Днепрогэс

Запорожье. Днепрогэс имени В. И. Ленина, 1927—1932 гг. В. Веснин, Н. Колли, Г. Орлов, С. Андриевский. Вид после восстановления. Г. Орлов

Запорожье. Днепрогэс имени В. И. Ленина, 1927—1932 гг. В. Веснин, Н. Колли, Г. Орлов, С. Андриевский. Вид после восстановления. Г. Орлов

Наиболее выдающимся событием как в электрификации страны, так и в советской промышленной архитектуре стало создание гидроэлектростанции имени В. И. Ленина на Днепре (1927-1932 гг.).

В течение многих столетий судоходство по Днепру было затруднено грядами порогов. До Октябрьской революции было разработано одиннадцать проектов решения проблемы судоходства на Днепре, но необходимость поднять воду на 35-метровую высоту и, следовательно, создать огромную акваторию водохранилища неизменно сталкивалась с интересами частных владельцев, земли которых подлежали затоплению. Проекты оставались неосуществленными.

27 ноября 1926 г. ЦК ВКП(б) и Совнарком СССР приняли решение о строительстве Днепрогэса. Объявленный конкурс выявил лучший архитектурный проект, выполненный В. Весниным совместно с Н. Колли, Г. Орловым, С. Андриевским. Общее руководство строительством осуществлялось академиками А. Винтером и Б. Веденеевым. Проект гидротехнического комплекса в инженерной части был разработан проф. А. И. Александровым. Высота плотины определялась не только расчетной мощностью станции, но и необходимостью перекрыть все пороги вверх по течению, мешавшие судоходству.

В апреле 1927 г. началось строительство, а 1 мая 1932 г. Днепрогэс вступила в строй. Днепровская ГЭС мощностью в 558 тыс. кВт была для того времени самой крупной станцией в Европе и одной из крупнейших в мире. Она имела большое народнохозяйственное значение. Вся Украина начала бесперебойно снабжаться электроэнергией; Днепр, ставший судоходным на своем протяжении (2200 км) и соединенный через свои притоки с реками, впадающими в Балтийское море, стал частью водного пути между Балтийским и Черным морями. Энергия Днепрогэса явилась мощной базой для развития промышленности; возникли такие предприятия, как Запорожский металлургический завод, алюминиевый и химический комбинаты, завод трансформаторов и др. На месте небольшого городка Александровска было начато строительство современного города Запорожья.

В комплекс Днепрогэса входят: огромная железобетонная дугообразная плотина радиусом 600 м, по которой проходит автострада; прямоугольное здание электростанции (длина 250, ширина 20 м), примыкающей на правом берегу к плотине; трехкамерный шлюз, пробитый в гранитных скалах левого берега и обеспечивающий непрерывность судоходства. Зал с девятью турбинами освещается горизонтальным выносным эркером, расположенным на уровне пола. Благодаря этому солнечные лучи не перегревают зал и не попадают на турбины, несмотря на то что станция ориентирована на юг. Тремя километрами ниже плотины сооружены два моста через оба рукава Днепра. Они двухъярусные: внизу — шоссейная дорога, наверху-железнодорожный путь. На основе водохранилища была построена целая сеть оросительных станций, позволивших превратить засушливые степи с неустойчивыми урожаями в богатые земледельческие районы.

Днепрогэс был инженерным сооружением новым, необычным и весьма сложным для тогдашних технических и материальных возможностей нашей страны. Его действительно строила вся страна. Окончание строительства было встречено с небывалым энтузиазмом. Есть все основания считать Днепрогэс выдающимся объектом не только архитектуры промышленных зданий и сооружений, но и советской архитектуры в целом. Его влияние на практику строительства гидростанций, промышленных зданий, научно-исследовательских учреждений несомненно. В нем воплощалась мечта В. И. Ленина о промышленных зданиях нового типа. В историю советской архитектуры Днепрогэс вошел как выдающееся произведение архитектуры социалистического реализма.

Авторы Днепрогэса — убежденные конструктивисты — были талантливыми архитекторами, подлинными мастерами своего дела. В. И. Ленин в свое время отмечал, что в искусстве весь «гвоздь» в индивидуальности. Можно утверждать, что независимо от известной ограниченности эстетических принципов конструктивизма авторы действовали как подлинные зодчие, художники, способные подчинить все элементы сложного комплекса единой художественной идее, извлечь из технологической функции, материалов и конструкций максимальный эстетический эффект. Пропорциональная разработка здания станции, фактура его облицовки в контрасте с зеркальным стеклом ленточного эркера, упругая сила выгнутой дуги плотины с ее ритмическим рядом устоев — все впечатляюще передает силу, напряжение, торжество человеческого разума над покоренной стихией. 

Запорожье. Днепрогэс имени В. И. Ленина

Запорожье. Днепрогэс имени В. И. Ленина

Запорожье. Днепрогэс имени В. И. Ленина

Запорожье. Днепрогэс имени В. И. Ленина

Запорожье. Днепрогэс имени В. И. Ленина

Добавить комментарий

CAPTCHA
Подтвердите, что вы не спамер (Комментарий появится на сайте после проверки модератором)