Архитектурные объекты: храм Юноны около Фалерий; храм Юпитера Капитолийского; Tullianum; архитектура древнеримского жилого дома; Casa del Chirurgo; большая дорога (Via Appia); древнеримские водопроводы (Aqua Appia); мосты - Pons Mulvius; канализация - Cloaca Maxima; ворота Перуджии (Porta Marzia)
Архитектура Древнего Рима эпохи Республики. С III в. в культурной жизни Рима начинается перелом. Рим постепенно начинает включаться в орбиту эллинистической культуры. Гробница Сципионов на Via Appia. Около 159 г. ценсор Сципион Насика окружает храм Юпитера Капитолийского колоннадами; строятся особые рыночные помещения, служившие для торговли и судопроизводства, базилики (около 185 г.— Basilica Porcia, в 179 г.— Basilica Aemilia). С началом второй половины II в. до н. э. связана деятельность Гермогена из Саламина, по-видимому, впервые применившего в Риме мрамор при постройке храмов Юпитера Статора и Юноны Регины. Эллинизация италийского дома (Casa del Fauno). Храм в Габиях. Храм Аполлона в Помпеях.
Романизация Италии. Старые местные италийские культуры в эту эпоху оказались окончательно сломленными. Но вместе с тем все более и более усиливался уже ранее начавшийся процесс восприятия Римом эллинистической культуры. В эту эпоху в Риме воздвигается ряд зданий, причем многие из них сооружаются с исключительной роскошью. Архитектурные объекты: два храма в Тибуре (Тиволи): псевдопериптер и круглый; Табулярий (сенатский архив); базилика Юлия на Forum Romanum; храм Mater Matuta (Fortuna Virilis).
В эпоху Августа развивается интенсивное строительство в Риме; реставрируются и сооружаются десятки роскошных зданий, в которых широко применяется ранее почти не употреблявшийся мрамор. Август гордится тем, что он принял Рим глиняным, а оставил мраморным. Архитектурные объекты: Форум Августа; храм Марса Ультора (Temple of Mars Ultor); храм в Ниме (Maison Carree); статуя Августа (Prima Porta); алтарь Мира Августа (Ara Paris Augustae); арка в Сусе; триумфальная арка около St. Remy; театр Марцелла; надгробный памятник Юлиев в St. Remy; мавзолей Цецилии Метеллы на Via Appia (Mausoleo di Cecilia Metella); дом Ливии на Палатине; акведук Агриппы около Нима (Pont du Gard)
Архитектурные соружения Древнего Рима эпохи приемников Августа - Тиберий, Клавдий, Нерон. Триумфальная арка в Оранже; гавань в Остии;незаконченный водоотводный туннель в 5540 м длиной, проведенный к Фуцинскому озеру, Aqua Claudia — самый большой из водопроводов Рима; резиденция Нерона «Золотой дом», архитекторы Север и Целер.
Эпоха Флавиев была временем самой оживленной строительной деятельности. При Веспасиане (69—79) Рим, сильно пострадавший от пожара 64 г., заново отстраивается. Характерные архитектурные особенности - сложное сочетание объемов, утверждающих динамику внутреннего пространства. Архитектурные объекты: форум Веспасиана; храм Мира (Templum Pads); начатый при Веспасиане и законченный при Домициане (81—96) амфитеатр, получивший наименование Колоссея (Колизей). Он вмещал до 50 000 зрителей; триумфальная арка Тита в Риме; Термы Веспасиана - Тита; императорский дворец на Палатине, архитектор Рабирий; форум Нервы.
В эпоху Траяна особенно оживленным характером отличалось строительство сооружений чисто утилитарного характера — дорог, мостов, водопроводов, гаваней и т. п. Вместе с тем в это время уделялось внимание жилым кварталам города. Частые обвалы больших домов вызвали распоряжение, запрещавшее строить многоэтажные дома больше 20 м в вышину. Архитектурные объекты: форум Траяна, архитектор Аполлодор Дамасский; пятинефная базилика Ulpia; колонна Траяна; В 110 г. сгорел Пантеон, выстроенный Агриппой в 27 г. до н. э. Восстановление его было поручено Аполлодору из Дамаска, который в течение 115—125 гг. заново отстроил здание; вилла в Тибуре (Тиволи); реставрационные работы на Forum Romanum; храм Венеры и Ромы; Moles (мавзолей) Адриана, известный в настоящее время под наименованием Castello St. Angelo; храм Зевса Олимпийского в Афинах; библиотека Адриана в Афинах; храм в Кизике.
Строительная деятельность при преемниках Адриана Антонинах значительно бледнее, чем в первые десятилетия II в. Это не отзывается на сооружениях, имеющих чисто утилитарное назначение, постройка которых идет весьма интенсивно, но от этой эпохи до нас почти не дошло памятников, которые имели бы большое значение в развитии стиля римского зодчества. Архитектурные объекты: храм Фаустины на Римском Форуме; колонна Марка Аврелия в Риме; Одеон (закрытый театр) в Афинах; Экседра в Олимпии; комплекс акрополя Гелиополя (Баальбека).
При Септимии Севере (193—211) в Риме производились большие реставрационные работы. Из вновь построенных сооружений самое видное место занимал дворец, вход в который был украшен грандиозной трехъярусной кулисой, именовавшейся Septizodium (или Septizonium), сооруженной в 203 г. Она представляла собой сложное сочетание массивов стен, арок и колонн и помимо этого была обильно украшена скульптурой; в композицию, кроме того, были введены фонтаны. Так же обильно была украшена большая (23 м в вышину) трехпролетная арка, воздвигнутая в честь Септимия Севера. Каракалла (211—217) достроил начатые еще его отцом термы. Эта грандиозная, прекрасно оборудованная, роскошно украшенная постройка находилась в большом (350 м в длину) почти квадратном парке, со всех сторон обрамленном постройками. Термы Каракаллы представляли сложный комплекс разнообразных помещений, строго симметрично расположенных и дававших сочетание различным образом организованных объемов и пространств.
Эпоха, последовавшая за династией Северов, крайне беспокойна и полна военных столкновений. Характерно, что в это время строится ряд оборонительных сооружений. Архитектурные объекты: крепостная стена Рима; городские ворота Вероны (Porta dei Borsari) и Трира (Porta Nigra); Пальмира; термыДиоклетиана - Tepidarium (теплая баня) этих терм, служащий в настоящее время церковью (S. Maria degli Angeli), дошел до нас в очень хорошем состоянии. Это помещение перекрыто очень смело выведенными крестовыми сводами. дворец Диоклетиана в Салоне (Спалато). Трёхневная базилика Максенция в Риме. Арка Константина.
Строительные приёмы в каменном зодчестве Древнего Рима: Стены, арки, перемычки. Типы сводов из тесаного камня: сплошные коробовые своды; перекрытие малыми сводами, или плафонами на арках. Редкие разновидности сводов: Крестовый свод. Монастырские своды. Сферические своды. Литая кладка на растворе: Строительные материалы. Применение камня и кирпича в строительной практике Древнего Рима. Рассматриваемые архитектурные объекты Древнего Рима: Портик в Помпеях. Ворота Перузы. Гардский мост. Свод виадука между Константиной и Бискрой. Перекрытие галереи амфитеатра в Ламбезе. Гробница в Пергаме. Галереи театров в Джераке и Никее. Купол в Джераке. Огюст Шуази.История архитектуры. Auguste Choisy. Histoire De L'Architecture
Методы римского строительства: Стены. Способ постройки капитальных стен римских зданий. Состав кладочного раствора. Своды на растворе: Массивы и крепления. Ахурный кирпичный остов. Схема кладки сводов. Главные типы свода на растворе. Опоры сводов. Деревянные части и мелкие детали конструкции. Деревянная конструкция: Римские стропила. Фермы с затяжкой. Деревянные перекрытия Древнего Рима. Стропила Пантеона. Мостовые фермы. Пользование металлом для ферм. Кровля. Лёгкие строительные конструкции. Разделение труда на римской стройке. Наружное убранство зданий и сооружений Древнего Рима. Рассматриваемые архитектурные объекты Древнего Рима: Свод Пантеона. Термы Агриппы. Залы терм Диоклетиана и Каракаллы. Амфитеатр в Капуе. Акведук в Фрежю. Амфитеатр в Сенте. Акведук в Элевсине. Пропилеи Аппия. Базилика Максенция. Храм св. Петра. Базилика Траяна. Базилика Фано. Мост Цезаря на Рейне. Мост Траяна на Дунае. Гробница Юлиев в Сен-Реми. Огюст Шуази. История архитектуры. Auguste Choisy. Histoire De L'Architecture
Принято повторять со слов самих римлян, что влияние Греции было быстрым и непосредственным и что декоративное искусство появилось в Риме немедленно после взятия Коринфа (середина II в. до н. э.). Это неверно. Еще задолго до взятия Коринфа в Риме зародилось действительно римское искусство, резко отличавшееся своими мужественными формами от современного ему греческого, и это искусство не исчезло. Рассматриваемые архитектурные объекты Древнего Рима: Саркофаг Сципиона Барбата. Ворота Вольтерры. Ворота Перузы. Базилика в Пренесте. Круглый храм в Тиволи (Тибуре). Огюст Шуази. История архитектуры. Auguste Choisy. Histoire De L'Architecture
История римского декоративного искусства состоит, как и у греков, главным образом в истории ордеров. Нам предстоит рассмотреть для каждого из них два параллельных способа применения, т. е. греко-этрусскую и греческую школу. Дорийский (дорический) ордер и его тосканский вариант. Разновидности римской дорической капители. Хронологические изменения антаблемента дорического ордера. Ионический ордер. Рассматриваемые архитектурные объекты Древнего Рима: Римский храм Благочестия. Храм в Коре. Театр Mapцелла. Римский Табулярий. Римский Колизей. Ворота Перузы. Храм Фортуны Вирилис. Огюст Шуази. История архитектуры. Auguste Choisy. Histoire De L'Architecture
Детали коринфского ордера в архитектуре Древнего Рима. Пьедестал и база. Ствол колонны. Капитель: Формы и пропорции. Варианты коринфской капители. Сложные капители. Карниз: Примитивный карниз без модильонов. Моделированный карниз. Различная форма модильонов. Обзор главнейших разновидностей коринфского карниза. Детали коринфского ордера: Фронтон. Соффиты. Отверстия. Рассматриваемые архитектурные объекты Древнего Рима: Храм Юпитера Статора на Форум Романум. Пантеон. Храм в Тиволи. Арка Тита. Базилика Антонина. Храм в Ассизи. Сады Колонны. Храмы Венеры и Ромы. Храм в Виенне. Форумы Нервы и Траяна. Базилика Пренесты. Алтари Пантеона. Храм Антонина и Фаустины. Огюст Шуази. История архитектуры. Auguste Choisy. Histoire De L'Architecture
Поярусное расположение ордеровв архитектуре Древнего Рима и их применение к аркадам. Аркады на импостах. Аркада на колоннах. Поярусное распределение ордеров. Рассматриваемые архитектурные объекты Древнего Рима: Ворота Перузы. Римский Табулярий. Театр Марцелла. Амфитеатр в Арле. Огюст Шуази. История архитектуры. Auguste Choisy. Histoire De L'Architecture
Римляне до эпохи империи возводили свои колоннады из крупнозернистого камня и покрывали их, по примеру греков, облицовкой из штукатурки. В храмах Тиволи, Ассизи и Фортуны Вирилис штукатуркой покрыты колонны, антаблементы и даже капители.... Облицовка больших пространств римских зданий (Пантеон, термы Каракаллы, Диоклетиана) представляет собой маркетри из мраморных плит различных оттенков. Общие тона становятся таким образом, более глубокими, а гармония — более тусклой. Эта несколько мрачная пышность производит в целом впечатление спокойного величия, вполне свойственного Риму..... Отделка и орнамент в архитектуре Древнего Рима. Римская декоративная облицовка и полихромия. Огюст Шуази. История архитектуры. Auguste Choisy. Histoire De L'Architecture
С точки зрения пропорций в римской архитектуре, по крайней мере в религиозной, мы находим греческие методы. Так как внутреннее расположение храмов не подчинено никаким требованиям утилитарного характера, то Витрувий рассматривает их очертания, исходя из положения, что все части определяются немедленно после выбора ордера и установления соотношения между толщиной колонн и интерколюмниями. Этим последним соотношением определяется модульная единица, из чего уже само собой вытекает все остальное; таким образом, римские храмы имеют не больше «масштабности», чем греческие. Огюст Шуази. История архитектуры. Auguste Choisy. Histoire De L'Architecture
Памятники религиозной и гражданской архитектуры Древнего Рима. Памятники, связанные с этрусской традицией или греческим влиянием: храмы, базилики. Различия в архитектуре Римских и Греческих храмов... Базилика, послужившая впоследствии образцом христианского храма, являлась у римлян чисто гражданским зданием. Идее древней базилики среди современных зданий, быть может, наиболее соответствует «биржа». Это — помещение, предназначенное для судопроизводства, деловых и политических собраний. Пока господствовали древнеримские нравы, обходились без таких базилик; заседания на форуме происходили под открытом небом... Рассматриваемые архитектурные объекты Древнего Рима: Римский Пантеон. Храм Юпитера Капитолийского. Храм Фортуны Вирилис. Храм Благочестия. Базилика в Фано. Базилика Ульпия. Базилики в Трире и Пергаме. Базилика Константина. Огюст Шуази. История архитектуры. Auguste Choisy. Histoire De L'Architecture
В Помпеях и Трире существуют до сих пор почти полностью сохранившиеся термы. В Риме имеются термы Тита и Диоклетиана. Один из зал последних стал впоследствии нефом большой церкви. Развалины терм Каракаллы, не принадлежавших к числу самых крупных, занимают площадь в 14 га. Они окружены, в качестве пристроек, рядом сооружений, которые встречаются по отдельности как в греческих, так и в римских городах: палестрами, стадионами, залами для игр, базиликами и даже библиотеками.... Планы терм Древнего Рима. Функциональное зонирование и техническое обеспечение древнеримских терм. Разнообразие внутренних эффектов в архитектуре римских терм.Огюст Шуази. История архитектуры. Auguste Choisy. Histoire De L'Architecture
Если судить по этрусской живописи, то бои в римских амфитеатрах ведут свое начало от погребальных обрядов Этрурии. Однако амфитеатр получает соответственное архитектурное оформление только в сравнительно позднюю эпоху. Во времена Витрувия бои гладиаторов происходили на форуме, причем эстрадой служили портики. Нет никаких доказательств глубокой древности, приписываемой так называемым этрусским амфитеатрам, например в Сутри и Ферренто, а древнейший каменный амфитеатр построен не раньше, чем за 25 лет до н. э... Рассматриваемые архитектурные объекты Древнего Рима: Амфитеатр Статилия Тавра. План и разрез Римского Колизея (Колоссея). План римского цирка Максенция. Театр Помпея. театр Марцелла в Риме. Цирк Нерона. Гипподром в Константинополе. Огюст Шуази. История архитектуры. Auguste Choisy. Histoire De L'Architecture
Сооружения общественного назначения в Древнем Риме: Честь проведения воды по горам и осушения болотистых местностей подземными каналами принадлежит этрускам. Римляне приписывали проведение первых мощеных дорог карфагенянам, но монументальный характер был придан этим трем видам общественно-полезных сооружений (дороги, мосты и акведуки) уже самими римлянами. Рассматриваемые архитектурные и инженерные объекты Древнего Рима: Большая дорога (Via Appia). Древнеримские водопроводы (Aqua Appia): Альбанский водоспуск. Водоспуск Ла-Марта. Клоака Максима. Сеговийский акведук. Мосты - Pons Mulvius: Мост в Римини. Гардский мост. Сомьерский и Вермантонский мосты. Везонский мост. Мост Саларио. Мост Цезаря на Рейне. Огюст Шуази. История архитектуры. Auguste Choisy. Histoire De L'Architecture
Архитектура укрепленных мест пережила две эпохи: эпоху союзнических войн, когда каждый город мог опасаться нападений со стороны соседа, и эпоху угрозы варваров, когда ставилось на карту самое существование империи. В промежуточный же период — период «римского мира» — внутренние крепости были заброшены, и все внимание сосредоточивалось на пограничной зоне; городские стены самого Рима застраивались пригородными домами, и новая стена была возведена только в 270 г. при Аврелиане, когда к Риму стали приближаться варвары. Огюст Шуази. История архитектуры. Auguste Choisy. Histoire De L'Architecture
Триумфальные арки. — Триумфальные арки относятся к общему типу арок. Они богато украшены и увенчаны аттиком с надписью. Достаточно напомнить арки Тита и Септимия Севера в Риме, арку Константина, скульптура которой взята с арки Траяна, арки Траяна в Анконе и Беневенте; в Афинах — арку Адриана, в Алжире — арки Тебессы и Тимгада, во Франции — арки в Оранже, Реймсе, Безансоне, Кавольоне и Сен-Шама. Сентская арка является редким примером двупролетной триумфальной арки. Триумфальные колонны и статуи: Колосс Нерона. Колонны Траяна и Антонина в Риме. Гробницы: Мавзолеи Августа и Адриана. Гробницы Цецилии Метеллы и семьи Плавтов. Гробница св. Елены. Огюст Шуази. История архитектуры. Auguste Choisy. Histoire De L'Architecture
Римский городской дом. Общий план. Атриум под открытым небом, или каведиум. Атриум в прямом смысле слова, в виде базилики. Внутреннее расположение домов по древнему плану Капитолия. Дом в Помпеях. Детали внутреннего устройства и убранства римского жилого дома. Скученность домов в больших городах. Римская вилла. Вилла Адриана. Жилой дом в Сирии времён Римской империи. Древнеримский дворец. Примеры императорских жилищ: Палатин и дворец в Спалато. Огюст Шуази. История архитектуры. Auguste Choisy. Histoire De L'Architecture
Попытаемся мысленно объединить памятники римского города. В республиканскую эпоху они группировались вокруг форума, на котором помещались, как описал нам Витрувий, не только базилика, где обсуждались дела и чинилось судопроизводство, но и портики, т. е. склады, где хранились подати, вносившиеся натурой. Древний форум в Риме довольно хорошо соответствует этому описанию, являясь беспорядочным сочетанием базилик, портиков и храмов. Посередине возвышалась открытая трибуна, а в глубине — галерея архивов — Табулярий. Собрания, для которых площадь форума являлась слишком тесной, переносились на Марсово поле, представлявшее контраст с загроможденным форумом обширностью своего свободного пространства.... Огюст Шуази. История архитектуры. Auguste Choisy. Histoire De L'Architecture
Архитектура в связи с общей историей и социальным строем римлян. Влияния и эпохи. Строительные приёмы в различные эпохи римского искусства. Эпохи развития декоративного искусства в Древнем Риме. Искусство империи выявляется во всем своем блеске от эпохи Августа до эпохи Антонинов. В это время были воздвигнуты портик Пантеона, портик Октавии, Колоссей (Колизей), форум Траяна, храм Beнеры и Ромы, храмы Юпитера Статора и Марса Мстителя, храм в садах Колонны. Огюст Шуази. История архитектуры. Auguste Choisy. Histoire De L'Architecture
Уже неоднократно говорилось о разнообразии проявления римского искусства и его приемов в зависимости от местности, по которой его изучают. Римское зодчество не представляло собой единого искусства, почти так же, как и империя не представляла собой единой нации. Как Римская империя — только соединение автономных провинций, так и римская архитектура— собрание различных видов зодчества, на которые центральной властью наложен отпечаток общей тенденции, но которые, однако, сохраняют до конца свою природную индивидуальность. В искусстве, как и в римской цивилизации вообще, отмечаются два главных направления: римский Запад и греческий Восток. Адриатика делит империю надвое, и искусство перерождается при переходе с одного берега на другой. Мы видим на Западе, в Италии, Испании и даже Африке кладку из мелкого камня на растворе, покрытую наружной облицовкой. На Востоке же, в самой Греции и азиатских провинциях,— декоративную обработку самого тела сооружений, т. е. непосредственное наследие архитектуры эллинов. Огюст Шуази. История архитектуры. Auguste Choisy. Histoire De L'Architecture
Способы строительства свидетельствуют о вполне определенном понимании римлянами финансовой стороны общественно-полезных сооружений. Они вкладывали в это строительство огромные капиталы на первоначальные сооружения, с тем чтобы не тратиться впоследствии на ремонт. Римские дороги свидетельствуют об этой системе еще более отчетливо, чем гражданские сооружения. Под влиянием современного режима капитала в наши дни поступают наоборот: экономия на первоначальных затратах позволяет поддерживать сооружения и, что особенно важно, реконструировать их по мере изменения потребностей. Древнее же общество такого постоянного изменения потребностей не знало. Огюст Шуази. История архитектуры. Auguste Choisy. Histoire De L'Architecture
Амфитеатр Флавиев (Amphitheatrum Flavium) или Колизей (Colosseum) — самый большой из древнеримских амфитеатров и одно из самых примечательных сооружений в мире. Находится в Риме, в ложбине между Эсквиллинским, Палатинским и Целиевским холмами, на том месте, где некогда был пруд, принадлежавший к «Золотому Дому» Нерона. Постройка амфитеатра была начата императором Веспасианом после его побед в Иудее. Первоначально Колизей назывался, по родовому имени упомянутых императоров, Амфитеатром Флавиев ( Amphitheatrum Flavium), нынешнее название (Colosseum, Colosaeus , it. Coliseo) утвердилось за ним впоследствии, начиная с VIII века, и произошло либо от колоссальности его размера, либо от того, что поблизости от него стояла гигантская статуя, воздвигнутая Нероном в честь самого себя.