Готический неф: Система уравновешивания без аркбутанов

Мы рассмотрели систему конструкций, в которой аркбутан некоторым образом стушевывается; теперь перейдем к такой системе, в которой он отсутствует совершенно.

Три нефа под общей крышей. — Неравенство высоты центрального нефа и примыкающих к нему боковых нефов было тем обстоятельством, которое вызвало необходимость передавать распор при помощи аркбутанов. Если бы все три нефа имели одинаковую высоту, не возникало бы никаких затруднений. Такое решение применялось в романских церквах, лишенных прямого освещения, и его мы находим в Милане, в церкви Сант-Амброджо * (рис. 305).

Примечание: Дата создания этой церкви чрезвычайно спорна. ЕnIart (упом. соч.) относит ее к XII в.; согласно более ранним мнениям (Куглера, Виоле ле  Дюка), ее обычно относили к XI в. См. Venturi, Storia..., t. Ill, 1904.

Готический неф: Система уравновешивания без аркбутанов. Церковь Сант-Амброджо в Милане

Рис. 305

Церковь Сант-Амброджо, типичный и один из самых древних примеров ломбардской архитектуры, представляет три нефа, взаимно поддерживающих друг друга. Центральный неф имеет своды резко выраженной куполообразной формы; ребра его парусов поддерживаются нервюрами квадратного сечения, опирающимися на колонки с архаическими капителями; колонки выделяются на стволе устоя. Двухэтажный боковой неф перекрыт крестовым сводом; двум пролетам бокового нефа соответствует один пролет центрального. Снаружи выступают мощные контрфорсы квадратного сечения, расставленные в местах, где передается распор центрального свода. В местах действия распора небольших сводов боковых нефов достаточно было слабых контрфорсов треугольного сечения. Почти все здание построено из кирпича; первоначально черепица лежала вместо крыши на простой обмазке, положенной на внешнюю поверхность сводов.

Примечание: Согласно господствующим ныне в науке мнениям, относится к середине XII в. См. Venturi, упом. соч., II.

В церкви Сан-Микеле в Павии *, повторившей основной план церкви Сант-Амброджо, свод центрального нефа имеет значительную высоту по сравнению со сводами боковых нефов, что позволило сделать небольшие проемы, дающие прямой свет. В Бургундии этот прием в общих чертах повторен в нартексе церкви в Везлэ (рис. 306). Этот нартекс, построенный в конце XII в. на месте более скромного портика, остатки которого видны и до сих пор, представляет собою курьезный образец сочетания старого романского плана с готическими строительными приемами. Здесь не только нет аркбутана, но и самые нервюры имеют исключительно декоративный характер. Из трех секций только одна, находящаяся в глубине и бросающаяся в глаза, имеет нервюры вдоль ребер свода, — но они уходят в самую толщу свода излишком тонки, чтобы иметь действительное значение; очевидно, эти нервюры введены исключительно под влиянием моды в местности, знающей только крестовый свод и романские приемы возведения.

Готический неф: Система уравновешивания без аркбутанов. Церковь в Везлэ

Рис. 306

В Пуату мы встречаем в середине XIII в. то же объединение трех нефов под общей крышей. По-видимому, и здесь, как и в Бургундии, оно возникает под романским влиянием и является своего рода компромиссом между традициями прошлого и методами новой архитектуры. Романские церкви в Пуату имели слепой центральный неф; таков готический собор в Пуатье, основанный в 1162 г. Элеонорой Гиенской.

Собор Парижской Богоматери и собор Пуатье точно совпадают по времени. Мы приводили (рис. 290) секцию парижской архитектуры; на рис. 307 приводим секцию архитектурной школы Пуату. Достаточно сопоставить оба разреза, чтобы сразу понять глубокое различие в статической системе. В парижском соборе распор центрального нефа передается контрфорсам через аркбутаны. В Пуатье боковые нефы непосредственно подпирают охватываемый ими главный свод центрального нефа. Прямое освещение здесь принесено в жертву; зато устройство секций упрощено, и благодаря высокому расположению окон боковых нефов свет проникает в центральный неф.

Готический неф: Система уравновешивания без аркбутанов. Собор Парижской Богоматери

Рис. 307

В отношении конструктивных деталей надо заметить, что своды представляют собою почти сферические купола, и вдоль коньковой линии каждой лопасти идут лиерны. Во Франции насчитывается несколько удачных случаев совмещения трех нефов под общей крышей, между прочим в церкви Сен-Лоран де Партенэ, являющейся уменьшенной копией собора в Пуатье. К XV в. число таких примеров увеличивается: по этому гипу строится множество деревенских церквей. Но особенным предпочтением пользовалась конструкция с тремя нефами одинаковой высоты в рейнских областях.

Примечание: Строилась с 1235 по l283 г.; фасад и башни относятся к XIV столетию. Центральный и оба боковых нефа — равной высоты, что характерно именно для немецкого типа построения готического пространства. См. Dehiо G, и В ezo Id G, Die kirchliche Baukunst des Abendlandes, I—III, 1892—1901; Dehiо G., Geschichte.

Наиболее древним из известных нам рейнских памятников и одним из первых готических памятников, сооруженных и Германии, является церковь св. Елизаветы в Марбурге * (рис. 308), основанная около 1236 г. С точки зрения ансамбля ее легко принять за копию собора в Пуатье. При изучении же деталей ее скорее можно признать видоизменением того типа церкви, в котором центральный неф сопровождается двумя низкими боковыми нефами. Неф освещается проемами в два этажа. Нижний ряд проемов наводит на мысль об окнах в низкой боковой стене, которая позднее была повышена. Крыша указывает на индивидуальную особенность центрального нефа, которая впоследствии была им утрачена. Возможно, что здание было начато по проекту с тремя нефами неодинаковой высоты, но во время постройки план был изменен.

Как бы то  ни  было,  но  влияние  этого  памятника распространилось не только на рейнские области, но и на центральную Германию и дошло до Австрии: соборы в Ратис-бонне, Мейссене, Миндене, церковь в Цвельте, собор св. Стефана в Вене — все эти здания имеют три нефа под общей крышей.

Готический неф: Система уравновешивания без аркбутанов. Церковь св. Елизаветы в Марбурге
Рис. 308
Готический неф: Система уравновешивания без аркбутанов. Церковь Якобинского монастыря в Тулузе
Рис. 309

Два равных нефа. — Церковь с тремя нефами под общей крышей неизбежно должна быть плохо освещена. План же в два нефа (рис. 309) — помимо того, что очень хорошо перекрывается системой сводов, поддерживаемой непосредственно контрфорсами, без введения аркбутанов — имеет еще одно преимущество в виде перекрестного освещения. Но здесь есть тот же дефект, что и во всех сооружениях, в которых впечатление не концентрируется на каком-нибудь одном центральном  моменте:  здание  с двумя равнозначащими нефами всегда будет лишено единства.

Простота исполнения заставила примириться с этим серьезным недостатком, и с конца XIII в. этот план почти повсеместно был усвоен доминиканским, или якобинским, орденом странствующих проповедников. Церкви якобинского ордена, служившие главным образом залами для проповедей, имеют вдоль оси ряд колонн.

Рис. 309 заимствован из церкви Якобинского монастыря в Тулузе. Тот же план, но в менее смелых пропорциях, повторяется и в Якобинском монастыре в Ажане; он же встречается и в церкви предместья Сен-Жак.

В гражданской архитектуре всякий раз, как только нужен хорошо освещенный и недорого стоящий зал, он строится по плану в два нефа; его мы встречаем почти во всех монастырских трапезных.
 
План с одним нефом. — Правильным решением проблемы прямого освещения, без передачи распора и без того рассеяния впечатления, которое является неизбежным следствием парных нефов, был бы план с единственным нефом, с рядом окон на каждом фасаде и с контрфорсами, прислоненными непосредственно к стенам. Но при этом возникают трудности в связи с большепролетными сводами.

Анжуйская архитектурная школа, используя византийские традиции, заимствованные ею из Перигора, была единственной школой XII в., принявшей это простое решение. Собор в Анжере, неф которого был начат в 1145 г., т. е. всего пять лет спустя после окончания церкви Сен-Дени, имеет вид простого корабля (рис. 310, слева).

Своды, построенные на нервюрах, имеют форму, приближающуюся к сферической скуфье, какую мы уже наблюдали в Пуатье (рис. 307). Толстые стены оказывают сопротивление распределенному распору повышенных распалубок свода, а мощные вертикальные контрфорсы, без уступов, поддерживают углы секций.

Готический неф: Система уравновешивания без аркбутанов. Собор в Альби

Рис. 310

В архитектуре Анжу, как и в архитектуре королевского домена, опорные элементы помещены снаружи. Можно было бы увеличить внутреннее пространство, передвинув  свод  с  одного  контрфорса  на  другой.   Собор  в Альби (рис. 310, справа), построенный в XIV в. * в провинции,   где   продолжала  жить   античная  традиция,   проводит в жизнь это существенное усовершенствование.

Примечание: Собор в Альби начат постройкой в 1282 г. и снаружи   имеет характер крепости; внутри неф имеет 19 м ширины, украшен скульптурой и расцветкой. См. Male, упом. соч.

Здесь вся система опор расположена внутри, за исключением башен, которые служат скорее для прикрытия флангов, чем в качестве элементов равновесия; Альби дает нам одновременно пример и внутренней системы опор, и оборонных приемов, общих всем постройкам Южной Франции. К этому моменту исчерпаны все возможные комбинации: аркбутан позволил осуществить смелые решения прямого освещения, элементы опоры в виде простых контрфорсов привели к зданиям с тремя, двумя и одним нефом. Общая история секции должна здесь остановиться. Нам остается рассмотреть, как видоизменяется секция в применении к месту пересечения нефов, на закруглении хора и в сопровождающих его капеллах. 

Огюст Шуази. История архитектуры. Auguste Choisy. Histoire De L'Architecture

Добавить комментарий

CAPTCHA
Подтвердите, что вы не спамер