Школьные здания 30-х гг.

Проблема обязательного школьного образования к началу 30-х годов приобрела чрезвычайное значение. Страна нуждалась в культурных кадрах. В 1934 г. ЦК ВКП(б) и СНК СССР приняли постановление «О начальной и средней школе», где была установлена номенклатура школ трех типов: двухкомплектная на 880 учащихся с 22 классными комнатами, однокомплектная на 400 учащихся с 10 классными комнатами и неполная средняя школа на 280 учащихся с семью классными комнатами. Для каждого типа школ были установлены соответствующие пределы кубатуры здания и определен состав помещений как учебных, так и учебно-вспомогательных.

Школа комбината «Кузбассуголь». Новосибирск Школа комбината «Кузбассуголь». Новосибирск

К проектированию типовых школ помимо специализированной мастерской Наркомпроса РСФСР были привлечены широкие круги архитекторов во всех республиках. Удалось создать весьма компактные объемно-пространственные композиции школ, точно отвечающие требованиям программы. Кубатуру школьного здания на 880 учащихся удалось снизить с 35 м3 на одного учащегося (что было характерно для школ 20-х годов) до 15-17 м3, т.е. в 2,5 раза. Это позволяло увеличить общий объем строительства школ и было большим достижением советской архитектуры.

Здания школ, построенные в 1938—1939 гг. в Москве (М. Барщ, Г. Зундблат, Ю. Емельянов, Д. Фридман, А. Машинский и др.), Ленинграде (Л. Асс, А. Гинцберг, Б. Рубаненко и др.), Ереване (М. Григорян, 3. Бахшинян и др.), Баку (С. Дадашев, М. Усейнов и др.), варьируют в основном планировку с рекреациями в виде широких коридоров двумя входами с гардеробами и вестибюлями. Архитектурный облик зданий определялся гармоничным построением общего объема, пропорциональным расчленением фасада и прорисовкой немногочисленных его деталей. Однако уже первые опыты эксплуатации зданий, построенных по этим проектам, показали, что утвержденный набор помещений, позволяя решать задачи образования, крайне затрудняет процесс воспитания школьников. Сказывалось отсутствие общего для всей школы зального помещения и т.п.

По инициативе Союза архитекторов СССР были организованы широкие конкурсы, задача которых заключалась в том, чтобы в пределах утвержденной кубатуры расширить набор помещений школ. Примером может служить проект школы С. Дадашева и М. Усейнова для Баку, разработанный в 1936 г. Вместо двух вестибюлей и гардеробов здесь один вестибюль, нет лишних лестниц, но за счет этого введен зал на пятом этаже. Расположение всех классов на одну сто­рону позволяло применять этот проект в различных условиях ориентации (юг, юго-восток, юго-запад). Принцип по­строения плана с одним входом стал распространенным в школьном строительстве этих лет.

В реконструируемых городах часто приходилось строить на весьма затесненных участках и тогда строительство осуществлялось по индивидуальным проектам. Примером таких решений служит школа на Невском проспекте в Ленинграде, построенная по проекту Б. Рубаненко. Участок был косоугольный, его выход на красную линию Невского проспекта повышал градостроительные требования к проекту. Автор решил сложную задачу изобретательно и художественно выразительно. Обращает на себя внимание функционально продуманное расположение входа в школу. Он устроен не со стороны Невского проспекта, а из внутреннего двора школы, проход в который является активным элементом композиции главного фасада. Плоскость фасада имеет трехчастное членение красивых пропорций. Остроумно сгруппированы окна. В результате относительно небольшое здание получило монументальный масштаб и выразительность. В здании были унифицированы планировочные параметры, применены методы одновременного ведения кладки и облицовки, все это позволило ускорить процесс строительства.

Поиски новых композиционных решений школ, которые продолжались вплоть до 1941 г., привели к появлению ряда своеобразных композиций. Так, стремление обеспечить для разных возрастных групп школьников раздельные рекреации, что очень важно с точки зрения воспитательной работы, привело к секционному построению плана, где на каждую рекреацию приходится три класса (проект 3. Бахшиняна в Армении). Особенно удачно развил идею раздельных рекреаций Г. Севан (Москва).

Переход на строительство детских садов, яслей и школ по типовым проектам позволил разработать и утвердить для строительства обязательные стандарты на окна, двери, скобянку, предметы санитарного оборудования, что имело значение для увеличения объемов производства и снижения стоимости этих важных элементов массового строительства.

Москва. Школа по Бужениновской улице. А. Машинский, 1937—1938 гг. Планы Москва. Район Дангауэровки. Школа на 580 учащихся, 1935 г. Д. Фридман
Москва. Школа по Бужениновской улице. А. Машинский, 1937—1938 гг. Планы  Москва. Район Дангауэровки. Школа на 580 учащихся, 1935 г. Д. Фридман 
Ленинград. Школа на Невском проспекте, 1939 г. Б. Рубаненко. Планы Ленинград. Типовой проект школы на 880 учащихся, 1936—1937 гг. А. Асе, А. Гинцберг. План первого этажа; план  второго этажа
Ленинград. Школа на Невском проспекте, 1939 г. Б. Рубаненко. Планы  Ленинград. Типовой проект школы на 880 учащихся, 1936—1937 гг. А. Асе, А. Гинцберг. План первого этажа; план  второго этажа 
Баку. Школа на 880 учащихся. С. Дадашев, М. Усейнов Баку. Школа на 880 учащихся. С. Дадашев, М. Усейнов

Баку. Школа на 880 учащихся. С. Дадашев, М. Усейнов.  Общий   вид,  план первого этажа

Добавить комментарий

CAPTCHA
Подтвердите, что вы не спамер