Колониальный стиль в русском интерьере

Колониальный стиль
Колониальный стиль
Колониальный стиль
Колониальный стиль

Понятие колониального стиля весьма условно, оно является, скорее, эпитетом, нежели определением стиля и, прежде всего, по причине вторичности и эклектичности. В данном случае мы не будем касаться колониального стиля в архитектуре, это предмет для отдельного разговора, ограничимся интерьером.

Колониальный стиль основан на хвастовстве и ностальгии и чаще всего формируется на трёх этапах.

Первый этап: представители состоявшейся культуры совершают экспансию в страну с другой культурой, чаще всего более древней и менее агрессивной. Европейские колонизаторы всегда считали свою культуру выше, а пользование вещами второго сорта – недостойным. Пришельцы привыкли к своим традициям и привезли с собой свой образ жизни и предметы интерьера. Смена жизненного пространства часто приводит к ностальгии, тут-то и помогают привезённые с собой «старые добрые вещи». Но со временем местные предметы перестают казаться дикими и неудобными и постепенно попадают в интерьер. Или меняется стиль самих привезённых предметов, которые приобретают черты местного колорита. Импортные изделия и архитектура начинают копироваться аборигенами с использованием родного орнамента и цветовых решений. Так, например, сформировался южноамериканский колониальный стиль. Привнесенный в эти земли испанскими и португальскими завоевателями и миссионерами стиль барокко с характерными для Испании элементами мавританского искусства, стилей исабеллино и платереск постепенно ассимилировался и под воздействием местных этнических традиции принял фантастические формы. Массивность, некоторая грубость архитектуры и скульптуры сочетается в латиноамериканском «колониальном стиле» с яркими красками и насыщенностью плотного измельченного декора. Испанское и португальское барокко трансформировалось в странах Латинской Америки в «ультрабарокко» – маньеристско-декоративный стиль, включающий европейские и местные фольклорные элементы в сочетании с архаическим мышлением, близким романскому и даже дороманскому, раннехристианскому искусству.

Этап второй: завоеватель возвращается в метрополию с трофеями, он много где побывал и хочет, чтобы это поняли все. Он уже привык к лёгким креслам из ротанга и циновкам. Он привёз с собой кучу загадочных вещей и расставил их по всему дому. Он опять начал рефлексировать. Очень скоро появляются те, кто не был в экзотических странах, но их колорит им понравился. Особенно это актуально тогда, когда дизайнерская мысль родины давно не предлагала ничего нового. Если страна проводит экспансию в течение многих десятилетий, то экзотические новинки ассимилируются с классикой и сами становятся частью общей национальной культуры. Так, например английский колониальный стиль образовался при наложении индийской культуры на викторианский стиль и стал самостоятельным классическим английским колониальным стилем, подарившем Европе плетёную мебель полторы сотни лет назад.

Этап третий: Так как колониальный стиль какой либо страны уже состоялся и стал классикой, то приходит время, когда им начинают пользоваться потребители из стран, не имеющих к метрополии никакого отношения. Возникает колониальный стиль третьего уровня и здесь можно ожидать чего угодно. В этом случае без квалифицированного дизайнера уже не обойтись.


Колониальный стиль – всё в дом

Сначала нужно отделить мух от котлет. Основное различие между колониальным и так называемым «экзотическим стилем» состоит в уровне эклектичности. Вообще экзот может быть чистым, всё зависит от места его применения. Например, вы, живя в Новосибирске и находясь под впечатлением от отпуска в Таиланде, решили оформить дизайн интерьера в южно-азиатском формате. Кресла и циновки из бамбука и ротанга, кровать из тика и здоровенный Будда из сандалового пенька на пьедестале с благовониями. В отделке – много дерева (не сосны), текстиля (не тюль) и декоративной керамики на полках в просторной комнате, где ничто не мешает передвижению, громоздких предметов мебели нет, уместно спроектированный шкаф-купе с панелями из того же ротанга и бамбука скрывает всё лишнее. В общих чертах – это тайский интерьер, который в условиях Сибири можно считать «экзотическим» (как и валенки в Таиланде). Но так получилось, что вы не таец, всего этого вам мало и вы начинаете заниматься декорированием. В комнате появляется диван в стиле советского барокко, который продали вашей жене как мебель викторианского стиля, на полках вместе с южно-азиатскими сувенирами выставлена вся тьма вещей из всех стран, где вы побывали. Квартира превратилась в склад успешного пирата-колониста, стиль лишается своей чистоты и становится «провинциально-колониальным». В данном случае тенденция к размыванию стиля очевидна, тем более, что азиатский колорит был оторван от корней. Экзотические стили плохо приживаются в безликих многоэтажных домах, а создать удачную стилизацию с учётом архитектуры крайне затратно. Тем более, что профессионалов-этнографов на рынке дизайна очень мало.
Ещё одна дилетантская ошибка – неумение различить стиль кантри от колониального. Стили эти различны a priori, кантри - это деревенский стиль вообще, и чаще всего используются родные мотивы, а колониальный стиль основан на привнесении импортных традиций.

 

Пространственные характеристики колониального стиля

Одной из особенностей колониального стиля является пространство. Пространство всегда большое. Причин этому несколько. Европейцы, как правило, чувствовали себя в колониях достаточно вольготно. Во-первых, вопрос квадратных метров не стоял, проблемы с материалами и основной рабочей силой возникали редко, соответственно на те же деньги, что и в Европе, построить можно было гораздо больше. Во-вторых, колонизаторы морально не могли позволить себе жить в домах того же уровня, что и у аборигенов. Во многих культурах качество принято соотносить с количеством. Европеец не мог допустить неуважение со стороны местных жителей. Соответственно, чем больше дом, тем больше почёт. Настало время особняков и бунгало. В-третьих, колонии в большинстве случаев были странами тёплыми, если не сказать знойными, что позволило практически не использовать отопление и применить витражное остекление. Вследствие этого одним из важнейших атрибутов колониального стиля стало богатое естественное освещение, которое ещё больше подчеркнуло пространство помещений.


Материалы и Цвет – Естественность и Откровенность

Колониальный стиль выводит на первый план натуральные материалы с сохранением их природной фактуры. Цветовые решения в колониальном стиле самые разнообразные, в зависимости от культур и степени их взаимопроникновения или поглощения. Но в любом случае цвета и материалы используются более живые и колоритные, нежели в европейских стилях-основах. Так, например, английский колониальный стиль во многом основан на викторианском стиле, которому характерна торжественность и, соответственно, тёмные тона и нарочитая пластичность. Фактура материала скрыта, в интерьерах на фоне стилистически неопределенного декора без всякого порядка и разбора помещается множество ненужных предметов. В карикатурных проявлениях «викторианский стиль» - искусство имитаций и подделок, суррогат, в котором из дешевых материалов механическими приемами создавалась иллюзия роскоши других времен «доброй старой Англии». Механизированное производство предметов интерьера дискредитировало саму идею настоящих национальных вещей. Чтобы возместить потерю, потребовалась помощь извне. Богатый рынок индийских и африканских материалов и традиций успешно с этим справился.

Если викторианский стиль можно характеризовать как торжество прагматизма и материализма, то колониальный - это Естественность и Откровенность.

 

Личное творчество в колониальном стиле.

Колониальный образ жизни впервые дал возможность проявить индивидуальный подход при формировании стиля. Прибывая из метрополии с уже устоявшимися традициями, в которых практически не было права на самовыражение, колонизаторы попадали в огромный стилистический маркет, и выбор аксессуаров зависел только от них. Консервативное общество подталкивает пассионариев к поиску нового, и если на родине взять больше нечего, то берут у других. Можно сказать, что колониальный стиль на первом этапе - это стиль героев-одиночек и героика в данном случае не завоевания, а путешествия.

 

Русский колониальный стиль

Русский Колониальный стиль Русский Колониальный стиль

«Помнится, поговаривали, что у Австрии есть колонии, – проронил Швейк, – где-то на севере. Какая-то там Земля императора Франца-Иосифа».

Ярослав Гашек. «Приключения бравого солдата Швейка».

На самом деле русский колониальный стиль как таковой не существует. Российская империя никогда не была классической колониальной державой. Единственным исключением является Аляска, где сохранились осколки русского быта, но влияние самой русской культуры давно утрачено. Возможно, связано это с тем, что в период активной экспансии русские не имели своего стиля и пользовались европейскими решениями. Второе оправдание заключается в том, что русские сами достаточно хорошо адаптировались к туземным условиям и старались перенимать обычаи и стиль в чистом виде. По возвращении же домой часто становились изгоями-эксцентриками в закоснелом обществе. Мы не принимаем новшеств, пока их не испробуют на себе другие культуры. А затем получаем эклектику четвёртого уровня, к формированию и адаптации которой не имеем никакого отношения. Так, например, самыми популярными в России являются английский и французский колониальные стили, основанные на викторианском стиле и барокко с добавлением африканского и южно-азиатского колорита. Стили эти сложились давно и стали классикой Англии и Франции, мы же примеряем пиджак, сшитый под заказ, с чужого плеча и даже не понимаем этого, да ещё пытаемся повязать сверху свой неуместный галстук. Современный англичанин, предпочитающий колониальный стиль, может представлять себя колонизатором Индии середины XIX века, нам же остаётся представлять себя мечтающим англичанином. В общем, нет своих колоний, нет и своего колониального стиля. Выход возможен - сейчас после почти вековой паузы русские снова начали осваивать территории, хотя бы в виде туристов. Экзотика обрушилась на неподготовленные головы, но, со временем, после периода гиперэклектики может сформироваться вполне приемлемая стилистическая структура.

 

Уместность в колониальном интерьере

Прямое копирование и полная аутентичность предметов в колониальном стиле не обязательны. Главное – создание настроения. Основные признаки стиля - много открытого пространства, много света и естественные фактуры и цвета. Детали формируют стиль. Неуместное декорирование может убить любой проект. Если вы захотели поменять стилистическое решение интерьера, лучше обратиться к профессионалам и применить их рекомендации.

Текст: Дмитрий Туаев, 2007 г.

Колониальный стиль

Комментарии

По-моему, первая умная статья по этой теме в интернете - без призывов стелить крашеную под тигра шкуру коровы у себя в спальне и, съездив на две недели в Таиланд, воображать себя великим путешественником...

Добавить комментарий

CAPTCHA
Подтвердите, что вы не спамер