Романские церкви

РОМАНСКИЕ ЦЕРКВИ. ПЛАН

Во время нашествий, положивших конец Римской империи, монастыри оставались единственными убежищами цивилизации, и поэтому большие романские церкви были воздвигнуты под покровом и для нужд монастырей. Они строились во время войн, хроника которых пестрит упоминания­ми о пожарах старых базилик; реконструируя их, стремились оградить их от этого рода бедствий и в то же время приспособить к потребностям монастыря. Отсюда черты, которые отличают их от первых базилик: с конструктивной стороны — это здания, поскольку возможно огнестойкие, по плану — это здания, приспособленные для монастырской жизни.

На рис. 127 мы объединили три плана, заимствованные из эпохи наивысшего расцвета романского искусства: С — церковь в Клюни,  самое великолепное из романских сооружений; В — Сен-Бенуа на Луаре, Р — Пара ле Мониаль.

Примечание: Церковь аббатства Клюни была начата в 1089 г., хоровая часть была закончена в 1095 г., вся же постройка в целом была завершена лет через 30 после закладки. Но в 1125 г. рухнул неф; к 1130 г. все было восстановлено, и 22 октября церковь была освящена папой Иннокентием II.

Постройка принадлежит к бургундской архитектурной школе. Аббатство находится в департаменте Соны и Луары, в районе г. Лиона, было   I основано в 910 г. герцогом Аквитанским Вильгельмом I и являлось центром монашеского ордена бенедиктинцев.

Церковь Сен-Бенуа на Луаре находится в бывших владениях французского короля (департамент Луары) и была выстроена по приказанию короля Роберта II архитектором Умбертусом; в 1026 г. церковь сгорела и была возобновлена.

Церковь Парэ ле Мониаль (департамент Соны и Луары) — первой половины XII в., по-видимому — второй четверти. Принадлежит к бургундской архитектурной школе.

Планы романских церквей: С — церковь в Клюни; В — Сен-Бенуа на Луаре, Р — Пара ле Мониаль
Рис. 127 
Планы романских церквей: План Сен-Галленского монастыря
Рис. 128

Эти различные планы воспроизводят в основном форму латинской базилики. Их отличительные черты сводятся к следующему:

Увеличение хора. — Хор, т. е. пространство, предназначенное для клира, занимал в епископской церкви очень ограниченное пространство; в монастырской церкви он принимает необычные до тех пор размеры.

Обычно (Р) довольствуются удлинением поперечных нефов; в очень больших аббатствах (В и С) делают два таких нефа, и это расположение, очевидно, соответствует идее иерархического разделения между различными категориями монахов, составляющих население монастыря.

Появление обхода алтаря. — В базиликах ранней эпохи боковые нефы никогда не продолжаются вокруг алтаря: латинский и византийский планы не имеют обхода. План без обхода утвердился в Италии, где господствовали латинские традиции, на Рейне, где царило византийское влияние, и в Нормандии, архитектура которой родственна рейнской и итальянской. В Бургундии же и на юге Франции план осложняется круговой галереей, опоясывающей алтарь. Это новшество вводится, так сказать, само по себе.

В первых церквах имелся престол над криптой, содержавшей останки какого-нибудь святого. В романскую эпоху культ святых разрастается, и, независимо от главного алтаря, воздвигаемого на крипте, в церкви появляется серия второстепенных капелл, к которым надо открыть доступ. Эти капеллы, естественно, располагаются вокруг святилища, а обход представляет собою не что иное, как проход, ведущий в капеллы и служащий местом для процессий паломников. Один из боковых нефов предназначается для движения процессии к святилищу, второй — для обратного движения; обход связывает оба эти потока. Для полного разделения обоих людских потоков каждый боковой неф имеет свою дверь; в тех же случаях, когда в церкви только одна дверь, она разделяется на два рядом расположенных проема — вход и выход.

В крипте наблюдается то же расположение, мотивированное тем же стремлением к порядку. Обход необходим для таких святилищ, куда стекаются многочисленные процессии пилигримов. Церковь Сен-Мартэн в Туре, одно из самых прославленных мест паломничества, была первой постройкой с обходом алтаря.

Варианты плана. — Этот общий для разных архитектурных школ план имеет различные варианты. Так, мы уже говорили, что в архитектурных школах Италии и Нормандии нефы просто заканчиваются абсидами. Рейнская школа допускает по абсиде на каждом конце только центрального нефа (Майнц, Вормс, Бамберг), а в церкви св. Марии на Капитолии в Кёльне не только центральный неф, но и пересекающий его имеют с двух концов завершение в виде абсиды.

Затем идут планы, отходящие от формы базилики и приближающиеся к типу церквей с центральным святилищем; древняя церковь Сен-Бенинь в Дижоне, церковь в Нёви построены по круглому плану и являются, по-видимому, подражанием ротонде храма св. Гроба.

План Сен-Галленского монастыря. — Для уточнения приведенного обзора воспользуемся планом IX в., взятым из архивов Сен-Галленского аббатства. На рис. 128 мы воспроизводим основные указания рукописи, дополняя их чертежом разреза, который, по-видимому, определяется планом. Церковь, в соответствии с рейнским типом, ограничивается на каждом конце большой абсидой с хором; центрам обеих абсид соответствуют алтари, посвященные Петру и Павлу.

Примечание: Сен-Галленский монастырь (L'abbaye de St. Gall) основан около 700 г. В X в. около монастыря вырос город, жители которого вступили с монастырем в борьбу за свою независимость, приобретенную ими полностью лишь в XVII в. Теперь город находится в пределах Швейцарии.

Первоначальный проект Сен-Галленского аббатства не был осуществлен; этот проект приписывается Эрингарду, известному автору хроник и строителю времен Карла Великого; под его руководством была выстроена Аахенская колонна, он же около 820 г., возможно, исполнил план-проект указанного аббатства. Сам Эрингард был настоятелем аббатства Фонтенелль. Полностью план воспроизведен у Lasteyrie, упом. соч., стр. 141, и еще лучше у Otte, упом. соч., стр. 92.

Над криптой, в которой покоятся останки патрона монастыря, возвышается главный престол во имя этого патрона и Мадонны. Два других престола, находящиеся на ступенях, ведущих к святилищу, посвящены основателям монашеских орденов. Наконец, остальные престолы расположены вдоль боковых нефов.

В центральном хоре амвон, или трибуна, А служит местом для проповедей; по сторонам его — две кафедры Е для чтения посланий и евангелия. Купель F, прежде помещавшаяся в отдельном баптистерии, теперь расположена при входе в неф. Два зала В и V примыкают к святилищу и, по древнему обычаю, служат для хранения в них священных книг и сосудов.

Весь трансепт и значительная часть центрального нефа отведены для монахов, и невольно вызывает удивление, какое ограниченное пространство оставлено для массы верующих. Кажется, что для них церковь была лишь целью паломничества и что они только проходили через нее. Двор в форме подковы (Н), обнесенный портиками, служил им местом ожидания; процессия проникала через один из боковых входов, следовала по узкому проходу вдоль капелл в боковом нефе, спускалась вниз, обходила крипту и выходила через второй боковой неф.

Перед церковью находились две сторожевые башни Т; на вершине их находились престолы, посвященные архангелам. Отметим отсутствие обхода; он становится обязательным только к XI в. и позволяет поместить вокруг престола капеллы, которыми в церкви Сен-Галленского аббатства еще загромождаются нефы. 

Огюст Шуази. История архитектуры. Auguste Choisy. Histoire De L'Architecture

Добавить комментарий

CAPTCHA
Подтвердите, что вы не спамер