Архитектура Персии

Конструктивные приёмы в архитектуре Древней Персии

В Египте и Месопотамии начинаются те два русла, по которым в двух противоположных направлениях идет движение идей и влияний, — на Дальний Восток и на запад, в Европу. Историк искусства должен сперва спуститься по одному руслу, затем — по другому. Мы прежде направимся восточным руслом, которое идет из Египта и Ассирии в Персию, а оттуда, через страны древнейших культур — Индию и Китай, достигает Дальнего Востока. Персия — первая из стран Востока, испытывающая воздействие культур Египта и Ассирии. Персия представляет собою ряд глинистых плоскогорий, расположенных уступами и опирающихся на цепи голых гор. Полное отсутствие лесной растительности, наличие лишь камня и глины делает последнюю, как и в Месопотамии, основным строительным материалом. Здесь, как и в Месопотамии, защита от зноя являлась основной задачей строителя. Что касается требований, которые предъявлялись к архитектуре, то они те же, что и во всех других восточных деспотиях: грандиозность зданий должна была отражать блеск царского величия.

Формы и пропорции в архитектуре Древней Персии

По сути говоря, персидская архитектура заимствует свои конструктивные методы из Египта и Ассирии. То же примерно можно сказать и о декоративных мотивах, усвоенных либо прямо из Египта, либо через посредство Ассирии. Сравнение массивных египетских конструкций со стройными персидскими колоннадами наглядно показывает то различие, которое создается при одних и тех же данных в зависимости от идеи, положенной в основу замысла. Сперва мы опишем убранство зданий в ахеменидский период, чтобы затем указать на те изменения, которые произошли в парфянскую и сасанидскую эпохи.

Архитектурные памятники Древней Персии

Дворцы и крепости являются у персов, так же как и в Ассирии, основными памятниками архитектуры; культовое искусство в военной азиатской монархии далеко не занимает того положения, которое ему было отведено в египетской теократии. Из культовых памятников времени ахеменидов до нас дошли алтари, высеченные из скалы в Персеполе, и святилища огня, существование которых, считавшееся долго сомнительным, окончательно доказано Дьелафуа. На рисунке 93 дается план одного из этих храмов. Различима целла, в которой находится алтарь F, окруженная двойными стенами, защищающими святилище от возможной профанации.

Искусство и социальная среда Древней Персии

Характер архитектуры находится в теснейшей зависимости от условий, в которые поставлены рабочие, от их социального положения и от способа их вознаграждения. Высокое проявление мастерства предполагает известное личное достоинство, не­свойственное рабу и чернорабочему. Разумное и систематическое применение методов, просто и точно выполненная работа свидетельствуют о вознаграждаемости, заинтересовывающей рабочего в его труде.

Обзор архитектуры Древней Персии

При рассмотрении архитектуры Персии обычно в обзор персидского зодчества включается и мусульманский период, иными словами, время после арабского завоевания, принесшего ислам. Здесь же мы рассматриваем архитектуру Персии лишь до падения империи сасанидов, т. е. до 636 г. н. э. Данный раздел правильнее поэтому назвать Древней Персией. Рассматриваемое время делится на три периода: первый — время ахеменидов, эпоха огромной мировой империи (550 —331 гг. до н. э.), второй — парфянский период, эпоха парфянской феодальной монархии (323 г. до н. э.—226 г. н. э.) и, наконец, третий — сасанидский период, время большого феодального государства сасанидов (226 — 636 г. н.э.).