Ширма

Ширма «3 стихии» (дерево,брезент,рисунок по ткани) Ширма. Филипп Старк. Philippe Stark. Le Paravent de l'autre, Driade 1992 Ширма
Ширма «3 стихии» (дерево, брезент, рисунок по ткани) Филипп Старк. Philippe Stark. Le Paravent de l'autre, Driade 1992 Ширма «Весна в Париже», холст, роспись маслом, дерево

На первый взгляд, ширму с трудом можно назвать предметом мебели, настолько она декоративна и, казалось бы, малофункциональна. Но это далеко не так. Слово mobiel (мебель) происходит от mobiele, что означает «подвижный, передвижной». Так какая вещь больше, чем ширма достойна называться мебелью? Ведь вся её суть в движении, переменчивости, способности преобразовать пространство. Большие помещения с её помощью легко разделить на несколько зон.

В русский язык слово «ширма» пришло из немецкого, в котором schirm обозначает: щит, заставка, заслон. По-французски её называют ecran, что обозначает некий импозантный объект, загораживающий другой, непрезентабельный. В английском языке ширма присутствует как screen.

Ширма
Ширма
Ширма
Ширма
Ширма
Ширма. Пьеро Форназетти (Piero Fornasetti)

Этот изысканный предмет появился в VII веке в Китае. Там использовались ширмы самых разных размеров: от больших, размещаемых в залах, до миниатюрных настольных. Они могли состоять из бесчисленного количества створок, но наибольшее распространение получили шести- и восьмистворчатые. Каждая створка китайской ширмы представляла собой деревянную или бамбуковую раму, затянутую с обеих сторон расписным или вышитым шёлком, а позднее — бумагой или парчой. Расписывали их тушью, украшая пейзажными мотивами, каллиграфией, стихотворными надписями. Для создания ширм использовали и лаковую технику. В этом случае они представляли собой лаковое панно, инкрустированное перламутром, цветными камнями или ракушками. Лаковая техника «насиджи» - крайне трудоёмкий процесс. Заключается он в помещении кусочков золотой фольги в массив лака на различной глубине. На поверхности может создаваться до тридцати лаковых слоёв. Так мастера добивались изысканной мерцающей фактуры. Все эти способы изготовления ширмы стали традиционными и используются по сегодняшний день.

В Европу ширмы попали в XVIII веке вместе с модой на все китайское, когда пресыщенный вкус европейца в поисках изящества и грации обратился к восточной экзотике. Владельцам современных интерьеров, выполненных в духе рококо, возможно, будет интересно узнать, что для создания более цельного и завершённого интерьера в этом стиле в XVIII веке специально приобретались китайские ширмы в лаковом варианте или изготовленные из так называемой стеновой бумаги, которая была в те времена диковинкой. Именно тогда возникли и всевозможные стилизации китайских ширм. На российском рынке несложно отыскать традиционные ширмы, привезённые из Китая или изготовленные по тому же принципу в России.

Однако вернемся к историческому экскурсу. В Японию ширмы перебрались в VIII веке и, в силу особенностей японской архитектуры, долго оставались там одним из главных украшений помещения. Стиль росписи несколько изменился в соответствии с традициями Страны Восходящего Солнца. Так появились своего рода собрания живописи и графики. Сегодня традиционной японской ширмой называют простую и лаконичную деревянную конструкцию с заполнением из рисовой бумаги. Кроме того, японцы со всем изяществом выразили связь ширмы с архитектурными формами дома, поскольку их пропорции всегда взаимосвязаны.

В конце XIX-начале XX вв. в европейском искусстве наступила эпоха преимущественного влияния Японии. И, конечно же, в интерьерах ар-нуво (модерн) появились расписные ширмы в японском исполнении. Надо сказать, что завораживали они не только японцев. Традиционные пейзажи и вязь иероглифов на створках вдохновляли на творческий поиск Дега, Ван Гога, а несколько позже и Марка Шагала. В наше время также существует немало интерьеров, выполненных в стиле ар-нуво, где японские ширмы и сегодня придутся как нельзя более кстати. А в XX веке они смогли подвигнуть именитых дизайнеров на создание самых неожиданных интерпретаций. Такова, например, ширма из мемфисской коллекции итальянского дизайнера Этторе Соттсасса, играющая роль книжной полки, или знаменитая ширма Филиппа Старка.

Нельзя не отметить, что ширмы давно прижились и приобрели национальные черты в странах Ближнего и Среднего Востока. К примеру, сегодня это активный элемент любого интерьера, выполненного в индийском стиле. В работе мастера используют, как правило, ценные породы древесины. Поистине уникальны индийские изделия из тика с ажурной сквозной резьбой, где естественная красота дерева подчёркивается полировкой. В интерьерах махараджей использовались также экземпляры, украшенные цветными лаковыми миниатюрами с изображениями людей, цветов и фруктов. Характерный образец - ширма из полированного дерева с резьбой, полосой крупного рисунка и вставками из металла в виде стилизованного солнца или цветка.

Несмотря на то, что европейская традиция одинаково называет восточными все мотивы от ближне- до дальневосточных, нельзя не разделять эти влияния по их принадлежности к тем или иным культурам. Нетрудно заметить, что ширмы Японии, Китая или Индии весьма существенно отличаются друг от друга. Тем не менее, предметы из восточных стран в большинстве случаев объединяют словом «этнические», а интерьеры Таиланда, Индии, Вьетнама, Малайзии, Индонезии, Бирмы и Филиппин всё чаще получают название «колониальный стиль».
Знание элементов убранства, характерные для перечисленных стран, поможет воспроизвести у себя дома «чистый» стиль или создать интерьер «фьюжн» с экзотическими вкраплениями или, говоря иначе, элементами «этно». Со вкусом выполненная ширма способна «согреть» любое помещение. Она создаст законченный и гармоничный ансамбль, поддержав выпадающий из общей стилистики, но любимый хозяевами предмет или, напротив, внесёт в наскучивший и холодный интерьер лёгкий диссонанс и нотку интриги.

А теперь перейдем к конструкции ширм: из чего их делают и какие они бывают. Складывающееся изделие может состоять из двух и более створок, стандартная ширина которых 40 — 60 см, а высота — 150 — 180 см. Между собой они обычно скрепляются петлями, металлическими стержнями или шарнирами. Каркас может быть металлическим, деревянным, бамбуковым, ротанговым или изготовленным из ивовой лозы. А в его заполнении используют самые разнообразные материалы: все перечисленные выше, а также обычное и витражное стекло, зеркало, зеркальное оргстекло, бумагу, ткань, кожу, бумажную бечёвку и даже растения. Но начнём по порядку.

Металлические ширмы, без сомнения, прочны и долговечны, но достаточно тяжёлые. Поэтому при покупке стоит обратить внимание на то, есть ли на ножках изделия плоские подпятники, которые предохранят покрытие пола. Кованые ширмы производятся вручную, из-за чего могут иметь достаточно высокую стоимость, вполне оправданную их эксклюзивностью. Подобные модели обычно отличаются романтичностью и потому украсят практически любой интерьер.

Более лёгкий вариант — деревянные ширмы. Они гораздо удобнее при передвижении. Рамы у таких ширм могут соединяться друг с другом с помощью клея, уголков или шипов. В натяжных моделях ткань, бумага или кожа крепится к раме, как правило, с использованием клея, клеевой ленты или гвоздей. Декоративные гвоздики могут забиваться шляпка к шляпке, что создаёт дополнительный декоративный эффект. Во многих случаях деревянным делают только каркас.

Что касается идей, которые осуществляются с помощью перегородок, их просто невероятное количество. Вот лишь некоторые.

В современном жилище вполне органично будет выглядеть модель, сочетающая в себе створки разных размеров. Такое сочетание выглядит оригинально и стильно.

Ширма может служить также для отделения зоны домашнего кинотеатра от общего пространства гостиной. Роспись по шёлку может выполняться на вольную тему, с цитатами из известных живописных произведений.

Пару слов о плетёных ширмах: их главным достоинством является лёгкость. Изделия из ротанга зачастую приезжают к нам из Азии, от главных поставщиков — Малайзии и Индонезии. Там почти в каждом селении имеется небольшая фабрика, где плетение предметов мебели производится вручную. По дизайну эти модели, как правило, повторяют традиционные изделия колониального стиля.

Ротанговые ширмы хороши тем, что имеют минимальное количество стыков, поскольку ротанг (это стебель тропической лианы) может достигать длины в 200 м. Сегодня мебель из этого материала вновь чрезвычайно популярна и считается атрибутом красивой жизни.

Ивовую лозу используют, как правило, российские и украинские производители. Такие изделия имеют большее количество стыков, чем аналогичные ротанговые, зато стоят значительно дешевле. К тому же ивовые прутья не боятся влаги и имеют красивый натуральный янтарный оттенок.

Бамбук легко колется вдоль и рубится поперёк, так что изделия из этого материала могут отличаться сложной конфигурацией.

А теперь позвольте привести несколько примеров использования ширмы в интерьере. Она с легкостью превратит небольшое пространство в спальне или прихожей в своеобразную гардеробную, где всё будет зависеть только от вашей фантазии и изобретательности. На одну из створок можно поместить зеркало, на другую, оформленную как шведская стенка, удобно вешать шарфы и галстуки, на третью имеет смысл прикрутить крючки для одежды. Если оставить створки в виде рам с перекладинами, расположенными на равном расстоянии друг от друга, а в каких-то местах уложить на перекладины полки, получится удобная конструкция для хранения вещей. Она легка, мобильна и при желании легко демонтируется. К слову, идея использования ширмы для размещения одежды совсем не нова - в Японии такую форму имеет вешалка для кимоно.

В гостиной ширма, спрятав рабочий стол, поможет создать уютный кабинет. Для такого случая, вероятно, понадобится её вариант со всевозможными кармашками для любимых журналов, каталогов и буклетов. Незаменима подобная ширма и в детской, где, согласитесь, никогда не будут лишними кармашки для мелочей, а также способность конструкции делить комнату на зоны, например, игровую и спальную. Кроме того, с её помощью легко отделить кухню от столовой. А если прикрепить к ширме крючки, на неё удобно будет вешать всевозможную утварь, которая в нужный момент всегда будет под рукой.

Ширма может обернуться и оригинальным фотоальбомом, если оклеить её исторически важными фотографиями. А ещё в её силах сымитировать фрагмент садовой беседки, увитой плющом и диким виноградом. В этом случае лучше использовать искусственные растения. Такую ширму можно изготовить самостоятельно или заказать в фирме, специализирующейся на флористике.

Небольшие модели иногда используют вместо штор, ставя их на подоконник. А в прежние времена такие ширмы, обтянутые плотной тканью, применяли для предохранения от сквозняков.

Ширма не только уникальна сама по себе, она ещё явилась прототипом для множества других полезных предметов интерьера. По её принципу изготавливают, например, двери и ставни, закреплённые по вертикали и складывающиеся гармошкой.

Несмотря на то, что статья посвящена ширме в её традиционном варианте, следует упомянуть и стационарные модели. Они имеют вид плоского экрана, могут быть любой ширины, по высоте они ниже потолка, отделяют одну часть помещения от другой, но крепятся к полу намертво и, естественно, не складываются, даже если вы очень того пожелаете.

Функцию ширм выполняют также панели из ткани, растянутой внутри алюминиевого каркаса, который движется по направляющей. Крепление в этом случае может быть как стеновым, так и потолочным.

Ширмами иногда называют и японские панели, используемые в качестве штор на окнах и, опять-таки, для зонирования пространства. Они представляют собой прямые полотна ткани шириной не более 1 м с утяжелителем внизу, перемещающиеся по направляющим, прикреплённым к потолку. При необходимости панели могут сворачиваться в плотный рулон и фиксироваться на нужной высоте с помощью декоративных шнуров и лент.

Текст: francemebel.ru 

Ширма Ширма Ширма

Добавить комментарий

CAPTCHA
Подтвердите, что вы не спамер (Комментарий появится на сайте после проверки модератором)