Общественные здания

Общественные здания в советской архитектуре 1917- начала 1930-х

Общественные здания в советской архитектуре 1917- начала 1930-х

В многочисленных конкурсах послереволюционных лет разрабатывались темы Дворца труда, Дворца культуры и т. п. Идея свободы и широчайшей демократии, представление о каждом общественном здании как о своеобразном народном форуме, месте общения многотысячных масс трудящихся рождала грандиозные композиции. О реальном строительстве таких зданий в тот период не могло быть и речи. Вместе с тем проектная работа стимулировала отработку выразительного языка архитектурных форм. Это время вошло в историю советской архитектуры как время революционной романтики. Наряду с модернизацией стилей прошлого (романского, готического, Ренессанса) среди конкурсных работ 1918—1922 гг. все чаще встречались и принципиально новаторские предложения.

Башня Шухова

Башня Шухова

В 1922 г. была построена радиомачта из стальных элементов — башня инженера В. Шухова, которая является произведением инженерного искусства, предварившим применение в строительстве гиперболоидов — конструкций двоякой кривизны, образованных движением прямого стержня по гиперболе. В. Г. Шухов — гениальный русский конструктор, работы которого еще до революции предвосхитили многие инженерные решения, в том числе сетчатые конструкции, вошедшие в практику только в первой четверти XX в. Легкая, ажурная радиомачта на Шаболовке высотой 148 м создала вертикальный акцент в застройке большого района Москвы.

Памятник III Интернационалу. «Башня Татлина»

Памятник III Интернационалу. «Башня Татлина»

Ярким примером революционной романтики в области архитектуры может служить проект памятника III Интернационалу, созданный художником Владимиром Татлиным. В 1919–1920 он создал главное свое произведение, модель грандиозного здания-памятника Октябрьской революции или «башни III Интернационала» (металл, стекло, дерево; модель не сохранилась, известна по фото и нескольким реконструкциям) её прозвали «Башней Татлина». По идее автора, 400-метровая металлическая стержневая наклонная башня, спирально суживающаяся кверху, заключала во внутреннем пространстве, за сквозной решеткой «тела» основного объема четыре расположенных друг над другом объема, вращающихся с различной скоростью

Мавзолей Ленина. А. Щусев

Мавзолей Ленина. А. Щусев

В 20-е годы было положено начало формированию выдающегося произведения советской архитектуры — Мавзолея В. И. Ленина. 21 января 1924 г. умер В. И. Ленин. Правительственная комиссия по организации похорон в ночь на 24 января поручила акад. А. Щусеву составить проект Мавзолея. В короткий срок зодчему предстояло решить сложные творческие проблемы. У Кремлевской стены в братских могилах были похоронены борцы, отдавшие жизнь за дело Октября. Здесь в первую годовщину Октябрьской революции выступал В. И. Ленин при открытии мемориальной доски скульптора С. Коненкова. На том месте, где Ленин произносил пламенную речь, и должен был быть воздвигнут Мавзолей. Ко дню похорон — 27 января 1924 г. — временный деревянный Мавзолей был открыт.

Конкурсные проекты Дворца труда. 1923 г.

Конкурсные проекты Дворца труда. 1923 г.

Значительным событием в архитектурной жизни СССР был конкурс на Дворец труда в 1922—1923 гг. Конкурс проходил в пору образования Союза Советских Социалистических Республик. Дворец предполагалось разместить на проспекте Маркса, примерно там, где в настоящее время находится гостиница «Москва». По программе в здании предусматривалось создание грандиозного зала на 8000 чел. и залов меньшей вместимости, помещения для народного университета, музея социальных знаний, центральной радиостанции, астрофизической обсерватории, библиотеки, художественной школы, гимнастических залов, различных клубных помещений. Дворец труда должен был объединить функции общественного и культурно-просветительного центра.

Проект здания московского отделения газеты «Ленинградская правда». 1924 г.

Проект здания московского отделения газеты «Ленинградская правда»

Проект здания московского отделения газеты «Ленинградская правда» (1924 г.) наиболее ярко и художественно отражает характерные черты конструктивизма в остро индивидуальной трактовке братьев Весниных. На площади Пушкина, где был отведен небольшой участок площадью 6 х 6 м, нужно было разместить деловое здание, во внешнем облике которого, как это было сказано в задании, следовало «выразить агитационный характер сооружения». Веснины запроектировали квадратное в плане пятиэтажное здание высотой 26 м.

Дом Госпромышленности в Харькове

Дом Госпромышленности в Харькове

Значительным событием в развитии советской архитектуры было сооружение Дома государственной промышленности, а затем и других объектов нового центра в Харькове. К этому периоду относится разработка генерального плана города. Харьков, бывший губернский город, с 1918 г. стал столицей Украинской Советской Социалистической Республики и превратился в экономический и культурный центр Украины. По генеральному плану города центральная площадь им. Дзержинского была скомпонована из круглой и примыкающей к ней прямоугольной частей (В. Троценко).

Проект Дома промышленности. И. Леонидов

Проект Дома промышленности. И. Леонидов

В проекте Дома промышленности (1929—1939 гг.) И. Леонидов развивает новую пространственную организацию рабочих мест для служащих. Вместо обычных конторских помещений создаются рабочие залы без перегородок, где функциональное распределение пространства осуществляется с помощью подвижной конторской мебели (прием, получивший широкое распространение на Западе).

Дворец культуры им. М. Горького. Ленинград

Дворец культуры им. М. Горького. Ленинград

Дворец культуры им. М. Горького в Нарвском районе Ленинграда, построен в 1925—1927 гг. по проекту А. Гегелло, Д. Кричевского, В. Райляна. Центром его композиции служит зрительный зал, имеющий секторальную форму и рассчитанный на 1900 чел. Места для зрителей располагаются амфитеатром, над которым нависает балкон. В интерьере ритмический ряд лож на боковых стенах подчеркивает значительность пространственного масштаба зала. В четырех этажах дворца вокруг зрительного зала группируются около 60 помещений для клубной работы, кинозал на 400 мест, библиотека, залы для танцев, игр и отдыха.

Дворец культуры им. Лихачева в Москве

Дворец культуры им. Лихачева в Москве

В годы первой пятилетки в клубах при производственных предприятиях предусматривались группы аудиторий, лаборатории, экспериментальные мастерские, помещения для производственных выставок, техническая библиотека с группой соответствующих помещений и др. Клуб превращался в своеобразный цех культуры. Одним из первых таких комплексов был Дворец культуры им. Лихачева в Москве (братья Веснины, 1931—1937 гг.). Его композиция была запроектирована из трех самостоятельных объемов: Т-образной клубной части, непосредственно примыкающего к ней малого зала на 1200 мест, и отдельно стоящего здания большого театра на 4000 мест, которое так и не было осуществлено.

Московский планетарий

Московский планетарий

Смелые работы советских архитекторов в области общественных зданий с их большими залами, повышенными нагрузками на конструкции, архитектурными объемами, требующими иногда больших консольных выносов, стали возможны благодаря развитию ко второй половине 20-х годов строительной науки и техники строительного производства. Хорошим примером в этом смысле может служить здание Планетария, построенное в Москве по проекту М. Барща и М. Синявского (1927-1929 гг.). Планетарий примыкает к территории зоопарка на Садово-Кудринской улице. Авторы создали композицию, состоящую из двух объемов - вытянутого прямоугольного параллелепипеда и цилиндра, перекрытого куполом.

Советский павильон на Международной выставке в Париже. К. Мельников

Советский павильон на Международной выставке в Париже. К. Мельников

В 1925 г. СССР впервые выступил на Международной выставке декоративного искусства в Париже. На проект Парижского павильона был проведен закрытый конкурс, в котором принимали участие крупные мастера архитектуры, в частности М. Гинзбург, В. Щуко, В. Гельфрейх, Н. Ладовский и др. Наиболее интересным был признан проект К. Мельникова, который простейшими средствами добился остроты объемно-пространственной композиции, хорошо понимая, что для того чтобы привлечь внимание посетителей, надо сочинить такую форму, которая своей необычностью превратила бы сам павильон в своеобразный экспонат выставки.

Клуб им. Русакова. К. Мельников

Клуб им. Русакова. К. Мельников

К. Мельников создавал свои пространственные решения, стремясь достигнуть не только удобства клубной работы, но и подчеркнуто экспрессивной архитектурной формы. К. Мельников построил в Москве и под Москвой ряд клубов оригинального объемно-пространственного решения. Примером может служить клуб им. Русакова в Сокольниках. В уровне четвертого этажа три балкона зрительного зала вместимостью по 250 мест каждый выступают наружу в виде скошенных объемов. Это придает зданию необычную форму, вызывая среди прочих и ассоциации с деталями неких гигантских механизмов.

Здание газеты «Известия» в Москве

Здание газеты «Известия» в Москве

В 1925—1927 гг. сооружается здание газеты «Известия» в Москве (Г. Бархин при участии М. Бархина). Участок, отведенный для строительства, был невелик, и первоначально авторы представили проект 11-этажной башней. Но градостроительные соображения заставили отказаться от высотной композиции. Принят был вариант высотой в шесть этажей. Авторам удалось выявить типологическую суть здания и благодаря гармоничной разработке объемов и фасадных плоскостей получить выразительную композицию правильного градостроительного масштаба, хорошо согласованного с пространством площади и в то же время соподчиненного человеку. Здание прочно вошло в круг бесспорных достижений советской архитектуры.

Всероссийская сельскохозяйственная и кустарно-промышленная выставка в Москве (1923 г.)

Всероссийская сельскохозяйственная и кустарно-промышленная выставка в Москве (1923 г.)

Всероссийская сельскохозяйственная и кустарно-промышленная выставка в Москве (1923 г.) была призвана, с одной стороны, отразить первые успехи возрождения и развития сельского хозяйства, а с другой — служить целям пропаганды передового опыта союзных республик и сельскохозяйственной кооперации. Для ВСХВ была отведена территория пустыря, находившегося на месте нынешнего Парка культуры и отдыха им. Горького. Строительство выставки началось осенью 1922 г. по генеральному плану, разработанному И. Жолтовским. Он соединил преимущества регулярной организации территории, позволяющие принять большие массы посетителей, с принципами свободной (английского типа) планировки в зоне отдыха. Главным архитектором выставки был А. Щусев. В основном все павильоны выставки были построены из дерева, кроме павильона «Машиностроение», сооруженного из железобетона.

Дом общества «Динамо». И. Фомин

Дом общества «Динамо». И. Фомин

И. Фомин в своих творческих исканиях шел по пути современной интерпретации классической ордерной системы. При этом большое значение в своих экспериментах мастер уделял проблеме стандарта. По его мнению, советская архитектура должна была использовать композиционные закономерности классики, но придавать ее пластическим формам более современное и строгое воплощение, выражающее, как он полагал, более правдиво содержание пролетарской идеологии. Новые формы, возникающие на этом пути, мастер называл «пролетарской классикой». В этот период он сооружает в Москве здание «Динамо» (1928-1929 гг.), расположенное на углу улицы Дзержинского и Фуркасовского переулка.

Клуб им. Зуева. И. Голосов

Клуб им. Зуева. И. Голосов

К числу наиболее своеобразных решений относится клуб им. Зуева (Илья Голосов), построенный в 1927—1929 гг. на Лесной улице в Москве. Участок строительства в известной мере повлиял на композиционное построение клуба. План здания прямоугольного очертания, вход расположен с короткой стороны. Зрительный зал находится на втором этаже, куда ведут две лестницы, одна из которых развернута по спирали, другая — двухмаршевая. Одну из них (спиральную, заключенную в стеклянный цилиндр) И. Голосов делает главной темой композиции и контрастно противопоставляет этот цилиндр массиву стены.

Комбинат газеты «Правда». П. Голосов

Комбинат газеты «Правда». П. Голосов

Комбинат газеты «Правда» в Москве (Пантелеймон Голосов, 1930-1935 гг.). Комплекс состоит из административного семиэтажного корпуса редакции, выходящего на линию улицы, трех девятиэтажных корпусов, подходящих к нему перпендикулярно, и низкого производственного здания. Функции объекта весьма четко выявлены как в композиции, так и в трактовке фасадов, которые решены лаконично и в то же время выразительно.

Проекты Дворца Советов СССР

Проекты Дворца Советов СССР

Огромное значение в архитектурной жизни СССР имело проектирование Дворца Советов СССР, начатое в 1931 г. Было проведено четыре этапа конкурса. Первый этап (февраль 1931 г.) носил предварительный характер, и его целью было уточнение конкурсной программы. Заказ на составление проектов получили ведущие архитекторы и бригады, представляющие различные архитектурные группы и течения. Всесоюзный открытый конкурс на проект Дворца Советов проходил в том же 1931 г. Программа требовала соответствия здания его социальному назначению, характеру эпохи и статусу художественно-архитектурного памятника столицы СССР. Предусматривалось создание большого зала на 15 тыс. чел. для проведения съездов, малого на 6 тыс. чел. для конференций, митингов, театральных представлений и т. п. Кроме того, два зала по 500 чел., два зала по 200 чел. и большое число различных служебных и обслуживающих помещений.

Библиотека имени Ленина

Библиотека имени Ленина

В 1928 г. проводятся открытый и закрытый конкурсы на здание библиотеки имени В. И. Ленина. В итоге конкурсов лучшим был признан проект В. Щуко. Совместно с В. Гельфрейхом была проведена многостадийная доработка проекта и осуществлено строительство комплекса, которое растянулось вплоть до 1941 г. (а интерьеры завершались уже в послевоенный период). Проект В. Щуко и В. Гельфрейха был подвергнут подобно проекту Госбанка И. Жолтовского резкой критике со стороны приверженцев «новой» архитектуры. Авторов упрекали в эклектизме. Тем не менее жюри выделило именно этот проект, и это ясно свидетельствовало, что в оценке архитектурных явлений наметились существенные изменения.

Общественные здания в советской архитектуре 1930-х гг.

Общественные здания в советской архитектуре 1930-х гг.

Архитектура крупных общественных зданий всегда выражала большие общественные идеи и художественные идеалы общества, его господствующих классов. Идеологическая направленность и эстетические представления той или иной эпохи с наибольшей полнотой проявлялись именно в архитектуре уникальных общественных зданий. Эти здания обычно были ведущими элементами значительных архитектурных ансамблей. Проблема взаимодействия удобства, экономичности и красоты решалась нашими архитекторами в любом виде массовых зданий, но для уникальных общественных зданий было обязательным создание значимого художественного образа. Это была программная содержательная задача. Вот почему происходившее в 30-х годах изменение творческой направленности архитектуры наиболее полно можно проследить на значительных общественных зданиях и их комплексах.

Школьные здания 30-х гг.

Школьные здания 30-х гг.

Проблема обязательного школьного образования к началу 30-х годов приобрела чрезвычайное значение. Страна нуждалась в культурных кадрах. В 1934 г. ЦК ВКП(б) и СНК СССР приняли постановление «О начальной и средней школе», где была установлена номенклатура школ трех типов: двухкомплектная на 880 учащихся с 22 классными комнатами, однокомплектная на 400 учащихся с 10 классными комнатами и неполная средняя школа на 280 учащихся с семью классными комнатами. Для каждого типа школ были установлены соответствующие пределы кубатуры здания и определен состав помещений как учебных, так и учебно-вспомогательных.

Проекты детских садов 30-х гг.

Проекты детских садов 30-х гг.

В середине 30-х годов практическая необходимость решительного увеличения объемов строительства детских садов и яслей встала во весь рост, поскольку отсутствие необходимого их числа тормозило развитие отраслей промышленности, в которых особо широко применялся женский труд (текстильная промышленность, часовое и электроламповое производство и т. д.). В связи с этим в 1938 г. Наркомпросом и Наркомздравом РСФСР на основе изучения опыта эксплуатации детских учреждений была разработана совместно с Академией архитектуры СССР так называемая программа-минимум, по которой было организовано типовое проектирование зданий детских яслей на 20, 40, 60, 80 и 120 детей и детских садов на 25, 50, 75,100,125 и 200 детей в расчете главным образом на дневную эксплуатацию.

Дом правительства БССР

Дом правительства БССР

Дом правительства Белорусской ССР, построенный в Минске по проекту И. Лангбарда в 1929-1934 г. В планировке Дома правительства БССР использована обычная для административных зданий экономичная коридорная система с необходимыми световыми разрывами в виде открытых холлов для посетителей. Вся объемно-пространственная композиция симметрична. Объемы образуют курдонер и нарастают по высоте к центру композиции. По оси, на красной линии застройки расположен монумент В. И. Ленину с трибунами. Образ правительственного здания республики в целом торжествен и монументален.

Здание Госплана СССР

Здание Госплана СССР

Здание Госплана СССР (В 1936 г. здание предназначалось для Совета Труда и Обороны [СТО].) на проспекте Маркса в Москве, построенное по проекту А. Лангмана в 1936г. Здание Госплана СССР в Москве, решенное по сути в том же ключе, что и Дом правительства БССР, имеет симметричный, четкий и строго рациональный план. В центре и по бокам здания расположены вестибюли, из которых средний — главный и самый большой с парадной лестницей и двумя развитыми вертикальными узлами коммуникаций — обслуживает не только рабочие помещения по этажам, но и библиотеку, и залы заседаний, расположенные по оси главного входа (два зала по 250 мест и один, расположенный над ними, на 500 чел.).

Академия им. Фрунзе

Академия им. Фрунзе

Здание Военной академии им. М. В. Фрунзе в Москве, построенное в 1937 г. по проекту Л. Руднева и В. Мунца. Замысел сооружения возник в 1933 г. Л. Руднев работал в это время над проектами многих крупных сооружений военного характера, среди которых наиболее выдающимся стала академия. Здание обращено своим главным фасадом к зеленому массиву Девичьего поля. Планы этажей и схема железобетонного конструктивного остова имели строго метрическое построение, что хорошо согласуется с функциональными требованиями учебного заведения.

Дом СНК (Совета Народных Комиссаров) Совета Министров УССР в Киеве

Дом СНК (Совета Народных Комиссаров) Совета Министров УССР в Киеве

Дом СНК (Совета Народных Комиссаров) Совета Министров УССР в Киеве (И. Фомин, П. Абросимов, 1934—1938 гг.). Центральная часть здания запроектирована дугообразной в плане. Криволинейная форма центрального 10-этажного объема продиктована не только эстетическими соображениями, но и желанием отодвинуть здание от красной линии застройки. Развитие криволинейной формы остановлено по бокам выступающими ризолитами высотой в восемь этажей с портиками, которые как бы акцентируют направление двух боковых корпусов в глубь участка.

Дом Верховного Совета УССР (Верховная Рада)

Дом Верховного Совета УССР (Верховная Рада)

В здании Верховного Совета УССР (сейчас — Верховная Рада) в Киеве В. Заболотный хорошо учел своеобразие участка строительства на высоком берегу Днепра, среди богатой зелени парка. Центрическая композиция рассчитана на возможность восприятия со всех сторон. Основное ядро композиции — восьмигранный зал заседаний Верховного Совета УССР. Он окружен кулуарами, фойе и помещениями, обслуживающими работу Верховного Совета. Значение зала как фактического центра композиции подчеркнуто куполом, через который и освещается его интерьер.

Дом Советов. Ленинград

Дом Советов. Ленинград

На проект ленинградского Дома Советов был проведен конкурс, в котором принимали участие Л. Ильин, Е. Катонин, Е. Левинсон, И. Фомин, Г. Симонов, Н. Троцкий. Проект Н. Троцкого был принят для строительства, ибо предложенная конкурентам программа была в нем выполнена наиболее убедительно. Мастерски был решен план здания, в котором удобство для работы всех подразделений сочеталось с несомненной художественной выразительностью пространств.

Институт истории партии при ЦККП Грузии. А. Щусев

Институт истории партии при ЦККП Грузии. А. Щусев

Институт Маркса, Энгельса, Ленина (Институт истории партии при ЦК КП Грузии) в Тбилиси (А. Щусев). В этом здании с его простым, ясным и удобным планом свободная интерпретация классического ордера как бы «остранена» национальными элементами декоративного характера, причем все это сделано с большим тактом. Здесь отдельные мотивы пластических форм, характерные для архитектуры Грузии, не разрушают современного звучания архитектуры.

Страницы