Генеральный план реконструкции Москвы. 1931-1935 гг.

Особенно большую положительную роль в формировании принципов социалистического градостроительства сыграла работа по созданию Генерального плана реконструкции Москвы.

В 1931-1933 гг. в системе Московского Совета для разработки Генерального плана Москвы и регулирования текущей застройки, были созданы проектно-планировочные мастерские. Работа по генплану проходила под общим руководством архитекторов В. Семенова, С. Чернышева и инженера А. Страментова.

Проектирование   генплана   велось комплексно, различные варианты планировочной структуры города подвергались архитектурному, инженерному и экономическому анализу. Одновременно с этим производились подробные разработки крупных инженерно-технических проектов, таких как метрополитен, обводнение города, реконструкция наземного транспорта, строительство мостов и т.д. В процессе такой комплексной работы перспективные расчеты и предложения сопоставлялись с реальными потребностями текущего строительства. В 1935 г. работы над Генеральным планом Москвы были закончены. ЦК ВКП(б) и Совет народных комиссаров СССР приняли развернутое постановление «О Генеральном плане реконструкции г. Москвы».

Генеральный план реконструкции Москвы, 1935 г. В. Семенов, С. Чернышев, А. Страментов и др.

Генеральный план реконструкции Москвы, 1935 г. В. Семенов, С. Чернышев, А. Страментов и др. 

Значение Генерального плана реконструкции Москвы и постановления ЦК ВКП(б) и СНК СССР далеко выходило за пределы интересов собственно Москвы. В постановлении были сформулированы основные принципы социалистического градостроительства, оказавшие мощное влияние на его практику и теорию в течение последующего периода.

Генеральный план реконструкции Москвы имел под собой твердую материально-техническую и финансовую базу, он входил в государственные планы развития народного хозяйства СССР, и за его выполнением был установлен требовательный государственный контроль. К моменту утверждения генерального плана по нему уже велись крупные градостроительные работы. Достаточно сослаться на завершение в 1935 г. первой очереди метрополитена и развернувшиеся проектные и строительные работы по сооружению канала им. Москвы. Осуществление канала в 1937 г. не только соединяло Москву с пятью морями, но одновременно решило кардинальным образом крайне важную для Москвы проблему водоснабжения.

Основополагающими идеями Генерального плана Москвы были регулирование численности населения города в соответствии с развитием его промышленности; сохранение исторически сложившейся планировочной структуры города с решительной ее реконструкцией в соответствии с требованиями современного развивающегося транспорта, благоустройства и инженерно-технического оборудования; коренное решение проблемы водоснабжения; обводнение города и создание вокруг Москвы мощного лесопаркового пояса для оздоровления воздушного бассейна столицы; озеленение города за счет развития парковых массивов, создания зеленых клиньев, соединяющих центр с лесопарковой зоной, и озеленения жилой застройки ; осуществление застройки города большими кварталами (9-15 га) с организацией обязательной сети культурно-бытового обслуживания населения в составе предприятий торговли, детских дошкольных учреждений, школ, клубов, поликлиник и т. п. Развитие города намечалось прежде всего в юго-западном направлении, свободном от промышленных предприятий, навстречу здоровым господствующим ветрам. В постановлении было особо отмечено значение художественно-образного решения столицы.

В течение второй и третьей пятилеток, т. е. с 1931 по 1941 г. вплоть до Великой Отечественной войны, работы по практическому осуществлению Генерального плана Москвы протекали непрерывно, нарастал объем всех видов строительства. Наиболее значительными градостроительными мероприятиями по реализации Генерального плана Москвы были: строительство первой и второй очереди метрополитена, реконструкция основных магистралей города-улицы Горького, Можайского шоссе (ныне Кутузовский проспект), 1-й Мещанской улицы (ныне проспект Мира), Калужской улицы (ныне Ленинский проспект), реконструкция центра города, создание девяти новых речных мостов через Москву-реку и Яузу и реконструкция их набережных.

Реконструкция основных радиальных магистралей была признана первоочередным мероприятием. Развитию городского транспорта препятствовали узкие и зачастую кривые московские улицы. Так, напряженная в транспортном отношении и важнейшая в плане города радиальная магистраль — улица Горького — только в отдельных местах достигала 18м ширины, имела булыжную мостовую. Можайское шоссе было обстроено разнокалиберными домиками с покосившимися заборами и грунтовыми тротуарами. Узкая проезжая часть Калужской улицы тоже была замощена булыжником, тогда как по плану она должна была превратиться в магистраль, связывающую центр города с обширными территориями новой застройки.

Магистрали спрямлялись и расширялись до 60 м и более, устраивались широкие тротуары, производилось озеленение, булыжные покрытия менялись на асфальтовые, вдоль магистралей прокладывались тоннели коллекторов, объединявших инженерные коммуникации. Магистрали застраивались многоэтажными зданиями. При реконструкции улицы Горького впервые в практике градостроительства не подлежащие сносу ценные здания передвигались в глубину кварталов.

Большие работы были проведены по реконструкции центра столицы. Он трактовался в виде обширного расчлененного пространства связанных друг с другом площадей — Красной, Революции, Свердлова, проспекта Маркса (бывш. Охотный ряд) и площади им. 50-летия Октября (бывш. Манежная). Это обширное пространственное образование было органически связано с основными радиальными направлениями городского плана. Пространства соединенных площадей — 50-летия Октября, Революции и Свердлова — становились как бы аванзалами идеологического центра города — Красной площади с Мавзолеем В. И. Ленина. Кроме того, центр Москвы получал достаточно выраженную пространственную ось, которая вопреки концентрической форме плана намечала движение на Ленинские горы. В настоящее время эта композиционная ось получает все более определенное выражение. Таким образом, выдвинутая в 20-е годы Н. Ладовским идея разрыва концентрической планировочной структуры города получила здесь свою реализацию, но в совершенно преобразованном виде и в другом направлении.

Москва. Центр города до реконструкции, схема планировки

Москва. Центр города до реконструкции, схема планировки 

Москва. Центр после реконструкции 1936—1941 гг.

Москва. Центр после реконструкции 1936—1941 гг. 

Формирование нового центра Москвы потребовало больших работ. Были снесены постройки старого Охотного ряда (антисанитарное скопище торговых ларьков, лавок, складов). На освободившемся месте были построены гостиница «Москва» (А. Щусев, Л. Савельев, О. Стапран) и монументальное здание Дома Совета Труда и Обороны (А. Лангман). Снесены были постройки, затеснявшие выход с улицы Горького на Манежную площадь. Убрана хаотичная застройка конца XIX — начала XX в. у собора Василия Блаженного со стороны Москвы-реки. Проведенные реконструктивные мероприятия дали впечатляющий художественный результат. Москва получила центр, отвечающий реальным жизненным потребностям и одновременно представительный, соответствующий государственному значению столицы.

Москва. Реконструкция Охотного ряда, 1935—1937 гг. Площадь 50-летия Октября. Гостиница «Москва». А. Щусев и др. Здание Госплана СССР. А. Лангман.

Москва. Реконструкция Охотного ряда, 1935—1937 гг. Площадь 50-летия Октября. Гостиница «Москва». А. Щусев и др. Здание Госплана СССР. А. Лангман. 

Москва. Улица Горького до реконструкции

Москва. Улица Горького до реконструкции 

Москва. Жилые дома по улице Горького (корпуса А и Б), 1936-1939 гг. А. Мордвинов, П. Красильников

Москва. Жилые дома по улице Горького (корпуса А и Б), 1936-1939 гг. А. Мордвинов, П. Красильников 

Москва. Жилые дома по улице Горького (корпуса А и Б), 1936-1939 гг. А. Мордвинов, П. Красильников

Москва. Реконструкция улицы Горького, 1936—1940 гг. Поперечный разрез

Москва. Реконструкция улицы Горького, 1936—1940 гг. Поперечный разрез 

Новые высокие незатопляемые набережные общей протяженностью 52 км, облицованные гранитом, со спусками, парапетами или чугунными решетками, были закончены к 1937 г. В период с 1936 по 1938 г. в Москве были не только сооружены девять новых, но и реконструированы три старых моста. Это были сложные технические работы, пролеты мостов доходили до 168 м при ширине проезжей части не менее 40 м. Новые мосты принадлежали к числу крупнейших в Европе. Они строились с таким расчетом, чтобы пропускать большие волжские суда, поскольку 1 мая 1937 г. уже вошел в строй канал им. Москвы. Обводнение волжской водой системы рек и каналов столицы, создание мощных водохранилищ в ее окрестностях не только обеспечило город водой для промышленных и питьевых целей, но и способствовало улучшению микроклимата города.

Большие работы были проведены по озеленению города. Идея генерального плана состояла в том, чтобы превратить набережные Москвы-реки и Яузы в зеленые артерии, развить зеленые клинья вдоль радиальных магистралей — вплоть до центра города, крупной зеленой полосой пройти от Манежной площади до Лужников на соединение с зеленью Ленинских гор. Осуществление этих планов началось путем создания Центрального парка культуры и отдыха им. М. Горького на месте первой Всероссийской сельскохозяйственной выставки 1922—1923 гг. Проектирование парка было поручено коллективу архитекторов под руководством А. Власова — мастера садово-парковой архитектуры.

Москва. Центральный парк культуры и отдыха им. М. Горького. Проект планировки, 1934—1936 гг. А. Власов

Москва. Центральный парк культуры и отдыха им. М. Горького. Проект планировки, 1934—1936 гг. А. Власов 

Работа над проектом детальной планировки этого парка проводилась в 1934-1936 гг. Одновременно проводилась разбивка парка. Его размеры не ограничились территорией бывшей выставки, они увеличились до 560 га, включая Нескучный сад. В композиции парка авторы предусмотрели открытые пространства для проведения массовых мероприятий, в зоне отдыха была предусмотрена живописная планировка.

Большие работы были начаты по созданию нового зеленого массива на северо-западе столицы для открытой в 1939 г. новой Всесоюзной сельскохозяйственной выставки. В результате образовался крупнейший массив зелени, вобравший в себя Парк культуры и отдыха им. Дзержинского, а впоследствии — парк «Останкино» и Главный Ботанический сад.

Комментарии

а можно узнать источник или дату публикации?

Добавить комментарий

CAPTCHA
Подтвердите, что вы не спамер