ЧЕЛОВЕК И ЦВЕТ

Воздействие различных цветов на физическое и эмоциональное состояние человека. Правила применения цветовых соотношений в архитектурном проектировании и дизайне интерьеров.


Цвета оказывают различное физиологическое воздействие на человека, вызывая хорошее или плохое самочувствие, повышая или снижая его активность. Цвет окраски производственных, административных и учебных помещений может существенно повлиять на повышение или снижение производительности труда; в лечебных учреждениях удачная окраска помещений способна оказать благотворное влияние на здоровье больных. Воздействие цвета на человеческий организм может быть косвенным благодаря свойству цвета зрительно увеличивать или уменьшать размеры помещений, создавая тем самым впечатление их замкнутости или простора (рис. 5 – 7); оно может быть и непосредственным, выражаясь в различных ощущениях от прямого зрительного восприятия того или иного цвета (рис. 2, 3).
 
Наиболее сильным раздражителем является оранжевый цвет; далее следует желтый, красный, зеленый, темно-красный, пурпурный цвета. Наименьшее раздражающее воздействие свойственно холодным и нейтральным цветам (голубому, зелено-голубому и фиолетовому разных оттенков).
 
Раздражающие цвета пригодны для окраски только небольших поверхностей в помещении, спокойные – для поверхностей большой площади.
 
Теплые цвета действуют активно, вызывают ощущение бодрости, а при определенных условиях даже возбуждение. Холодные цвета действуют пассивно, успокаивают, располагают к отдыху и раздумью. Зеленый цвет снимает нервное напряжение.
 
Физиологическое действие того или иного цвета зависит также от его яркости и места применения.
 
Тёплая яркая окраска верхних частей помещения благоприятно воздействует на человека, такая же окраска стен приближает их к зрителю и вызывает ощущение тепла, окрашенные в эти цвета полы зрительно увеличивают высоту помещения, придают ему воздушность.
 
Тёплый тёмный цвет потолка придает помещению пространственную чёткость и торжественность, окраска стен в эти цвета подчеркивает их ограждающее назначение; полы темного цвета создают впечатление прочности и надежности.
 
Холодная яркая окраска потолков даёт ощущение света и лёгкости; при такой окраске стен помещение кажется просторным, а полы такого цвета – более гладкими и вызывают желание ускорить шаг.
 
Холодная тёмная окраска потолков производит мрачное впечатление: такая же окраска стен вызывает ощущение холода; тёмные и холодные по цвету полы зрительно понижают высоту помещения.
 
Белый цвет — цвет абсолютной чистоты и порядка. В цветовом оформлении интерьеров он играет ведущую роль. С его помощью одному и тому же цвету придают разные оттенки, изменяют его насыщенность, придают разную светлоту. В качестве «цвета порядка» белый цвет широко применяют также для обозначения площадей складирования, для разграничения направлений движения и для различных дорожных указателей и знаков на транспорте (рис. 8).
 
Ниже приведены значения относительной яркости поверхностей, окрашенных в различные цвета (абсолютно белый цвет принят за 100%, абсолютно черный – за 0%):
 
белая бумага 84 бирюзовый цвет 15
белая известь 80 цвет зеленой травы 20
лимонно-желтый цвет 70 светло-зеленый цвет 50
слоновая кость 70 серебристо-серый цвет 35
светло-кремовый цвет 70 цвет известковой штукатурки 42
золотисто-желтый цвет чистый 60 цвет сухого бетона 32
желтый цвет соломы 60 фанерный лист 38
светлая охра 60 силикатный кирпич 32
чистый хром желтый 50 красный кирпич 18
чистый оранжевый цвет 25 - 30 клинкер темный 10
светло-коричневый цвет 25 естественный камень (в среднем) 35
бежевый цвет 25 асфальт сухой 20
коричневый цвет средний 15 асфальт мокрый 5
желтовато-розовый 40 дуб мореный 18
ярко-красный 16 дуб светлый 33
киноварь 20 орех 18
кармин 10 ель светлая 50
темно-фиолетовый 5 алюминиевая фольга 83
голубой цвет 40 - 50 оцинкованная листовая сталь 16
синий цвет 30
 
Особенности зрительного восприятия цветов. Строительное проектирование. Эрнст Нойферт, Bauentwurfslehre. Ernst Neufert
1. Круг естественных цветов по Гете: цветовой треугольник – красный, синий, жёлтый. Смешение этих основных цветов теоретически может дать все другие цвета. Перевернутый треугольник – зеленый, оранжевый, фиолетовый. Эти цвета являются смешанными цветами первого порядка (получаются путём смешения основных цветов).
2. Деление цветов на темные и светлые и вызываемые ими ощущения.
Особенности зрительного восприятия цветов. Строительное проектирование. Эрнст Нойферт, Bauentwurfslehre. Ernst Neufert
3. Легкие и тяжёлые краски (их не следует отождествлять с тёмными и светлыми красками (рис. 2), так как для глубины тона наряду с тёмной краской существенное значение имеет доля входящего в его состав красного цвета).
4. Двенадцать тонов спектра.
Особенности зрительного восприятия цветов. Строительное проектирование. Эрнст Нойферт, Bauentwurfslehre. Ernst Neufert
5. Окраска в тёмные цвета утяжеляет; помещения с тёмными потолками кажутся ниже.
6. Светлая окраска облегчает; помещения со светлыми потолками при более тёмных стенах кажутся выше.
Особенности зрительного восприятия цветов. Строительное проектирование. Эрнст Нойферт, Bauentwurfslehre. Ernst Neufert
7. Протяжённые помещения кажутся короче, если ограничивающая поперечная стена имеет яркую окраску.
8. Белые полосы на полу указывают направление движения, например в производственных помещениях, лабораториях и т.п.
Особенности зрительного восприятия цветов. Строительное проектирование. Эрнст Нойферт, Bauentwurfslehre. Ernst Neufert
9. Окраска выступающих из плоскости светлой стены конструктивных элементов в тёмные цвета подчёркивает их размеры.
10. Окраска выступающих из плоскости тёмной стены конструктивных элементов в светлые тона скрадывает их размеры, они кажутся тоньше.
Эрнст Нойферт. «Строительное проектирование» / Ernst Neufert "BAUENTWURFSLEHRE"
 

Добавить комментарий

CAPTCHA
Подтвердите, что вы не спамер