Генеральный план реконструкции Свердловска. 1936-1940 гг.
Для периода второй и третьей пятилеток характерным примером реконструкции сложившихся промышленных городов может служить Свердловск, в прошлом Екатеринбург, возникший в начале XVIII в. как центр горнозаводской промышленности Урала, Как все промышленные города того времени, он получил регулярную планировку. В конце первой пятилетки в Свердловске начинается строительство новых крупных промышленных предприятий и прежде всего огромного завода тяжелого машиностроения (Уралмаш). Генерального плана, который учел бы воздействие новых мощных градообразующих факторов, город еще не имел, поэтому отвод новых промышленных территорий производился на основе предварительных эскизных соображений. Так возникли промышленные территории на севере, юге, западе Свердловска со своими жилыми районами.
Регулярный план города определяли две магистрали: проспект Ленина, протянувшийся на 4 км с запада на восток от медицинского городка к новому комплексу Уральского индустриального института (Г. Вольфензон), и проспект Луначарского, прошедший с юга на север в сторону новой промышленной зоны. Эти две магистрали подобно осям координат четко фиксировали структуру города. В 1936 г. работу над его генпланом возглавил С. Домбровский, который, сохраняя сложившуюся планировочную структуру, сосредоточил внимание на разработке планировочного соединения старой части города с новыми промышленными районами.
Свердловск. Схема генерального плана города, 1936 г. С. Домбровский и др. |
Свердловск.Застройка 30-х годов. Жилой комплекс Городок чекистов, 1931 г. И. Антонов, В. Соколов, А. Тумбасов. Макет комплекса |
Геометрическая структура старого плана оживлялась живописной долиной реки Исеть и обширным водохранилищем, созданным еще в XIX в. в центре города для нужд тогдашних промышленных предприятий. Именно здесь было заложено пространственное ядро городского центра. Большое внимание было уделено благоустройству, в частности , сооружению монументальной гранитной набережной по берегам водохранилища с красивыми сходами и чугунными ограждениями. Это сразу превратило водохранилище в архитектурно значимый элемент городской структуры. В связи с тем, что новые промышленные районы уже имели свои центры в виде предзаводских площадей, особой задачей стало соединение этих площадей с общегородским центром.
В 1936—1940 гг. параллельно с работой над генеральным планом Свердловска осуществлялось крупное строительство жилых и общественных зданий. Интенсивно застраивался центральный проспект Ленина. Здесь возводились большие жилые дома, было сооружено здание обкома и облисполкома. Возник обширный ансамбль Городка чекистов, была построена гостиница «Большой Урал» и т. д. Широкие проспекты, их озеленение, возведение больших общественных зданий и целых ансамблей сообщили городу крупный масштаб и облик подлинной промышленной столицы Урала.
Конечно, одновременность работы над генеральным планом и над проектами текущего строительства не могла не привести к ряду градостроительных потерь. Уже само размещение промышленных предприятий на свободных территориях, часто удаленных от города, и рассредоточение жилой застройки затрудняли построение компактного города, решение транспортных задач, объединение инженерных сетей, обслуживающих промышленные районы.
Подобные градостроительные потери были типичным явлением данного периода, когда отвод территорий для промышленных предприятий и жилой застройки осуществлялся раньше, чем появлялся утвержденный генеральный план. Возникали отдельные промышленные сателлиты, располагавшиеся в отрыве от города со своими жилыми поселками. Проектировщикам приходилось считаться с подобными обстоятельствами и вносить по ходу дела коррективы в генеральные планы. Опять-таки возникали многие неувязки и просчеты.
Добавить комментарий