Архитектурные и художественные стили и направления

Звериный стиль. Скифский стиль. Зооморфная знаковая система

Звериный стиль. Скифский стиль. Зооморфная знаковая система

Зооморфная знаковая система. Зооморфный код и его реализация в сфере искусства. Дуальная структура звериного стиля. Зооморфный код «скифо-сарматского времени» оказал огромное влияние на средневековый бестиарий, геральдическую систему, и, соответственно, на всё евразийское изобразительное искусство и систему символов. Универсальные знаковые комплексы характеризуются оптимальными возможностями соотнесения со всеми иными, присущими данной культуре, средствами описания мира, и при внутрисемиотическом переводе им обычно соответствуют самые различные знаковые системы, и, наоборот, разные и вполне независимые знаковые системы одной традиции переводятся в универсальный знаковый комплекс, если в данной традиции он существует.

Готика

Готика

Готика  исторический архитектурно-художественный стиль, господствовавший в западноевропейском искусстве в XIII-XV вв.Основным стимулом формирования искусства Готики стало уникальное соединение христианского мировоззрения, традиций античной культуры, прежде всего архитектуры Рима, латинской письменности, книжной миниатюры, романо-кельтских художественных ремесел. Развитию нового стиля способствовал стремительный рост европейских городов и торговли. Средоточием духовной жизни стал городской собор. Парадоксальной особенностью готического стиля, совершенные формы которого демонстрируют иррационализм, дематериализацию и наивысшую, мистическую экспрессию, является то, что поводом (но не причиной) его возникновения послужили технические достижения – рациональное совершенствование строительной конструкции.

Древняя Греция. Обзор архитектуры и искусства

Древняя Греция. Обзор архитектуры и искусства

Общий обзор архитектуры и искусства Древней Греции. Периоды развития древнегреческого искусства. Стили древнегреческой архитектуры. Дорический ордер. Ионический ордер. Коринфский ордер. Архитектурные ансамбли Древней Греции. Типы Древнегреческих храмов. Афинский Акрополь. Парфенон. Портик Кариатид. Эрехтейон. Храм Посейдона в Пестуме. Храм Зевса в Олимпии. Влияние древнегреческой архитектуры на архитектуру Малой Азии. Гробница Мавсола. Скульптура Древней Греции - Мирон, Фидий, Поликлет. Стилевое единство архитектурной и предметной среды Древней Греции. Влияние демократии и мифологического восприятия мира на архитектуру Древней Греции.

Древний Рим. Общий обзор архитектуры

Древний Рим. Общий обзор архитектуры

Общий обзор архитектуры Древнего Рима. Здания, сооружения и архитектурные ансамбли Древнего Рима. Композиция характерного римского городского ансамбля. Форум Романум. Форум Траяна. Колонна Траяна. Арка Тита. Арка Константина. Римские акведуки. Акведук Марция в Риме. Мост Траяна в Алькантре. Акведук в городе Ниме. Императорский дворец на Палатине. Вилла Адриана в Тибуре. Римские театры. Театр Марцелла в Риме. Римский Коллосей (Колизей) - крупнейший амфитеатр. Римские термы. Термы Каракаллы. Термы Диоклетиана. Пантеон в Риме. Древнеримские базилики. Трехнефная базилика Константина.

Ампир

Ампир

Ампир – исторический художественный стиль, впервые сложившийся во Франции в начале XIX в., в период Первой Империи Наполеона Бонапарта. Хронологические рамки оригинального французского «Стиля Империи» узки, они ограничены, с одной стороны, концом правления Директории (1799; стиль Директории) или годом коронации Наполеона (1804), а с другой – началом реставрации Бурбонов (1814-1815). Тем не менее, в столь краткий исторический период французский Неоклассицизм, выросший на естественном интересе к античности и усиленный идеями Просвещения, гражданскими идеалами начала революции, успел переродиться в холодный, помпезный, напыщенный, искусственно насаждаемый императорской властью стиль. Его основные элементы, почерпнутые из античного искусства, уже содержались в Классицизме «стиля Людовика XVI» и были кристаллизованы, в «стиле Директории».

Ар Деко Art Deco

Ар Деко Art Deco

Ар Деко. Art Deco – сокращение от названия выставки «L'Exposition Internationale des Arts Decoratifs et Indu-striels Modernes» – «Международная выставка современных декоративных и промышленных искусств», состоявшейся в 1925 г. в Париже). Художественный стиль оформления интерьера, изделий декоративного и прикладного искусства, ювелирных украшений, моделирования одежды, а также дизайна промышленной продукции и прикладной графики. Получил распространение в 1918-1939 гг. во Франции, отчасти в других европейских странах и США. Толчком к стремительному развитию этого стиля послужила парижская выставка 1925 г., где показывались последние достижения в области архитектуры, проектирования интерьера, мебели, изделий из металла, стекла, керамики.  Для этой выставки Ле Корбюзье, спроектировал и построил павильон «Эспри Нуво».

Бидермайер (Biedermeier)

Бидермайер (Biedermeier)

Стиль Бидермайер (Biedermeier) — первый самодостаточный стиль среднего класса, возник в Австрии в период между Венским Конгрессом (1815 г.), перечертившим карту Европы, и революцией 1848 года. Вена становится ведущим городом в Европе в области моды и искусства, а обыватели становятся законодателями стиля. Стиль Бидермайер выражает образ жизни типичного бюргера — сентиментальность, чистоплотность, функциональность быта и протестантская умеренность во внешних проявлениях. Biedermeier  — имя типичного австро-немецкого обывателя, вымышленного литературного персонажа из стихов поэта Эйхродта (Biedermaiers Liederlust — «увеселительные песенки Славного Мейера») (нем. Biedеrmеiеr — игра слов: «Славный (добрый, честный) Майер» от Biedеmiann и Mеiеr). Бидермайер — стиль преуспевающего буржуа, прежде всего немецкого и австрийского. Ему свойственны безопасность, интимность, комфорт и умеренность.

Конструктивизм

Конструктивизм

Конструктивизм - (франц. constructivisme от лат. constructio – построение). Конструирование – один из приемов формообразования, основанный на точных расчетах физических свойств материалов и функций объекта. Конструктивисты – братья Веснины, Михаил Гинзбург, И. Леонидов, Л. Лисицкий, К. Мельников, В. Татлин – отрицали традиционный художественно-образный подход к формообразованию. А. Веснин, к примеру, утверждал, что «вещи, создаваемые современными художниками, должны быть чистыми конструкциями без балласта изобразительности». В 1924 г. вышла в свет книга М. Гинзбурга «Стиль и эпоха» – манифест советского конструктивизма. Конструктивистский стандарт входил в противоречие с принципом антропоморфизма, положенным в основу европейской культуры. Человек больше не был «мерой всех вещей».

Рококо

Рококо

Рококо часто считают поздней стадией барокко. Но как по используемым внешним формам, так и по своему внутреннему настроению, этот стиль очень отличается от шумного и грандиозного барокко. Рококо часто упрекают в бездумности и легковесности, но за этими внешними впечатлениями скрываются высшая утонченность, блестящий художественный вкус и совершенство формы. Рококо – первый безордерный стиль, игривый и изящный, считающийся несерьезным и легкомысленным, ставший, тем не менее очень популярным и оказавший огромное влияние на развитие всех видов искусства, особенно декоративного. Это первый в истории архитектуры и дизайна помещений «уютный и беззаботный стиль». Рококо часто упрекают в бездумности и легковесности, но за этими внешними впечатлениями скрываются высшая утонченность, блестящий художественный вкус и совершенство формы.

Ренессанс

Ренессанс

Ренессанс или возрождение классических форм в искусстве и литературе стали результатом сознательного интеллектуального порыва, начавшегося в Италии еще в XIV веке. Но только в XV веке этот порыв перерос в настоящее массовое течение — стиль, влияние которого ощущалось повсеместно. В основе культуры Возрождения лежит философия гуманизма, утверждающая красоту и достоинство человека, силу его разума и воли, его неисчерпаемые творческие возможности. Возрождение интереса к античному наследию и возврат к античным формам в искусстве — ордерным формам в архитектуре, реалистической манере в живописи с освоением линейной и световой перспективы, круглой реалистической скульптуре и скульптурному рельефу, основанным на изучении пропорций человеческого тела и пластической анатомии. Античное наследие по-новому было понято, прежде всего, в Италии, где руины древнеримских памятников буквально валялись под ногами.

Органическая архитектура

Органическая архитектура

Органическая архитектура направление в архитектуре XX в., которое было впервые сформулировано в 1890-х г.г. американским архитектором Луисом  Генри Салливеном, который обозначал им соответствие функции и формы. «Органичная архитектура – это архитектура, в которой идеалом является целостность в философском смысле, где целое так относится к части, как часть к целому, и где природа материалов, природа назначения, природа всего осуществляемого становится ясной, выступает как необходимость. Из этой природы следует, какой характер в данных конкретных условиях может придать зданию подлинный художник». «Нужно избавляться от усложнений в конструкциях и использовать преимущества заводского производства, исключать, по мере возможности, работы на строительной площадке, которые всегда дороги; нужно укрупнять и упрощать устройства инженерного оборудования отопления, освещения, сантехники».

Бионическая архитектура. Бионический Hi-tech

Бионическая архитектура. Бионический Hi-tech

В мировой архитектурной практике за прошедшие 40 лет использование закономерностей формообразования живой природы приобрело новое качество и получило название архитектурно-бионического процесса и стало одним из направлений архитектуры хай-тека. Архитектурно-бионическая практика породила новые, необычные архитектурные формы, целесообразные в функционально-утилитарном отношении и оригинальные по своим эстетическим качествам. Это не могло не вызвать к ним интереса со стороны архитекторов и инженеров. Архитектурная бионика сходна с технической бионикой; однако, она настолько специфична, что образует самостоятельную отрасль и решает не только технические, но главным образом архитектурные проблемы. От функций к форме и к закономерностям формообразования – таков основной путь архитектурной бионики.

Хай-тэк. Hi-tech

Хай-тэк. Hi-tech

high technology, high tech, hi-tech – читается, что отличительной чертой архитектуры hi-tech является идеализация и романтизация передовой технологии. Согласно формулировке Ф. Ньюби, хай-тек – это эстетизация технологии, больше обязанная наперед заданному архитектурному представлению о ней, чем ее инженерной рационализации. Хотя в рамках хай-тека архитектор тесно сотрудничает с инженером, это направление, фактически лежит вне инженерной традиции как таковой и имеет прежде всего дело с экспериментами в области технологической образности. Однако на пороге нового тысячелетия архитектура хай-тека решает достаточно прагматичные задачи, связанные е проблемами объединения энергии и ресурсов, экологической ситуации и современными функциональным и требованиями к архитектуре. hi-tech – это не столько форма, сколько содержание. Современный хай-тек как синтез архитектуры и науки.

Романский стиль

Романский стиль

Главные объекты архитектуры и строительства, которым архитектурная практика Европы обязана романскому стилю – крепость феодала, монастырский комплекс, базиликальная церковь и город-крепость. Объектом для подражания становится архитектура Древнего Рима, но существенно изменённая (по причине фортификационного назначения). Огромное влияние на формирование нового стиля жизни оказал приход с востока тюркских, германских и северо-иранских племён (готы, гунны, аланы). Все эти племена вели исключительно военный образ жизни по законам военной демократии, то создавая временные союзы друг с другом, то выступая в роли федератов на стороне жителей Старой Европы (т.е. остатков Римской Империи). Крепостью стал и дом феодала, и христианский храм.

Модерн

Модерн

Главным содержанием периода Модерна стало стремление к синтезу различных источников, методов, стилей, форм и приёмов. В сравнении с предыдущим периодом эклектики чаще применялся принцип формовычитания, а не формосложения, обеспечивающий целостность внешних и внутренних, декоративных и конструктивных элементов композиции. Стремление к такой целостности и есть главное качество искусства Модерна. Термин «модерн» следует отличать от общего смысла слова «современный» и от понятия «современное искусство», а также от модернизма. В период Модерна не было создано единого исторического художественного стиля, обладающего необходимой целостностью формальных признаков. Поэтому под словом «модерн» следует понимать прежде всего конкретный исторический период, включающий различные течения, школы и стили, связанные общими идеологическими устремлениями.

Модернизм

Модернизм

Широкие просторы для архитектуры в стиле модернизма открылись в результате последствий Второй Мировой войны. Многие европейские города были разрушены. Намечался мир новой формации. Появилась принципиальная возможность проектировать целые кварталы без особой привязки к «старому» архитектурному ансамблю городов. Самые большие по площади застройки в стиле модернизма произошли в городах с самыми большими разрушениями – Берлин и Гавр. На этих гигантских строительных площадках работали большие интернациональные коллективы знаменитых архитекторов-модернистов – Ханс Шарун, Вальтер Гропиус, Ле Корбюзье, Алвар Аалто, Оскар Нимейер, Пьер Луиджи Нерви , Марсель Брейер, Огюст Перре, Бернар Зерфюсс и многие другие. Выражение «Модернизм в архитектуре» употребляется часто как синоним термина «современная архитектура», но последний термин все-таки шире.

Экспрессионизм

Экспрессионизм

Экспрессионизм в архитектуре представляет собой ветвь общего экспрессионистического направления в искусстве, объединившего литературу (Ф. Кафка), музыку (А. Скрябин, А. Шёнберг, Г. Малер), кино (Р. Вине, Р. Райнер), изобразительные искусства (В. Кандинский, К. Кольвиц, П. Клее). После всемирного успеха фильма Р. Вине «Кабинет доктора Калигари» (1920 г.) это направление в искусстве сценографии удостоилось термина «калигаризм». Центром возникновения архитектуры экспрессионизма в 1920-х годов становится Германия, а её ведущими мастерами – Эрик Мендельсон (1887-1953), Г. Шарун (1893-1972), Г. Пёльциг (1969-1926), Г. Хёринг (1882-1958). Символом экспрессионизма в архитектуре стало построенное Эриком Мендельсоном в 1921 году здание астрофизической лаборатории в Потсдаме, более известное под названием «Башня Энштейна».

Структурализм

Структурализм

Сущность структурализма заключается в компоновке образа сооружения на базе эстетизации конструктивно или функционально обусловленной формы. Структурализм – художественное явление, проявившееся преимущественно в архитектуре, менее строго детерминированное, чем функционализм или экспрессионизм. Структурализм, сформировавшийся в 1950-1960-е гг. и базирующийся на эстетизации конструктивной формы, занимает в зодчестве ХХ в. промежуточное положение между конструктивизмом 20-х и хай-теком 80-90-х годов. Направление структурализма, в котором гармонизация внешнего облика сооружения связана с пластическим выявлением его функциональной структуры, в искусствоведческой литературе чаще всего связывают с творчеством американских архитекторов Луиса Кана и Поля Рудольфа.

Функционализм

Функционализм

В эстетике первой половины и середины ХХ века функционализм наравне с модернизмом занимал ведущее положение. Естественность и практичность- девиз движения функционализма. Функционализм оказал огромное влияние на дальнейшее развитие современной архитектуры как синтеза искусства и техники. Согласно этой концепции, здания, инфраструктура и предметы должны создаваться как единая среда, строго соответствующая бытовым и производственным условиям жизни человека и совместно формируемая инженерами и художниками в соответствии с социальными, техническими и эстетическими требованиями. Все элементы этой среды должны быть эстетически полноценными по своей сути, а не за счет украшательства. Функционализм, воплощенный в «Баухаусе», стал самым значительным направлением западной архитектуры в 1920-е годы.

Рационализм

Рационализм

Рационализм в архитектуре – совокупность архитектурных направлений 1-й половины XX века, программно осваивавших достижения современной науки и техники. В широком смысле рационализм иногда отождествляют с понятием «современная архитектура». Рационализм выдвинул требование единства архитектурной формы, конструкции и функционально обусловленной пространственной структуры. Рационализм (от лат. rationalis – разумный, ratio – разум) стремился выработать новые архитектурные методы, отвечающие современным общественным потребностям, эстетическим запросам и уровню промышленно-технического развития. Рационалистами называли себя архитекторы объединения АСНОВА (Николай Александрович Ладовский), выдвигавшие на первый план психо-физиологические особенности восприятия архитектурной формы и стремившиеся найти рациональные начала в образцом аспекте архитектуры.

Английская готика

Английская готика

Английская готическая школа создалась под влиянием территориальных приобретений, присоединения к Англии нормандских и анжуйских провинций; она сохранила следы этого происхождения из двух источников. Развитие Английской Готики как стиля подразделяется на три основных этапа: ранняя английская готика (1170-1300 гг.; «ланцетовидный стиль» – «Lanceolate style») Собор в г. Дарем; «декоративный», или «украшенный стиль» – Decorated Style (1272-1349 гг.) Собор в Солсбери, неф собора Вестминстерского аббатства, Собор Св. Павла, Лондон, Собор в Уэллсе; «перпендикулярный», или «вертикальный стиль» (1350-1539 гг.) – поздняя английская готика. Королевский колледж, Кембридж. Термин «английская готика» условен, поскольку понятие «Англия» входит в употребление только с XVI в. Английская готика в целом отличается от французской или германской большим рационализмом, простотой, тектоничностъю.

Большой стиль. Стиль короля Людовика XIV

Большой стиль. Стиль короля Людовика XIV

Большой стиль – (франц. «Grand maniere», Le style Louis Quatorze) – художественный стиль одного из самых ярких периодов в истории Франции, «золотого века» французского искусства второй половины XVII столетия. Классицизм как художественное направление оформился во Франции и с тех пор не Рим, а Париж стал диктовать моду в искусстве. Своим образным строем «Большой стиль» выражал идеи торжества сильной, абсолютной королевской власти (Людовик XIV.), национального единства, богатства и процветания, отсюда его эпитет «Le Grand». Наиболее распространенные, часто повторяющиеся в мемуарах и эстетических трактатах того времени слова: великий, величие, роскошный, праздничный... Эстетические идеалы Большого стиля. Основные принципы стиля. Проявление «Большого стиля» в декоре.

Древний Египет. Архитектура и искусство

Древний Египет. Архитектура и искусство

Архитектура Древнего Египта – самый древний из дошедших до нас примеров созданной человеком монументальной архитектуры. Искусство Древнего Египта столь оригинально и значительно – оно пережило древнеегипетское государство, – что в наименовании «древнеегипетское искусство» без ущерба для смысла возможно опустить частицу «древне-». Египетскому искусству чужда суетливость и мелочность. То, что обычно принимают за каноничность, на самом деле – спокойная уверенность в близости Вечности. Европейцу, воспитанному на классике античного искусства, довольно сложно назвать стиль даже самых прекрасных произведений египетского искусства стилем Классицизма. Это справедливо, хотя «египетский стиль» имел плодотворное развитие в искусстве европейских стран в XIX и XX столетиях. Для характеристики египетского искусства чаще используют слова: канон, архетип, условность.

Венский модерн

Венский модерн

Венский модерн – стилистическое течение в искусстве Австрии периода Модерна конца XIX – начала XX вв. Название возникло оттого, что в тот период искусство Вены, как и другого центра искусства – Мюнхена, воплощало в наилучшей форме самые передовые художественные идеи Юго-Восточной Европы. В 1898 г. в знак протеста против академической рутины основано венское отделение общества «Сецессион». В следующем году к нему примкнул О. Вагнер. «Стиль практической полезности» (нем. Nutzstil), разработанный Вагнером и его учениками, сочетал простые геометрические формы с минимумом декора. Этот стиль отличался от извилистых линий «удара бича», придуманных А. Ван де Велде и В. Орта в Брюсселе и X. Обристом в Париже. Венские художники дали миру свой региональный вариант искусства Модерна, мало похожий на стилистику французско-бельгийского Ар Нуво.

Неоэкспрессионизм

Неоэкспрессионизм

Самым знаменитым произведением неоэкспрессионизма становится капелла в г. Роншане (Франция), построенная в 1950-55 гг. по проекту Ле Корбюзье. Её композиция навеяна образами первых молитвенных домов (шатров) ранних христиан. В профессиональном отношении наиболее интересны объекты, в которых применены новые выразительные средства, полученные за счёт использования и выявления эстетического потенциала, присущего новым конструкциям. Здесь встречаются два подхода. Первый – своеобразный по терминологии проф. Курта Зигеля «конструктивистский формализм»; второй – тектоническая трактовка новой конструктивной формы. Наиболее яркий и знаменитый пример первого подхода – Оперный театр в Сиднее (архитектор Й. Утсон).

Метаболизм

Метаболизм

Метаболизм – (франц. metabolisme от греч. metabole – перемена) – течение в архитектуре середины XX в. , пришедшее на смену функционализму интернационального стиля 1930-1940-х гг. Метаболисты воспринимали город как живой организм со всеми свойственными организму процессами – отсюда и экзотическое название движения. Они делили город на постоянные и временные элементы – кости, кровеносные сосуды и живые клетки, которые меняются с течением времени. Лучшим произведением метаболизма признана первая же постройка Кисё Курокавы Nakagin Capsule Tower в Токио, включенная в список всемирного архитектурного наследия DOCOMOMO International. В 90-е годы Курокава стал одним из ведущих мастеров японского хай-тека.

Китай. Традиционная архитектура и искусство

Китай. Традиционная архитектура и искусство

Восприятие космоса в традиционной китайской культуре столь значительно и всеобъемлюще, что это не могло не отразиться на формировании архитектуры и искусств. Традиционный китайский город в точности повторяет структуру космогонической структуры мироздания. Космогоническую карту Китая символизируют «Пять Дворцов» в которых правят Пять Драконов. Четыре из них символизируют стороны света. Пятый – Дворец Жёлтого Дракона – Божественного Императора Хуан-Ди – божество центра. Особенности Китайской архитектуры. Архитектурные особенности китайского дома. Градостроительство Пекина в феодальное время. Планировка улиц. «Запретный город». Дворцовый ансамбль Гугун. Площадь Тяньаньмынь. Архитектурные стили летних дворцов. Городская стена – неотъемлемая часть китайского градостроительства. Великая китайская стена. Различие двух стилей китайской архитектуры.

Брутализм

Брутализм

Брутализм или необрутализм (от англ. brutal – грубый) – течение в современной архитектуре, основанное на обнажении конструктивной схемы сооружений, выявлении архитектоники масс зданий с ярким акцентом на структуру конструктивного строительного материала. Программным для направления является отказ от декоративных приемов, скрывающих естественную фактуру конструктивных материалов: стали, железобетона, кирпича, стекла. Формы подобной архитектуры подчёркнуто грубы, но вместе с тем совершенны в своей откровенности. Для стиля характерны прямолинейные формы и откровенные (грубые) конструктивные решения. Исключая декорирование и отделку, данный метод позволяет выявить подлинные свойства материалов в самом их естественном состоянии. При этом архитектоника сооружения напрямую зависит от используемого материала.

Футуризм

Футуризм

Футуризм (от лат. futurum - будущее) – Авангардистское течение в европейском искусстве 1910-20-х гг. XX в.Современная архитектура основывается на известных законах физики. Некоторые из этих законов опровергаются, в других случаях находятся новые концептуальные проектировочные решения, которые уже сейчас могут помочь визуализировать архитектуру будущего. Но в любом случае, футуризм в архитектуре – это фантастика, причём весьма научная. Идеальным местом для воплощения идей футуристов является пространство, где не действуют земные физические и этические законы. То место, где качество сознания изменено и приоритеты между жизнью человека и машины не могут быть расставлены чётко. Лучшей визуализацией этих проектов стали фантастические фильмы, «Звёздные Войны» и «Бегущий по лезвию» – типичный пример архитектуры футуризма.

Ар Нуво - L'Art Nouveau

Ар Нуво - L'Art Nouveau

Ар Нуво – (франц. L'Art Nouveau - Новое искусство) – французское название искусства периода Модерна рубежа XIX-XX веков. Правильнее относить этот термин не в целом к искусству Модерна, включающему различные течения и стили, а лишь к одному из них - «флореальному», или декоративно-орнаментальному, течению и стилю, зародившемуся в Бельгии и Франции. Впервые этот термин появился в 1881 г. на страницах журнала «Современное искусство» («L'Art Moderne»), основанного в Брюсселе О. Маусом и Э. Пикаром. В 1895 г. X. Обрист показал гобелен с изображением петлеобразно изогнутого стебля цикламена – линии, удачно названной критиками «ударом бича». Именно эта линия стала впоследствии «визитной карточкой» «стиля модерн» в Европе. Архитекторы «нового стиля» придавали флореальным формам более сложное значение, выходящее за рамки простой стилизации растений.

Страницы