Архитектура Древнего Рима. Эпоха Флавиев (69—96 гг.)

Эпоха Флавиев (69—96 гг.) была временем самой оживленной строительной деятельности. При Веспасиане (69—79) Рим, сильно пострадавший от пожара 64 г., заново отстраивается. Сооружается довольно обширный форум Веспасиана, на котором был воздвигнут храм Мира (Templum Pads) — пышный периптер, имевший с фасадных сторон по восьми, а с длинных — по пятнадцати колонн. Храм Мира был обрамлен многоколонными галереями.

При Флавиях была сооружена одна из самых грандиозных римских построек — начатый при Веспасиане и законченный при Домициане (81—96) амфитеатр, получивший наименование Колоссея (Колизей). Он вмещал до 50 000 зрителей.

Эта грандиозная постройка представляла собой как бы два театра (античных), соединенных сценами один с другим. Эллиптический в плане, он имел в длину 189 м, в ширину 156 м высота его достигала 48 м.

Предназначенная для боев гладиаторов обширная арена амфитеатра, также представлявшая по форме эллипсис, имела в длину 87,5 м и в ширину около 55 м. Она была обрамлена нешироким подием, на котором находились места почетных посетителей; выше, отделенные узким проходом, поднимались концентрически расположенные двадцать мраморных рядов мест; затем шел второй проход, за которым было еще двадцать мраморных рядов. Далее возвышалось кольцо стены, поддерживавшей колоннаду, а за ней находился еще один ярус с деревянными скамьями для зрителей. Вся громада этих мест, расположенных уступами, поддерживалась могучими столбами и сводами.

С наружной стороны Колоссей представлял собой четырехэтажную постройку, стоявшую на двух невысоких ступенях. Первые три яруса представляли собой три ряда могучих столбов (по 80 в каждом), поддерживавших полуциркульные арки, четвертый — высокую стену.

Поверхность здания была оживлена полуколоннами, приставленными к столбам; в нижнем этаже они были дорийского ордера; снабженные базами, сухие капители их поддерживали очень простой ионийский антаблемент; во втором ярусе находились полуколонны ионийского ордера, несущие такой же антаблемент; в третьем — коринфского. Гладь стены четвертого этажа оживлялась стоявшими над столбами коринфскими пилястрами; между каждой парой пилястров находилось по три небольших кронштейна; кроме того, в стене, чередуясь через один пролет, было по небольшому окну.
Все здание увенчивал украшенный кронштейнами карниз. Как показывают изображения на монетах, первоначально арки второго и третьего ярусов украшали стоявшие в них статуи.

Материалом для внешних частей Колоссея послужил травертин, для внутренних — туф; в верхнем же ярусе применялся главным образом кирпич.

В отличающемся простотой и строгостью внешнем оформлении Колоссея достойно внимания полное отсутствие каких бы то ни было скульптурных украшений, служащих для расчленения здания. Поверхность его членится и оживляется не посредством поставленных в ниши статуй, а самым построением архитектурных форм: ритмическими рядами столбов, полуколонн и пилястров, расположенных четырьмя ярусами.

Следует отметить завершение в Колоссее неоднократно встречавшейся и в эллинистическом зодчестве проблемы распределения колоннад различных ордеров по ярусам.

Здесь, начиная от более тяжелых дорийских, последовательно идут сначала ионийские, а затем коринфские полуколонны; наконец верхний этаж увенчивается коринфскими пилястрами, которые еще в большей степени, чем полуколонны, отвечают выполнению чисто декоративных, а не конструктивно-тектонических задач.

В амфитеатре Флавиев, несмотря на его гигантские размеры, мы не можем наблюдать каких бы то ни было признаков «героических масштабов». Наоборот, все в нем подчеркивает антропичный характер, который уже ранее нами отмечался в ряде памятников римского зодчества: небольшие ступени, на которых стоит здание, восемьдесят арок, служащих для входа и выхода зрителей, кажущиеся небольшими по сравнению с общими размерами здания.

Это обстоятельство позволяет нам, во-первых, в полной мере осознать реальные размеры здания (сопоставляя высоту ступеней со всей постройкой), что в значительно меньшей мере можно было сделать при рассмотрении эллинского периптера; во-вторых, это ярко подчеркивает назначение Колоссея служить общественным зданием, рассчитанным на большие человеческие массы (восемьдесят арок для входа).

Из других построек эпохи Флавиев отметим построенную в 81 г. триумфальную арку Тита в Риме. Сооруженная из мрамора арка была 20 м в вышину и имела один широкий пролет. Украшения арки отличались сравнительной простотой: они состояли из восьми неполных коринфских колонн, поддерживающих антаблемент с рельефным фризом, четырех пилястров, стоящих над антаблементом по углам сооружения, и, наконец, рельефных украшений, обрамляющих выкружку свода, поддерживаемую пилястрами. Потолок свода внутри арки был украшен кассетами; под ними по стенам прохода находились рельефные изображения.

Термы, начатые постройкой при Веспасиане, были окончены в 80 г. в правление Тита и по его имени получили свое наименование. Они представляли собой очень сложную по плану, строго симметричную постройку. В термах было большое количество помещений, различных по форме и высоте, часто заключавших многочисленные колонны и покрытых полуциркульными сводами. Эти помещения, разнородные как по объемам, так и по организации внутреннего пространства, в общем сочетались в своеобразный комплекс здания терм.

Термы — один из характерных типов постройки утилитарного назначения, присущих римскому зодчеству. Число их в Риме было очень значительно; весьма часто также сооружались термы и в провинциях. Так, термы мы находим в римской крепости Харакс (на месте современного Ай-Тодора).

При преемнике Тита Домициане (81—96) сооружается архитектором Рабирием императорский дворец на Палатине. В основу этого здания был положен столь характерный для античного жилища перистильный дворик с тем лишь различием, что размеры его были весьма обширны — 3 000 л/2.

Перистильный дворик был окружен различными помещениями. С одной стороны к нему примыкал тронный зал, обрамленный базиликой и ларарием (часовней), с другой — парадный триклиний (столовая); с боков находился ряд небольших помещений.

Дворец Домициана не был распланирован с такой строгой симметрией, как термы Тита, но подобно последним представляет собой сложное сочетание различных объемов. Особенной грандиозностью отличался тронный зал, перекрытый полуциркульным сводом более 30 м шириной.

Дворец был сооружен с исключительным великолепием. Облицовки из мраморных плит, колоннады из зеленого мрамора, обильная позолота и многочисленные скульптуры украшали этот памятник римского зодчества, от которого до нас дошли лишь ничтожные остатки.

Отмеченной нами характерной особенности архитектуры эпохи Флавиев — сложному сочетанию объемов, утверждающих динамику внутреннего пространства — отвечает динамика полной живописных эффектов скульптуры этого времени (см. портреты эпохи Флавиев и большую статую Нервы).

Резко контрастирует с указанным нами явлением в зодчестве и скульптура эпохи Августа (ср. с храмом в Ниме и со статуей Августа Prima Porta).

Начатое Домицианом сооружение форума было закончено его преемником Нервой (96—98), по имени которого этот форум и получил свое название. Он занимал длинное и узкое пространство между форумами Августа и Веспасиана. На одном конце этого пространства находился небольшой храм Минервы; лежавшая перед ним длинная площадь была с трех сторон обнесена колоннадой коринфского ордера, богато украшенной рельефной скульптурой и архитектурными орнаментами. Своеобразной особенностью этой колоннады было увенчание антаблементом находившейся за колоннами стены. В силу этого антаблемент образовывал над колоннами прямоугольные выступы, отвечающие по форме капителям.

Арка Тита, Рим, 81 г. Колоссей (Колизей), Рим, 81 - 96гг.
Императорский дворец на Палатине
Арка Тита, Рим, 81 г. Императорский дворец на Палатине
Колоссей (Колизей), Рим, 81 - 96гг. Колоссей (Колизей), Рим, 81 - 96гг.
Колоссей (Колизей), Рим, 81 - 96гг.  

Добавить комментарий

CAPTCHA
Подтвердите, что вы не спамер