Архитектура Франции XVII - XVIII вв.

Большой стиль. Стиль короля Людовика XIV

 БОЛЬШОЙ СТИЛЬ. СТИЛЬ КОРОЛЯ ЛЮДОВИКА XIV

Большой стиль - (франц. «Grand maniere», Le style Louis Quatorze) - художественный стиль одного из самых ярких периодов в истории Франции, «золотого века» французского искусства второй половины XVII столетия.  Классицизм как художественное направление оформился во Франции и с тех пор не Рим, а Париж стал диктовать моду в искусстве. Своим образным строем «Большой стиль» выражал идеи торжества сильной, абсолютной королевской власти (Людовик XIV.), национального единства, богатства и процветания, отсюда его эпитет «Le Grand». Наиболее распространенные, часто повторяющиеся в мемуарах и эстетических трактатах того времени слова: великий, величие, роскошный, праздничный... Эстетические идеалы Большого стиля. Основные принципы стиля. Проявление «Большого стиля» в декоре.

Основные этапы развития французской архитектуры XVII - XVIII вв

Возвратимся к французской архитектуре на исходе XVI в., ко времени прекращения религиозных войн. Архитектура переживает все превратности периода возвращения к миру и благоденствию: она скромна и расчетлива после войн Лиги, расточительна при Ришелье, величественна и торжественна до чрезмерности при Людовике XIV, холодна и строга накануне революции. Рассмотрим последовательно те средства, которыми она пользовалась либо порознь, либо одновременно. При Генрихе IV декоративные эффекты часто достигаются такими конструктивными приемами, в которых цветовые контрасты дают, при небольших затратах, фасады оживленного и разнообразного вида; такова конструкция стен в виде каркаса из тесаных камней с заполнением грубой кладкой. Поверхность заполнения покрыта цветной штукатуркой: по традиции, идущей от раннего ренессанса, обрамление проемов соединяется через все этажи (рис. 437), образуя от фундамента до люкарн длинные белые полосы, выделяющиеся на красном фоне стен и на голубом фоне шиферных кровель. Пользуясь всегда простыми средствами, эта архитектура стремится одновременно и к цветовым контрастам и к четким контурам, к узорчатым очертаниям крыш и люкарн; она мало пользуется профилировкой и совершенно избегает мелких деталей: здесь одни контуры и игра красок. К самым ранним памятникам этого стиля относится дворец Майен на улице Сент-Антуан, восходящий к эпохе Генриха III.

Строительные приёмы и формы в архитектуре Франции

Начиная с XVII в., строительные приемы, вплоть до деталей, почти совпадают с приемами современной практики; поэтому мы при анализе их ограничимся самыми общими замечаниями. В XVII в. окончательно отказываются от прекрасного обычая заблаговременной отески лицевой поверхности камней до их укладки; подравнивание же их на месте ведет к нарушению кладки и создает противоречия между внешней формой и качеством конструкции, слишком часто встречающиеся в новейшей архитектуре Франции. Система сводчатой конструкции претерпевает изменения, которые далеко не свидетельствуют об ее усовершенствовании. В арках, в наружной их части, начинает преобладать такая кладка, где каждый камень перевязан с остальными. В результате создается такая негибкая конструкция, что малейшая осадка ведет к образованию трещин. Что касается крестовых сводов, то здесь система нервюр решительно оставлена; применяется дорогостоящая кладка с перевязью, которую считают более монументальной, а клинчатым камням на ребрах свода придают сложные очертания, что делает их ломкими.

Французские церкви XVII - XVIII веков

В планировке церквей французская архитектура вплоть до конца XVII в. проявляет разительное тяготение к традициям средневековья: ни общее размещение, ни соподчинение нефов, ни статическая система почти не подвергаются изменениям; и столь велико уважение к освященному типу, что в XVII в. Орлеан перестраивает свой собор в готическом стиле, а бенедиктинцы для своей церкви Сен-Мексан останавливаются на украшениях «пламенеющего» стиля. В общем, сохраняется только план: нервюрные своды заменяются сводами с кладкой в перевязь, вместо аркбутанов возводятся массивные котрфорсы, вместо пучкообразных колонок — пилястры. Церкви Сен-РокСен-Сюльпис  представляют собою те же готические церкви, но построенные более дорогими способами и украшенные орнаментами, заимствованными у классического искусства.

Французские дворцы и особняки

К началу XVII в. в архитектуре дворцов замечается полное изменение традиционных планов; общий характер их начинает приспособляться к требованиям нового социального порядка, сильно отличающегося от прошлого. Сюлли   подготовил   организацию   центральной   власти,   Ришелье завершил ее, —  и вот возникает официальная архитектура, план получает размах, дотоле неизвестный. Вместо того чтобы избегать — как это делалось раньше и как мы это делаем теперь — такого плана, где комнаты следуют непосредственно одна за другою, прибегают, подражая Италии, к такому расположению, где помещения взаимно связаны, где залы располагаются анфиладой, так что посетителю приходится пройти ряд приемных и галерей, в которых сопровождающая его свита останавливается сообразно своему рангу и званию, пока, наконец, в конце этого перехода не попадают в «кабинет», где хозяин дает аудиенции. Жилой корпус расположен обычно, как и в особняках ренессанса, между парадным двором и садами. Как и в Италии, парадные залы редко имеют определенное назначение. Большой готический зал принимает вид галерей и служит для празднеств; «парадная комната» представляет собою промежуточную комнату между приемными и кабинетом, имеющим облик обычного жилого помещения, что придает приемам более интимный характер; принимают в спальне, около кровати («rueiles»); а то помещение, которое называли салоном, — просто проходная комната, соединяющая двор с садами.

Жилые дома и сооружения общественного назначения

Лемюэ оставил нам сборник планов жилых домов XVII в, «для лиц всякого звания». Во всех планах замечается традиционное расположение: жилые помещения буржуазной семьи собраны вокруг одной главной комнаты, представляющей центр семейной жизни; впоследствии, когда план расширяется, переходят к обычному устройству особняка, с апартаментами, изолированными от улицы и состоящими в большинстве случаев из трех проходных комнат: приемной, спальни с альковом и кабинета. В средние века постоянные опасности заставляли делать балконы закрытыми; начиная с эпохи Генриха IV, застекленные башенки старинных домов, служившие сторожевыми вышками, превращаются в открытые балконы. В то же время начинает расти число домов, сдающихся внаем. Обычно нижний этаж занят торговыми помещениями. Так как купцы нуждаются в скромном помещении, расположенном поближе к магазину, для них устраивают низкий этаж, находящийся непосредственно над первым этажом; отсюда произошли современные антресоли. Затем уже следует ряд этажей — три и даже четыре, в которых теснятся семьи, чуждые одна другой.