Марио Беллини. Mario Bellini

Марио Беллини. Mario BelliniПодавляющее большинство проектов Марио Беллини (Mario Bellini) создано под влиянием классической школы дизайна, которой руководили конкурентоспособность, возможность массового производства и коммерческая успешность. Таким образом, его работа во многом формальна, её можно рассматривать как попытку сделать «хороший итальянский дизайн» синонимом промышленности и культуры.

«Подходить к производству стульев так же, как к созданию замков, или к проектированию зданий как огромной мебели, абсолютно неправильно. Архитектура — часть города, в котором мы живём. Мы не живём в стуле».

Марио Беллини родился в 1935 году в Милане, где и окончил Миланский политехнический университет в 1959 году. Первый большой шаг к известности Марио Беллини совершил в 1961 году, когда он стал дизайн-директором  миланского универмага La Rinascente – одного из крупнейших итальянских универсальных магазинов, созданных после Первой Мировой войны и оказавших значительное влияние на формирование итальянского дизайна.

Беллини и Olivetti

«Думаю, что гораздо сложнее разработать стул, чем самый современный электронный калькулятор, который может быть очень сложным, но никогда таким сложным, как стул».  Марио Беллини

Olivetti  - главный по калькуляторам в Италии (и один из мировых лидеров по производству оргтехники вообще). Компания всегда активно привлекала к сотрудничеству молодых талантливых дизайнеров, например, ещё в 1958 году Olivetti пригласил Этторе Соттсасса возглавить отдел проектирования. В 1963 году путь от калькуляторов к стульям начал и Марио Беллини.

Политика Olivetti  в области промышленного дизайна - это признание того, что в компетенции дизайнера находятся не только эстетика и стиль. В первую очередь, это специалист по связи между человеком и машиной, своеобразный «коммутатор», адаптирующий холодную логику техники к живым человеческим потребностям. В этом аспекте Беллини и Olivetti нашли полное взаимопонимание. 

Задача стоявшая перед новичком в Olivetti была не из лёгких. Как сделать все эти принтеры, калькуляторы, терминалы и т.п. «машинки» внешне приятными, «человечными» и при этом не навредить их функциональности? Клерки до сих пор могут быть благодарны Беллини за то, что их офисы заполонили не безразличные холодные механизмы, а изящные и красивые «помощники», позволяющие чувствовать себя в этой рутинной рабочей атмосфере значительно уютнее.

За время сотрудничества с Olivetti (вначале - как штатный дизайнер, а позже как постоянный ведущий консультант) Беллини спроектировал несколько десятков моделей электронной конторской техники. До его прихода на фирму, политика Olivetti строилась на временном сотрудничестве с дизайнерами: от проекта к проекту. Белинни смог построить крепкое ядро, которое притягивало лучшие дизайнерские силы.

Особое внимание Марио уделил плоским и клиноподобным формам техники. А изобретённая в 1960-х годах эластичная мембрана «skin-plate» позволила провести интереснейшие эксперименты с формой, создавать подобие «кожи» для внешних оболочек машин (дисплей-терминал CMC-250, 1967год). Беллини сочетает бионические оболочки с электронной начинкой, высокую технологичность содержания и эргономичность, не забывая, конечно и об эстетике.

Olivetti давала Беллини большую свободу действий, позволяя создавать собственный язык дизайна оборудования, одной из наиболее острых потребностей пост-военного дизайна. Пока он работал там, он отвечал за терминалы, телепринтеры и пишущие машинки. Его работу можно охарактеризовать как взаимодействие между функциональными и внешними качествами предметов, которые он разрабатывал.

Из знаменитых работ Беллини в области машиностроения можно отметить популярный калькулятор Divisumma-18 и Divisumma-28 (1973) с непрерывной, гибкой, резиноподобной клавиатурой. А также калькулятор «Programma 1a»; портативные пишущие машинки Lettera -25, Lettera -10,  Olivetti ET p55 Typewriter (1985),  автоматический магнитофон GA 45 Pop для MINERVA (1969 год), видеодисплей TCV 500 и кассетная дека TC 800 для YAMAHA (1975 год).

Марио Беллини. Mario Bellini. Olivetti ET p55 Typewriter (1985) Марио Беллини. Mario Bellini. Divisumma. Olivetti
Марио Беллини. Mario Bellini. «Kar-a-Sutra» Марио Беллини. Mario Bellini. «Kar-a-Sutra»
   

Кроме того Беллини поработал и на ниве автомобильного дизайна. В 1972 году он совместно с CASSINA, CITROËN и PIRELLI представил проект молодёжного дома на колесах «Kar-a-Sutra» - эдакий концептуальный порномобиль. В 1977 создал салон одной из моделей автоконцерна «Fiat». В конце 70-х Беллини также поработал консультантом по дизайну в компании RENAULT.

«Мир мебели связан с человеком и с историей жизни.  Мир автомобилей связан с приручением механизмов и превращением их в своего рода «мебель», которое делает его удобным и понятным для человека».

Стулья стали второй профессиональной «любовью» Беллини. Первые стулья Беллини для C&B Italia (сегодня — B&B Italia) и для CASSINA — элегантные примеры популярности массивных и уютных кресел и диванов. Его кресло Amanta (1966 год) — подушка на каркасе из фибергласса L-образной формы. Более поздние стул Таxi и диван (1976, 1982) имели сменные кожаные покрытия.

Классикой дизайна стали: серия мебели, Cab (основа стула представляет собой простой каркас из металлических трубок, поверх которого с помощью застежки «молния» накладывается кожаное «седло») для CASSINA (1977), стол «Коллонато», серия мягкой мебели Le Bambole для B&B Italia (1972), кресло «932/2» (1965) - редизайн «Гран Комфорт» Ле Корбюзье. В 70-е годы Беллини активно сотрудничает с компанией Markatre. Ему удается создать электронно-мебельный симбиоз в проекте «Планета офис» - комплексной системе конторской мебели и конторского оборудования.

Марио Беллини. Mario Bellini. Bull. Cassina S.p.A. Марио Беллини. Mario Bellini. Cobra. Horm Марио Беллини. Mario Bellini. Vol au Vent SV. B&B Italia
Марио Беллини. Mario Bellini. Metropol office furniture system. Vitra Марио Беллини. Mario Bellini. Metropol office furniture system. Vitra Марио Беллини. Mario Bellini. Imago. Vitra
Марио Беллини. Mario Bellini. Sudoku nerobianco. Horm Марио Беллини. Mario Bellini. Air. Caimi Brevetti Марио Беллини. Mario Bellini. Arco Bellini. Heller

Беллини и Vitra

Одной из вершин карьеры Беллини можно считать его сотрудничество со знаменитым мебельным концерном Vitra. И хотя офисное оборудование уже давно было «коньком» дизайнера, именно тогда мастер столкнулся с новой для себя темой – «стул для офиса». Беллини до этого времени еще не доводилось проектировать офисные стулья. 

Но он имел репутацию опытнейшего «офисного» дизайнера, блестяще решал эргономические и функциональные задачи при проектировании конторского оборудования. И поэтому именно ему Vitra доверила свой офисный дебют.

Беллини в соавторстве с Дитером Тилем создает модели: Figura, Persona, Imago, Onda, Summa и Forma.. В них совместились мастерство Беллини, как мебельного дизайнера и его опыт работы с механизмами. Напичканные разнообразной техникой стулья остались весьма удобны и эстетически привлекательны.

Persona наиболее насыщен адаптивными возможностями: уровень сидения автоматически регулируется контроллером массы, спинка принимает нужное положение, когда на стул садятся. Этот стул предупредительно откликается на все пожелания хозяина. Imago выглядит элегантно-современно. Figura имеет в своем облике эффектную деталь - съемный ремень, который перетягивает спинку в нижней части.

Вращающиеся стулья Беллини, разработанные в 70-х для VITRA, стали прародителями современной офисной мебели. Успех первых офисных стульев предопределил дальнейшее развитие офисной линии Vitra. В соответствии с тенденциями в этой области, Vitra стремится создавать не столько предметы офисной обстановки, сколько единую офисную среду.

Образцом такой офисной среды стала, разработанная Беллини в 1988 году, серия Metropol. Эта серия основана на четком функциональном разделении пространства офиса: рабочее место больше не статично и может изменяться согласно индивидуальным запросам. Возможности комбинаторики всех элементов просто безграничны: кроме обычной одноуровневой стыковки используются соединения на разных уровнях. Техническое оборудование и документы могут располагаться над главным столом на дополнительных рабочих поверхностях или под ним в специальных подвижных контейнерах-тумбах, оставляя таким образом рабочее пространство свободным.

Кроме своей непосредственной работы Беллини занимается преподавательской и общественной деятельностью:

1969-1971 – вице-президент Ассоциации промышленного дизайна (ADI)
1982 - 83 гг. - преподает в Колледже Прикладных Искусств в Вене
1983 - 85 гг. преподавает в Domus Академии в Милане. С 1986 по 1991 год Беллини возглавляет «Domus», авторитетнейший итальянский журнал в области дизайна. Он читает спецкурсы по дизайну в академии «Domus», в других вузах Италии, в Королевском Колледже искусств в Лондоне. Беллини также преподавал в Колледже Индустриального дизайна в Венеции. Он курировал «The Domestic Project», выставку, прошедшую в 1986 году в Милане, и стал обладателем многочисленных наград и премий в области дизайна.

Среди последних работ Беллини — проект городской библиотеки в Турине (Torino Cultural Centre), который выиграл конкурс и будет реализован к 2009 году. Его стоимость составляет 220 миллионов евро и, возможно, он станет новым символом города.

Проект основан на модели больших библиотек Парижа, Гааги и Нью-Йорка, и станет первой библиотекой Италии, построенной в соответствии с англосаксонской моделью. Библиотека должна стать тем местом, куда люди приходят не только чтобы провести исследование, но и просто скоротать день за чтением книг или газет. Здание с прозрачными стенами и волнообразными формами было прозвано «кометой», потому что оно представляет собой семиэтажную башню с четырёхэтажным «хвостом». На вершине 40-метровой башни, похожей на перевёрнутый стакан, находится обсерватория.

Официальный сайт Марио Беллини http://www.mariobellini.com/


Марио Беллини. Mario Bellini

Марио Беллини. Mario Bellini. Marilyn. Flou
Марио Беллини. Mario Bellini. La Basilica. Cassina S.p.A. Марио Беллини. Mario Bellini. Grandpiano Piano. Flou
Марио Беллини. Mario Bellini. Air. Caimi Brevetti Марио Беллини. Mario Bellini. Cab. Cassina S.p.A.
Марио Беллини. Mario Bellini. Metropol office furniture system. Vitra Марио Беллини. Mario Bellini. La Rotonda. Cassina S.p.A.
Марио Беллини. Mario Bellini Марио Беллини. Mario Bellini. Torino Cultural Centre
Марио Беллини. Mario Bellini. Torino Cultural Centre Марио Беллини. Mario Bellini. Torino Cultural Centre

Добавить комментарий

CAPTCHA
Подтвердите, что вы не спамер