV династии. Мемфис - царская резиденция при фараонах IV — VI династий. Архитектура мастаб (скамья). Пирамида Джосера, архитектор Имхотеп. Усыпальница Снофру в Меидуме. Дашурская пирамида. Пирамида Хеопса. Пирамида Хефрена. Поминальный храм Хефрена. Пирамида Микерина. Протодорийский ордер. Храм Ра.

Архитектура Египта. Эпоха Среднего царства (конец III — начало II тыс. до н.э.)

Архитектура Египта. Эпоха Среднего царства (конец III — начало  II тыс. до н.э.)

Мы не боимся утверждать, что именно в зодчестве не было найдено ничего принципиально нового, равноценного стилистическому спецификуму архитектуры Древнего или Нового царств. Как на важнейший памятник указывают обыкновенно на поминальный храм фараонов XI династии Ментухотепов III и IV в Дейр-эль-Бахри, доступный для изучения лишь по реконструкции. Территориальная раздробленность, отсутствие столь абсолютной единой регламентации, в условиях большей, чем в Древнем царстве, социальной дифференциации, привели в искусстве к поискам относительно индивидуального. Наметилась локализация художественных школ.

Архитектура Египта. Эпоха Нового царства (1580—1100 гг. до н.э.)

Архитектура Египта. Эпоха Нового царства (1580—1100 гг. до н.э.)

Воздвигаемые в честь богов и, главным образом, посвященные фиванскому богу Амону, храмы являются в то же время и памятниками, восхваляющими действия самих фараонов. На стенах пилонов, в гигантских рельефных композициях, так же как и в ассирийском искусстве, с риторическим пафосом рассказывается о битвах и победах царя. Так в этом синтетическом монументальном искусстве храмовой архитектуры выражаются идеи классового господства жречества, небывало политически окрепшего в эпоху Нового царства. Монументальная архитектура этого периода есть в основе архитектура храма, а не гробницы, как в Древнем царстве. Храм со времени Тутмоса I был отделен от гробницы. Этот фараон перенес свою гробницу в Бибан-Эль-Молук, в «долину царей» близ Фив, отныне ставшую царским некрополем.

Архитектура Египта. Эллинистический период (IV — I вв. до н. э.)

Архитектура Египта. Эллинистический период (IV — I вв. до н. э.)

Последний и своеобразный подъем строительной деятельности Древнего Египта падает уже на время правления птолемеевских фараонов и римского господства в Египте. На протяжении первого тысячелетия до н. э. Египет постепенно терял свою экономическую и политическую самостоятельность. Становясь предметом колониального захвата разных народов, египетское государство наконец, с IV в., превратилось в греческую, а позднее (I в. до н. э.) в римскую колонию. Для храмовой архитектуры птолемеевского Египта характерно возвращение к классическим образцам, в частности, к типу надземного храма периода Нового царства. Мы всюду встречаем открытый, обнесенный колоннадой двор и базиликальный гипостиль с его плоским покрытием. Архитектурные сооружения: Храм Гора в Эдфу. Храм в Ком-Омбо. Храм богини Гатор (Хатхор) в Дендера. Группа храмов на острове Филэ.

Конструкции из глинянных материалов в архитектуре Древнего Египта

Конструкции из глинянных материалов в архитектуре Древнего Египта: С точки зрения строительных приемов египетское искусство чрезвычайно просто. Глина позволяет возводить прочные своды без сложных лесов и кружал. Камнем пользуются для вертикальных частей здания (стен и столбов), поддерживающих плафон из больших плит. Храм строится, как дольмен. Ни изысканной конструкции, ни беспокойных форм: горизонталь доминирует в композиции постройки и в окружающем пейзаже. Глухая масса редкими и скупыми членениями господствует над пролетами. Все вызывает чувство устойчивости и долговечности. Ни одно искусство не создавало столь простыми средствами такого впечатления подавляющей грандиозности. Строительные материалы. Стены. Своды без кружал: Купола. Коробовые своды. Огюст Шуази. История архитектуры. Auguste Choisy. Histoire De L'Architecture 

Деревянные конструкции в архитектуре Египта

В Египте мало строевого леса, и он плохого качества, но все же дерево играет известную роль в архитектуре. Оно применяется в глиняных стенах крепостных сооружений, как например в Семнехе, где в массивы стен, состоящих из глины, заложены для прочности деревянные связи, которые служат также для распределения силы ударов тарана на большую поверхность. В обыкновенных жилищах кровля делалась, как и теперь, в виде настила, лежащего на пальмовых стволах. Вследствие малой упругости этого дерева пролеты между стенами были не более 2—3 м, причем настил делался из стволов, положенных вплотную. Иногда для предупреждения прогиба настилу давали сводчатую форму, при которой круглые брусья, опираясь один на другой, служили для взаимной поддержки... Огюст Шуази. История архитектуры. Auguste Choisy. Histoire De L'Architecture

Приёмы каменной конструкции в архитектуре Египта

Общие приёмы каменной конструкции в архитектуре Древнего Египта: Материалы. Обтеска и укладка камней. Способы скрепления камней. Детали кладки стен и массивов зданий. Кладка правильными рядами. Кладка без перевязи постели. Кладка с последовательным рядом облицовок. Архитравы, ложные своды и древнейшие формы клинчатого свода. Детали конструкций: Обработка камней твердых пород. Передвижение и подъем камней. Устройство и установка обелисков. Рассматриваемые архитектурные объекты Древнего Египта: Храм Сфинкса. Карнакский храм. Мединет-Абу. Абидос. Дейр-эль-Бахри. Пирамида Хеопса. Огюст Шуази. История архитектуры. Auguste Choisy. Histoire De L'Architecture 

Архитектурные формы Древнего Египта

Архитектурные формы Древнего Египта: Настенные декорации: Глиняные стены. Стены из тесаного камня. Египетские колоннады: Столбы  и  колонны,  подражающие  формам деревянной конструкции. Лотосообразные гаторические колонны. Общая форма колонн. Детали колонн:  База, ствол. Капитель. Антаблемент. Металлические украшения. Разработка профиля карнизов и орнамент. Декоративная скульптура: Круглая скульптура. Рельеф. Стенная роспись. Рассматриваемые архитектурные объекты Древнего Египта: Крепость Семнех. Храм Сфинкса. Храм царицы Хатшепсут. Дейр-эль-Бахри. Пещерные гробницы Бени-Гассана. Гробница Ти. Храмовый комплекс в Карнаке. Статуя Хефрена. Большой сфинкс в Гизехе (Гизе). Огюст Шуази. История архитектуры. Auguste Choisy. Histoire De L'Architecture

Законы пропорций и оптических иллюзий в архитектуре Египта

Законы пропорций и оптических иллюзий в архитектуре Древнего Египта: Арифметические отношения. Применение простых отношений в египетских памятниках (пример - чертёж Элефантинского храма). Соотношения   отдельных   частей здания. Геометрические отношения. Согласование арифметического и графического методов. Практическое значение метода. Симметрия. Ритмическое повторение. Оптические иллюзии. Огюст Шуази. История архитектуры. Auguste Choisy. Histoire De L'Architecture

Храмы Древнего Египта

Храмы Древнего Египта: Планы храмов. Святилище. Гипостилъный зал. Передний двор и пилон. Последовательное расширение плана храмов. Перспективный план и общее расположение Карнака. Постройки, связанные с храмом. Рассматриваемые архитектурные объекты Древнего Египта: Храмовый комплекс Карнака. Храм Сфинкса. Храм Дендера. Мединет-Абу. Южный Храм в Фивах. Луксорский храм. Храм в Эдфу. Рамессеум. Храм Рамсеса II в Ибсамбуле. Храм Сети в Абидосе. Дейр-эль-Бахри. Элефантинский храм. Огюст Шуази. История архитектуры. Auguste Choisy. Histoire De L'Architecture

Пирамиды и гробницы Древнего Египта

Пирамиды и гробницы Древнего Египта: Гробница в форме жилища. Мастабы. Пирамида (Гиза). Пирамида с ломаным профилем (Дашур). Ступенчатая пирамида (Саккара). Методы стройки пирамид. Последовательная кладка. Различное назначение пирамид. Подземные гробницы. Постепенное расширение подземных гробниц. Пещерные гробницы Бени-Гассана. Пирамида Хеопса. Огюст Шуази. История архитектуры. Auguste Choisy. Histoire De L'Architecture

Архитектура жилища в Древнем Египте

План египетского дома подобен плану всякого жилища азиатского типа: это — замкнутое помещение, с фасадом без окон, освещаемое только со стороны внутреннего двора; на крыше устроена терраса, где обитатели дома ночуют в жаркое время. В древних египетских городах дома строились на старых фундаментах, и уровень земли неуклонно повышался; благодаря этому городские постройки были расположены как бы на площадках, возвышавшихся над затопляемой Нилом местностью.....Огюст Шуази. История архитектуры. Auguste Choisy. Histoire De L'Architecture 

Инженерные и крепостные сооружения Древнего Египта

Несколько крепостей сохранилось до сих пор: Семнех, двойная крепостная стена в Абидосе; памятник в Мединет-Абу воспроизводит формы крепостных ворот. Вообще египетские крепости строились из глины, причем для рассеяния силы ударов вражеских таранов в массив стены закладывали бревна. Куртины стен укреплялись квадратными башнями; как видно из плана, вход представляет собой проход со многими коленами, устроенными с той целью, чтобы затруднить врагу доступ внутрь крепости......Огюст Шуази. История архитектуры. Auguste Choisy. Histoire De L'Architecture

Искусство и общественный строй Древнего Египта

Долго считалось, что развитие египетского искусства шло из Нубии в Нижний Египет. Точкой отправления считали пещерные храмы Эфиопии. Эта теория происходила из неправильной датировки памятников, вполне простительной в то время, когда еще не были дешифрированы иероглифы, познакомившие нас с хронологией. В действительности египетское искусство, по-видимому, зародилось в дельте Нила. Первые известные нам памятники группируются близ Мемфиса, и первый период расцвета относится к IV и V династиям. Этим временем датируются пирамиды в Гизехе и Саккара и храм Сфинкса. К XII династии относятся пещерные гробницы, высеченные в скалах Бени-Гассана, основание религиозных памятников в Фивах и, наконец, та благородная скульптура, характерные черты которой воплощены в Луврском сфинксе.....Огюст Шуази. История архитектуры. Auguste Choisy. Histoire De L'Architecture

Мебель в Древнем Египте

Мебель в Древнем Египте

Древнейшим государством, образцы мебели которого сохранились до наших дней, является Египет. В прошлом эта страна широко применяла дерево для своих нужд, вывозя его из соседних стран. Древняя египетская мебель делалась почти сплошь из дерева. Древнейшие из известных нам образцов были найдены в царских погребениях ранней династической эпохи (3400-2980 гг. до н. э.). Это обломки ларцов чёрного дерева, инкрустированных слоновой костью, обычный и складной табуреты с ножками в виде копыт жвачных животных (табуреты сделаны из дерева, но ножки вырезаны из целых слоновых клыков). От III династии (2980-2000 гг. до н. э.) уцелели кровати, стулья и разнообразных размеров ларцы чёрного дерева с инкрустацией из зелёного и синего малахита, бирюзы, ляпис-лазури и слоновой кости, с ножками, изображающими львиные лапы или копыта быков, передние и задние ножки мебели сделаны соответственно форме передних и задних ног животного.

Древний Египет. Архитектура и искусство

Древний Египет. Архитектура и искусство

Архитектура Древнего Египта – самый древний из дошедших до нас примеров созданной человеком монументальной архитектуры. Искусство Древнего Египта столь оригинально и значительно – оно пережило древнеегипетское государство, – что в наименовании «древнеегипетское искусство» без ущерба для смысла возможно опустить частицу «древне-». Египетскому искусству чужда суетливость и мелочность. То, что обычно принимают за каноничность, на самом деле – спокойная уверенность в близости Вечности. Европейцу, воспитанному на классике античного искусства, довольно сложно назвать стиль даже самых прекрасных произведений египетского искусства стилем Классицизма. Это справедливо, хотя «египетский стиль» имел плодотворное развитие в искусстве европейских стран в XIX и XX столетиях. Для характеристики египетского искусства чаще используют слова: канон, архетип, условность.