СИСТЕМА ИЗМЕРЕНИЙ. ЧЕЛОВЕК — МЕРА ВСЕХ ВЕЩЕЙ

Для удовлетворения своих потребностей человек изготовляет себе вещи. Чтобы служить человеку, они должны быть ему соразмерны. В древние времена части человеческого тела служили естественной основой всех единиц измерения. Даже сегодня, чтобы наиболее ясно представить себе размеры того или иного предмета, мы говорим, что он во столько-то раз больше человеческого роста, что его длина равна стольким-то локтям, что он на столько-то футов (фут-стопа) шире или на столько-то голов выше.

Введение метрической системы мер положило конец этим методам измерения. Поэтому мы должны попытаться составить себе насколько возможно подробное и точное представление также и об этом новом масштабе. Именно так поступают архитекторы, обмеряя помещение собственного жилища, чтобы яснее представить себе размеры проектируемых ими зданий. Каждый изучающий архитектуру должен прежде всего научиться правильно оценивать размеры помещений и их обстановки с тем, чтобы при изображении и назначении размеров любого предмета, помещения или здания зрительно представлять их истинную величину. Правильное понятие об истинных размерах предмета, будь то в натуре или на рисунке, мы получаем только тогда, когда рядом с ним видим человека. Для нашего времени характерно, что на иллюстрациях в специальных журналах здания и помещения чаще всего изображаются без людей, и это обычно дает неправильное представление о действительных размерах зданий, которые в натуре значительно меньше, чем выглядят на бумаге. В этом я вижу основную причину нередкого в наше время отсутствия соразмерности между зданиями, поскольку авторы проектируют их, пользуясь различными случайными масштабами, забывая о том, что единственно правильная мера всех масштабов— человек.

Проектировщику необходимо знать, откуда возникли применяемые им основные размерности. Он должен знать, каковы соотношения отдельных частей тела нормального физически развитого человека и какое пространство ему необходимо при различных положениях и в движении.

Он должен знать размеры предметов домашнего обихода, одежды и других, окружающих его предметов, чтобы правильно назначать размеры необходимых для них хранилищ, емкостей и мебели. Он должен знать величину свободных проходов между мебелью в кухне, столовой, библиотеке и т.п., чтобы обеспечить удобные условия домашней работы и жизни без излишнего увеличения объема помещений.

Он должен знать, как целесообразно расставить мебель, чтобы обеспечить человеку наиболее удобные условия труда и отдыха.

Наконец, он должен знать наименьшие размеры средств транспорта, которыми человек пользуется ежедневно: железнодорожных и трамвайных вагонов, автомобилей и т.п., имея ясное представление о типичных для них минимальных величинах, он часто бессознательно использует их при назначении размеров других помещений.
Но человек-это не просто физическое тело, занимающее определенное пространство. Не менее важна забота о его физическом и психологическом комфорте, так как планировка помещений, их окраска, освещение, меблировка и оборудование оказывают на человека значительное влияние.

Исходя из этих соображений и наблюдений, я еще с 1926 г. начал собирать соответствующие материалы из своей многосторонней строительной практики и педагогической деятельности. На этой основе и разработано предлагаемое справочное пособие, где человек принят за исходную меру всех вещей и за основной масштаб для разработки проектов зданий и их элементов. Многие из рассмотренных в книге принципиальных вопросов впервые исследуются и разрабатываются во взаимосвязи между собой.

В книге широко представлены новейшие достижения современной строительной техники, а также действующие в ФРГ нормы и стандарты. Текст ограничивается изложением лишь наиболее существенных данных: он подробно поясняется, а иногда и вообще заменяется наглядными  иллюстрациями.

Таким образом, проектировщик найдет здесь в кратком изложении и в определенной последовательности все основные сведения и нормативы, необходимые для работы.

Главное внимание уделено изложению окончательных выводов, основных положений и относящихся к ним сведений. Примеры осуществленных проектов приводятся только в качестве необходимых иллюстраций к основному содержанию книги.

Закон пропорций человеческого тела по Леонардо да Винчи

Закон пропорции человеческого тела по Леонардо да Винчи

Если не считать обязательных для каждого проекта нормативных данных, задания на проектирование всегда отличаются друг от друга и архитектору в каждом случае приходится изучать новые стороны вопроса и искать новые творческие решения. Такой путь является единственно жизненным и полностью отвечает духу времени.

Примеры осуществленных проектных решений могут толкнуть проектировщика на легкий путь их копирования. В лучшем случае они создают определенные представления, от которых при решении новых задач бывает очень трудно отказаться. Если же вооружить архитектора только исходными данными и нормами по основным вопросам, то он полностью направит свои творческие усилия на разработку самостоятельного проектного замысла, в котором отдельные частные вопросы получат свое комплексное разрешение.

В заключение замечу, что каждый раздел книги представляет собой систематизированный свод необходимых данных по вопросам строительного проектирования, проверенных на опыте наиболее удачных современных построек либо на моделях. Основная цель настоящего труда - избавить проектировщика от самостоятельных поисков и сбора этих данных, предоставить ему больше времени для разработки его основной творческой задачи.

Эрнст Нойферт. «Строительное проектирование» / Ernst Neufert "BAUENTWURFSLEHRE"

Добавить комментарий

CAPTCHA
Подтвердите, что вы не спамер (Комментарий появится на сайте после проверки модератором)