Архитектура Египта архаического периода (до начала IV тыс. до н. э.)

Дошедшие до нас могилы неолитического периода представляют собой по большей части просто круглые ямы с лежащими в них скорченными костяками. Уже в этих памятниках применялось дерево. Широкое же применение в качестве строительного материала кирпича-сырца и камня падает уже на период правления двух первых тинисских династий (начало четвертого тысячелетия до н. э.).

Палетка фараона Нармера

Палетка фараона Нармера

Раскопки, произведенные де-Морганом в Негаде, Флиндерсом Петри, Квибелем и Амелино близ Абидоса, пролили свет на архитектуру этих древнейших царских гробниц и храмов. Гробницы содержат в себе ряд камер для приношений, стены выложены из сырца; в некоторых из гробниц, как например в той, которая в Негаде была раскопана Морганом и приписана фараону Менесу, наружные стены перерезаны ритмически чередующимися призматическими нишами. Есть гробницы I династии, где в склеп ведет уже широкая каменная лестница (например гробница Усефая). Покрытие дается в крупных бревнах, гробница обносится кирпичной стеной. В одной из Абидосских гробниц стены из известняка гладко отполированы, а пол выложен из цельных плит гранита. Воспроизведение этой и подобной ей гробницы см. в книге Шефера (Н. Schafer. «Agyptische Kunst». Propylaen-Kunstgeschichte. В. II).

Гробница последнего из фараонов II династии Хасехема с обильным применением в ней известняка характеризует наиболее развитый стиль архаического зодчества. Если внимательней всмотреться в четкую, геометризированную распланировку камер в этих гробницах, в применение цельных широких плит камня, то станет ясным, что уже здесь заложены все те элементы, с которыми мы позднее встретимся в архитектуре периода Древнего царства.

Такое заключение позволяет нам сделать параллели и в архаической пластике.

Известная палетка фараона Нармера (около конца пятого тысячелетия до н. э.) в Каирском музее уже почти целиком характеризует собой ту идеализованно-схематическую композицию развернутой человеческой фигуры в рельефе, которая затем примет свое классическое выражение в искусстве Древнего царства и удержится и далее на всем протяжении развития рельефного искусства.

Добавить комментарий

CAPTCHA
Подтвердите, что вы не спамер