Мусульманская архитектура. Строительные приёмы: Купола

 

Различные формы скуфьи

В XIV в., в ту эпоху, когда каирский султан Хассан послал своих архитекторов в Иран учиться строительному искусству, система куполов на парусах получает широкое применение. На рис. 69 сопоставлены главные типы куполов, обычно применявшихся в мусульманской архитектуре.

Нормальный тип  — Иранский купол типа А имеет очень повышенный профиль. Часто купол, сферический в своей нижней части, в вершине принимает форму конуса, устраняющую ту трудность конструкции, на которую мы указывали, говоря о византийской архитектуре, — трудность сохранять в верхней части купола перпендикулярное положение рядов кладки по отношению к внутренней поверхности свода.

Другие формы являются лишь вариациями иранского свода: купол принимает то форму конуса (D), то ячеистую поверхность (В), то форму луковицы (Е).

Мусульманская архитектура. Строительные приёмы: Купола
Рис. 69
Мусульманская архитектура. Строительные приёмы: Купола
Рис. 70

Выложенный из кирпича пустотелый купол. — На рис. 70 изображен иранский купол, выполненный не путем сплош­ной кладки, а состоящий из двух кирпичных оболочек, связанных (деталь М) при помощи распорок и переплетаю­щихся арок; таким образом, получается свод такой же прочности, что и сплошной, но более легкий и с меньшим распором. Пример, приведенный на рис. 70, взят из мечети в Султаниэ.

Конический купол — На рис. 71, А представлен конический купол одной никейской гробницы; это армянский купол, но выложенный из кирпича.

Конический купол появляется в Армении около X в.; в XI в. его заимствуют сельджуки и переносят его в области своего расселения, от Каппадокии до Босфора.

Используя те преимущества, которые дает употребление кирпича, они придают куполу ребристое очертание и применяют складчатую облицовку, увеличивающую прочность свода и усиливающую декоративный эффект.

Ячеистый купол — На рис. 71, В показан купол в виде ячеистого конуса. Ряды кладки здесь совершенно горизонтальны, а купол составляется из маленьких ниш, поднимающихся выступами одна над другой.

Один из древнейших примеров такого купола мы находим в так называемой гробнице Зобеиды в Багдаде; мы встречаем его также в гробнице Даниила близ Суз и т. д.

Луковичный купол — Наконец, мы подходим к луковичному куполу (рис. 69, М). Этот профиль, едва намечающийся в деревянном своде Эль-Сахра (рис. 66), приобретает существенное значение только  в Иране около  XVI  в.,  в то время, когда исламизм завоевывал Индию; вероятно, он связан с влиянием Индии, где мы находим его в гораздо более раннюю эпоху. Расширенная часть купола выкладывается горизонтальными рядами вперевязку. Купол, в собственном смысле слова, начинается только там, где кончается выпуклость.

Мусульманская архитектура. Строительные приёмы: Купола
Рис. 71
Мусульманская архитектура. Строительные приёмы: Купола
Рис. 72

 

Детали парусов

Купола на конических парусах — Парус в мусульманской архитектуре происходит от конического тромпа древнеиранского типа (рис. 69, А). Иногда он воспроизводит и форму и структуру последнего; чаще всего он выкладывается горизонтальными нависающими рядами. Рис. 72 (иранская гробница в Дех-Абаде) показывает расположение внутренней поверхности сводов, число которых при данном способе сооружения совершенно не ограничено.

Когда парус большого пролета, то горизонтальные ряды его кладки, повышающиеся ступенями, могут дать осадку. Чтобы избежать этой опасности, прибегают к аркам из крупных кирпичных блоков (деталь А), которые возводятся без кружал и достаточно жестки, чтобы поддержать массу кладки. Эти арки образуют на плоскости стены большие правильные изгибы; что касается горизонтальных швов, то их ряды вырисовываются фестонами, образующими при своем повышении более или менее прихотливые узоры и создающими впечатление ступенчатой конструкции.

Мусульманская архитектура. Строительные приёмы: Купола

Рис. 73

Своды на ячеистых парусах — Среди бесконечного разнообразия форм обработки внутренней поверхности свода, какое допускает кирпичная кладка горизонтальными рядами, при кладке уступами, как показано на рис. 73, В, получается ячеистая поверхность; если обработать входящие углы при помощи гипса, получается эффект, приближающийся к так называемым сталактитовым сводам, удивительные образцы которых создали в Испании арабы.

Сталактитовые своды  — На смену ячеистым сводам сельджукского искусства приходят своды сталактитовые; в эту эпоху создана Альгамбра (XIII в.). Эта комбинация из свисающих игл, к построению которой мы вернемся при изучении арабской орнаментики, — скорее просто сочетание гипсовых, обычно полых, призм, чем свод; призмы эти, будучи установлены вертикально, образуют, следовательно, конструкцию, которая с точки зрения статики не имеет ничего общего со сводом. Все перекрытие держится только благодаря сцеплению гипсового раствора, связывающего   сталактитовые   призмы,   и   благодаря   слою штукатурки, который их покрывает и как бы припаивает одну к другой; в смысле конструкции эти своды представляют собою полые монолиты. Особые виды свода на сферических парусах. — Парус в форме сферического треугольника является особенностью византийской архитектуры; в мусульманской архитектуре он появляется только после завоевания Константинополя турками.

Рис. 73, А воспроизводит один из редких случаев применения этой системы у иранцев — в галерее моста в Исфахане; в этих парусах ряды кладки причудливо расположены по сети декоративных линий.

Хронология куполов

Таковы главные виды куполов. Их хронология может быть сведена к следующему (рис. 69):

1) первоначальный период (тип А) — купол с сильно повышенным яйцевидным профилем, покоящийся на парусах в виде тромпов (памятники Древнего Ирана);

2) XII и XIII вв. (типы В и D) — конические купола, гладкие и ячеистые, сельджукской архитектуры;

3)  XIV в. (тип Q — купола на парусах в виде тромпов (мечеть Хассана); к этой же эпохе относятся и купола с двойной оболочкой, скрепленной связями, образец которых мы видели в Султаниэ;

4)  XVI в. (тип Е) — луковичный купол, вывезенный из Индии. 

Огюст Шуази. История архитектуры. Auguste Choisy. Histoire De L'Architecture

Добавить комментарий

CAPTCHA
Подтвердите, что вы не спамер