Карниз в готической архитектуре

В классической архитектуре всякий ордер с колоннами обязательно завершался антаблементом, состоявшим из архитрава, фриза и карниза. Как мы уже видели, романские архитекторы покончили с этой традицией, и готические архитекторы принимают эту романскую реформу: они никогда не допускают применения антаблемента над колоннами.

Внутри зданий они отмечают пояском уровень подоконников и пол галерей; снаружи они подчеркивают отступы стен скатами для отвода воды. Карниз же, в подлинном его значении, они сохраняют для завершения фасадов.

Карниз без желоба. — Романский карниз сводится к выступающему ряду, обычно в виде плиты на консолях, которая как бы отдаляла от поверхности стен край крыши, откуда стекала вода; романский карниз не имел желоба. Такое построение карниза без желоба сохранилось в течение всего средневековья в тех зданиях, которые строились экономно; лишь очертания карниза меняются от одной эпохи к другой.

Рис. 256, А изображает профиль карниза в виде выкружки с модильонами, применявшегося весьма часто в XIII в. Это завершение здания, не служащее для отвода воды, представляет точную копию романского карниза.

Около 1220 г. (в Реймском соборе) мы встречаем первый образец очертаний слезника. На рис. 256, В приведен профиль карниза, увенчивающего капеллы абсид Реймского собора. Здесь свинцовые листы кровли обрываются у плиты карниза, продолжающей скат крыши; эта плита выступает вперед, что, по мнению Виллара де Гоннекур, сделано для того, чтобы можно было обходить вокруг здания.

Карниз в готической архитектуре. Карниз без желоба. Карниз с желобом и устройство его водостоков

Рис. 256 - 257

Карниз с желобом и устройство его водостоков. — Желоб, не применявшийся в романскую эпоху, вновь появляется только к 1230 г. Его ребро образует слезник и в профиль имеет вид, показанный на рис. 257, С. Водосточные устья, очевидно, служат для удаления дождевой воды из русла желоба. Эти приспособления для отвода воды появляются одновременно с желобчатыми карнизами и с самого начала сильно выступают от края крыши для того, чтобы отвести воду возможно дальше от основания стен.

Иногда такие водостоки ответвляются непосредственно от желоба карниза (рис. 257). Насколько возможно, эти водостоки относят к наиболее выступающим точкам здания, т. е. на край контрфорсов; приняв такое устройство, начали придумывать, как лучше подвести отводный желоб для воды через контрфорс к водосточным устьям.

Карниз в готической архитектуре. Карниз с желобом и устройство его водостоков

Рис. 258 - 259

В начале XIII в. этот желоб проходит по оси контрфорса (рис. 258), что вызывает сырость, вредную для каменной кладки. В течение XIII в. стараются избегать этого опасного приема, —  желоба тянутся по бокам контрфорса вплоть до водосточных устьев (рис. 259).

Кладка и профиль. — Карниз состоит в различных случаях из одного, двух или трех рядов кладки (рис. 260). Мало выступающие карнизы или карнизы, имеющие вид простого пояса (рис. 260, В), состоят из одного слоя кладки, заканчивающегося слезником. Если нужно получить более сильный откос, карниз расчленяют на плиту (Д К), образующую слезник, и на поддерживающую плиту в виде выкружки, усиливающей выступ.

Когда необходим еще больший откос, применяют два поддерживающих ряда (G, башни собора Парижской Богоматери). На рис. 260 показаны последовательные видоизменения профилей карниза, начиная с простого профиля (А),  бывшего в употреблении на исходе романского периода, и кончая чрезвычайно сложными профилями последних лет готического искусства.

Карниз в готической архитектуре. Кладка и профиль

Рис. 260

Карниз С — еще почти романский; карниз D, с сильным и резким профилем, не перегруженный деталями, относится к началу XIII в.; изломанный профиль Е принадлежит середине XIII  в.; профиль R — XV и XVI вв. Профиль F взят с внутреннего пояска XIII в. Внутренние пояски, которые не служат для отвода дождевой воды, никогда не профилируются в виде слезника; а когда они расположены так, что видны снизу, их высоту увеличивают с целью компенсировать оптическое сближение их линий. Пример F заимствован из нефа Амьенского собора.

Скульптурные украшения. — Согласно принципу, применение которого мы проследили на готической капители, каждый слой карниза обработан самостоятельным скульптурным мотивом. В начале XIII в. каждый ряд выкружки украшен завитками, заканчивающимися почкой (D), в середине XIII в. завитки заканчиваются   гирляндой   развернувшихся   листьев   (Е),  в XIV в. — гирляндой тонко вырезанной листвы.

Скульптурные изображения растений на выкружке карниза, как и на корзинке капители, как бы повторяют закономерное развитие живого растения. Устья водостоков, представляющие необходимую принадлежность карнизов с желобами, обычно украшаются фантастическими фигурами, которые должны изображать адских чудовищ, летающих вокруг святилища.

В XV в. украшения стали делать в виде масок, искаженных гримасами, а часто в виде сатирических эмблем. Наконец, нередко желоб карниза украшен по краю балюстрадой (рис. 257), каменным ажурным парапетом. Желоб карниза не только служит для собирания дождевой воды, но и представляет как бы галерею, по которой можно обходить кругом крыши. Для этого и устраивался парапет. Поэтому эта деталь встречается только там, где устроены карнизы с отводными желобами для воды; в руках архитекторов XIII в. парапеты становятся декоративным элементом исключительного изящества.

Огюст Шуази. История архитектуры. Auguste Choisy. Histoire De L'Architecture

Добавить комментарий

CAPTCHA
Подтвердите, что вы не спамер (Комментарий появится на сайте после проверки модератором)