Традиционная архитектура Китая и Японии

Китай. Традиционная архитектура и искусство

Китай. Традиционная архитектура и искусство

Восприятие космоса в традиционной китайской культуре столь значительно и всеобъемлюще, что это не могло не отразиться на формировании архитектуры и искусств. Традиционный китайский город в точности повторяет структуру космогонической структуры мироздания. Космогоническую карту Китая символизируют «Пять Дворцов» в которых правят Пять Драконов. Четыре из них символизируют стороны света. Пятый – Дворец Жёлтого Дракона – Божественного Императора Хуан-Ди – божество центра. Особенности Китайской архитектуры. Архитектурные особенности китайского дома. Градостроительство Пекина в феодальное время. Планировка улиц. «Запретный город». Дворцовый ансамбль Гугун. Площадь Тяньаньмынь. Архитектурные стили летних дворцов. Городская стена – неотъемлемая часть китайского градостроительства. Великая китайская стена. Различие двух стилей китайской архитектуры.

Обзор архитектуры Китая

Наиболее древние дошедшие до нас памятники китайской архитектуры не восходят ранее III в. до н. э., когда (после 228 г. до н. э.) императором Цин-ши Хуан-ди, объединившим Китай, была выстроена часть Великой Китайской стены. Возможность производить сложные постройки в III в. до н. э. свидетельствует о продолжительном предшествовавшем периоде развития китайской архитектуры. Более ясное представление мы имеем об архитектуре периода Хань (III в. до к. э.— III в. н. э.). Благодаря найденным в погребениях глиняным моделям домов, башен и т. п. мы получили понятие о типе построек этой эпохи. В 1933 г. в провинции Хэнань был раскопан целый ансамбль глиняных моделей жилищ, дающих яркое представление об усадьбе мелкого феодала ханьской эпохи. О подлинной архитектуре эпохи Хань мы можем судить только по парным каменным пилонам, которые ставились перед некоторыми местами погребений.

Обзор архитектуры Японии

Благодаря тому, что в стране, подверженной постоянным угрозам землетрясения, основным строительным материалом было дерево, памятников японской архитектуры начальной поры сохранилось чрезвычайно мало, и наши знания о ней далеко не достаточны. Деревянных храмов синтоистского культа древнейшего периода до нас не дошло; но о характере этой архитектуры (V — VI вв. н. э.) мы можем судить по реконструированным памятникам (например, по храму богини Солнца в Исе или по зданию сокровищницы Сёсоин в Наре). Характерными особенностями такого рода деревянных памятников являются применение столбов, открытая веранда с лестницей, галерея и прямая двускатная крыша, превратившаяся в позднейших постройках под китайским влиянием в выгнутую.

Формы и пропорции в архитектуре Китая и Японии

Покатая крыша является характерной особенностью китайской архитектуры и служит главным украшением здания. Дом с несколькими крышами, возвышающимися одна над другой, свидетельствует о знатности владельца. В то же время эти крыши служат лучшей защитой от зноя; эту функцию они выполняли до того, как сделались эмблемой знатности. Применяя выгнутые стропила, перелом в коньке часто заменяют кривым скатом, и, чтобы навес крыши не заграждал дос­тупа света, ей стараются придать возможно меньший наклон, что, естественно приводит к изогнутому, с приподнятыми концами, профилю крыши.

Конструктивные приёмы в архитектуре Китая и Японии

Поток влияний, направление которого мы проследили от Месопотамии до Персии и от Персии до Индии, там не остановился: история искусства Китая отнюдь не стоит особняком в общей картине развития архитектуры. Своими истоками китайская архитектура, по-видимому, связана с Месопотамией. В свою очередь воздействие китайского искусства на другие страны, несмотря на тенденцию Китая к обособленности, распространялось чрезвычайно широко, и это следует учитывать. Со времен глубокой древности в результате торговых сношений вместе с китайскими изделиями распространялись и китайские орнаментальные формы. Благодаря общей буддийской религии установились на протяжении нескольких веков постоянные сношения Китая с Индией, которые нашли свое отражение и в архитектуре; одним словом, Китай никогда не был миром, абсолютно замкнутым в самом себе.

Архитектурные памятники Китая и Японии

Мы определили роль чужеземных влияний; проделаем то же по отношению к самобытному гению китайского народа. Плотничье искусство Китая зародилось, по-видимому, на почве этой страны. Система покатых крыш целиком принадлежит Китаю. А описанная выше конструкция из венчиков слишком отличается от конструкций, принятых в Индии для того, чтобы им возможно было приписать индийское происхождение. Воспроизведения этой конструкции, так же как и покатых крыш, мы находим со всеми деталями на рельефах первых веков нашей эры. Очевидно мы застаем их там не на первом этапе их развития, а имеем дело с произведениями давно сложившегося искусства.

Японская ширма – путь к эмоциональному отношению к вещи

Японская ширма – путь к эмоциональному отношению к вещи

Каждый, кто хотя бы немного знаком с японской живописью, не мог не обратить внимания на то, что очень многие картины исполнены на ширмах. Ширмы с росписью встречаются и в других странах дальневосточного региона. Но, пожалуй, лишь в Японии такая форма живописи получила широкое распространение и заняла важное место в истории изобразительного искусства. Краткое рассмотрение истории ширмы-картины, её двуединства как предмета утилитарного и художественного одновременно позволяет многое сказать о важных сторонах японской культуры – от философско-мировоззренческих до бытовых. Но это возможно лишь в том случае, если видеть эту конкретную вещь не изолированно (в музейной витрине), но как органическую часть системы – жизнестроительной и художественной.