Готический неф: Система аркбутанов, скрытых под крышей

Решения, применявшиеся монастырскими архитектурными школами XII века. — Мы уже закончили обзор — и даже вышли за его пределы, говоря об английской архитектуре — ряда комбинаций, в которых систематически допускается, как средство уравновешивания, аркбутан, вполне изолированный в пространстве. Прежде чем приступить к обзору типов секций с непосредственной опорой, скажем несколько слов о смешанных решениях, которые допускают аркбутан, но из предосторожности защищают его кровлей. Первые попытки такого компромиссного решения встречаются во Франции в монастырских школах XII в.*.

Примечание:  Аркбутан под крышей является, без сомнения, более ранней формой аркбутанов вообще. Первые опыты можно увидеть в соборе в Дерхеме еще в конце XI в. Церковь в Сен-Жермэ, о которой говорит Шуази ниже, относится к первым десятилетиям XII в. Ср. Besnard A., L'eglise de St. Germer, Paris 1913. Gall, упом. соч.


Монастыри лишь с крайней осторожностью следуют за развитием готики, которая, в общем, является архитектурой горожан. Вначале они остаются верны традициям романской эпохи, которая совпадала с временем их наибольшего влияния; и если некоторые аббаты, как, например, Сугерий, принимают все реформы в области искусства, то ордена в целом оказываются более осторожными: не оставаясь совершенно в стороне от движения, они стараются держаться подальше от всяких крайностей. Они пытаются сочетать уравновешивание аркбутанами с более прочной конструкцией; мы уже упоминали про аркбутаны, расположенные под кровлей; на рис. 302 и 303 мы приводим два образца их.

Готический неф: Система аркбутанов, скрытых под крышей. Церковь в Понтиньи

Рис. 302

Церковь в Понтиньи (рис. 302), начатая около 1150 г., т. е. несколькими годами позже окончания церкви Сен-Дени, сохранила общий вид нефа в Везлэ, но с двумя усовершенствованиями: крестовый свод сохранен только в низких частях, над главным нефом возводится нервюрный свод; аркбутаны входят в первоначальный проект, они помещены под крышей и очень остроумно скомбинированы с наклонными контрфорсами, которые передают аркам бокового нефа значительную часть распора центрального нефа. В обоих этих случаях система аркбутанов под крышей не заслуживает одобрения, так как она заставляет поднять на чрезмерную высоту подоконники проемов, освещающих центральный неф. Впрочем, это было неизбежным последствием применения данной системы: опустить опору окон можно было лишь при условии обнажения аркбутанов.

Готический неф: Система аркбутанов, скрытых под крышей. Монастырская церковь Сен-Жермэ

Рис. 303

Стиль отличается суровой простотой и истинным величием. Понтиньи может рассматриваться как образец цистерцианской архитектуры. В монастырской церкви Сен-Жермэ (рис. 303) боковой неф подразделяется на два этажа; нижний этаж перекрыт нер-вюрным сводом, а верхний, с крестовым сводом, перекрыт, как и в Понтиньи, односкатной крышей, лежащей вместо ферм на настоящих аркбутанах.
 
Итальянское решение XIV века. — Проблему защиты аркбутанов вновь подняли итальянцы в XIV в.; собор во Флоренции * дает очень изящное решение этой проблемы (рис. 304).

Примечание: Собор во Флоренции начат постройкой в 1296 г.; его первым архитектором был Арнольфо ди Камбио; наиболее знаменитые мастера Италии (Джотто А., Пизано Т., Гадди и др.) работали над собором в XIV в.; знаменитый купол Брунеллеско (1420 г.) был окончен после смерти автора его модели, фасад — еще позже. См. Venturi A., Storia dell arte Italiana, t. VIII, 1923.

Готический неф: Система аркбутанов, скрытых под крышей. Собор во Флоренции

Рис. 304

Собор во Флоренции характерен для попыток Италии применить принципы готики; он представляет тосканскую школу, которая стоит в одном ряду с великими школами Европы. Своды центрального нефа поддерживаются ажурными контрфорсами, несущими крышу и, в свою очередь, опирающимися на подпружные арки боковых нефов (рис. 304, справа). Своды боковых нефов имеют такую высоту, что односкатная крыша почти касается их вершины.

Не только опорные элементы помещены под крышей (чего не было в более ранних конструкциях), но в неф заключено почти целиком и все чердачное пространство. К сожалению, контрфорсы здесь были слишком легкой конструкции, и их сопротивление силе распора центрального свода оказалось недостаточным; по окончании постройки пришлось укрепить здание при помощи затяжек, снабженных натяжными муфтами. И хотя осуществление оказалось несовершенным, тем не менее самый замысел сохраняет свою оригинальность и значительность.

Тосканская школа допускает у основания сводов круговую галерею, лежащую на консолях и имеющую вид мощного карниза. Этот карниз, не встречающийся в северных архитектурных школах, прерывает устремление линий вверх и глубоко изменяет характер архитектурной выразительности.

Огюст Шуази. История архитектуры. Auguste Choisy. Histoire De L'Architecture

Добавить комментарий

CAPTCHA
Подтвердите, что вы не спамер