ЛЫЖНЫЕ ТРАМПЛИНЫ
Исходные данные для разработки проектов лыжных трамплинов. Буквенные обозначения отдельных элементов и параметров лыжного трамплина. Размеры частей и уклоны малых трамплинов. Размеры частей и уклоны больших трамплинов. Нормативные параметры для важнейших частей лыжного трамплина.
1. Исходные данные для разработки проектов лыжных трамплинов. Разрез и план. |
Буквенные обозначения отдельных элементов и параметров лыжного трамплина:
P | нормативная точка приземления |
TP | табличная точка приземления |
K | критическая точка (конец успокоительного участка дорожки приземления и начало криволинейного вогнутого участка выезда) |
B | конец выпуклого участка дорожки приземления |
M | страховочный участок дорожки приземления (расстояние от P до K) |
M1 | расстояние от Р до В |
L | расстояние от переднего края уступа трамплина до Р |
L1 | расстояние от переднего края уступа трамплина до K |
H | проекция L на вертикальную плоскость |
N | проекция L на горизонтальную плоскость |
H : N | соотношение вертикальной и горизонтальной проекций |
a | уклон прыжкового стола трамплина |
b | уклон дорожки приземления от нормативной точки приземления Р до критической точки K |
c | уклон горы разгона |
R1 | радиус вогнутой кривой на участке от горы разгона до начала прыжкового стола трамплина |
R2 | радиус вогнутой кривой до дорожки приземления до дорожки выезда |
R3 | радиус выпуклой кривой от прыжкового стола трамплина до дорожки приземления |
T | длина прыжкового стола трамплина |
U | часть дорожки разгона, на которой скорость спуска лыжника более не возрастает |
E | часть дорожки разгона, на которой скорость спуска лыжника возрастает |
F | общая длина разгона (F — U + Е + Т) |
A | длина дорожки выезда |
Vo | скорость спуска лыжника на прыжковом столе трамплина |
D | расстояние по горизонтали от уступа прыжкового стола трамплина донижней грани судейской вышки |
O | расстояние от продольной оси дорожки приземления до передней грани судейской вышки (см. план) |
Размеры частей и уклоны малых трамплинов:
E | L | ||||||||||||
с | с | с | 8 - 10 ° | 7 - 9 ° | 6 – 8 ° | ← a | |||||||
30° | 35° | 40° | U | T | VoH/N = 0,5 | 0,48 | 0,46 | 0,44 | 0,42 | 0,4 | 0,38 | B ↓ | |
26 | 23 | 21 | 4,5 | 3,3 | 15 | 20 | 19,5 | 19 | 18,5 | 18 | 17,5 | 17 | 30 – 34 ° |
32 | 28 | 25 | 5,1 | 3,5 | 16 | 25,5 | 24,8 | 24 | 23,3 | 22,5 | 21,8 | 21 | 30 – 35 ° |
39 | 32 | 28 | 5,8 | 3,7 | 17 | 31 | 30 | 29 | 28 | 27 | 26 | 25 | 33 – 36 ° |
46 | 37 | 32 | 6,5 | 4 | 18 | 36,5 | 35,3 | 34 | 32,8 | 31,5 | 30,3 | 29 | 33 – 36 ° |
52 | 43 | 37 | 7,2 | 4,2 | 19 | 42 | 40,5 | 39 | 37,5 | 36 | 34,5 | 33 | 34 – 37 ° |
59 | 49 | 42 | 8 | 4,4 | 20 | 47,5 | 45,8 | 44 | 42,3 | 40,5 | 38/8 | 37 | 34 – 37 ° |
Размеры частей и уклоны больших трамплинов:
E | L | ||||||||||
с | с | с | 9 - 12 ° | 8 – 10 ° | ← a | ||||||
30° | 35° | 40° | U | T | VoH/N = 0,56 | 0,54 | 0,52 | 0,5 | 0,48 | B ↓ | |
62 | 52 | 44 | 8,8 | 4,6 | 21 | 53 | 51 | 35 – 37° | |||
71 | 58 | 49 | 9,7 | 4,8 | 22 | 65,3 | 63 | 60,8 | 58,5 | 56,2 | |
80 | 65 | 54 | 10,6 | 5,1 | 23 | 71,5 | 69 | 66,5 | 64 | 61,5 | 36 – 38° |
89 | 72 | 60 | 11,4 | 5,3 | 24 | 77,7 | 75 | 72,2 | 69,5 | 66,7 | |
99 | 80 | 67 | 12,5 | 5,5 | 25 | 84 | 81 | 78 | 75 | 72 | 37 – 39° |
111 | 90 | 74 | 14 | 5,7 | 26 | 90,2 | 87 | 83,7 | 80,5 | 77,2 | |
124 | 100 | 81 | 15 | 5,9 | 27 | 96,3 | 93 | 89,5 | 86 | 82,5 | 38 – 40° |
137 | 110<;/td> | 88 | 16 | 6,2 | 28 | 91,5 | 87,7 |
Нормативные параметры для важнейших частей лыжного трамплина H : N = от 0,48 до 0,56.
Нормативная точка приземления трамплина определяется из уравнения Р = L1 — М, причем нормативные значения М следующие:
М = от 0,5 до 0,8 Vo для трамплинов с Р до 70 м;
М = от 0,7 до 1,1 Vo для трамплинов с Р до 90 м;
М = от 0 до 0,2 Vo;
Rl = от 0,12 V2o до 0,12 V2o + 8м;
R2 = от 0,14 V2o до 0,14 V2o + 20 м;
R3 — выбирается тот профиль дорожки приземления, который в наибольшей мере соответствует кривой полета:
T = 0,22 Vo;
U = 0,02 V2o;
A = от 4 до 5 Vo при горизонтальной площадке выезда;
D = от 0,5 до 0,7 х L1, считая до нижней грани судейской вышки;
Q = от 0,25 до 0,5 х L1.
Пример. В соответствии с характером отведённой территории для L1 и H/N заданы следующие значения: H/N = 0,54; с = 35°; L = 87 м. По таблице находим: L = 87 и в графе левее L — V0 = 26; в той же строке под графой с = 35° имеем: Е = 90 м, U = 14 и T= 5,7; F = E + U + Т= 90+14+ 5,7 = 109,7 м.
Лыжный трамплин, размеры которого несколько отличаются от приведенных выше, может быть признан пригодным для проведения соревнований Международной федерации лыжного спорта. Для этой цели строители трамплина должны представить в письменной форме детальные обоснования.
Расстояние ограждения самой нижней судейской кабины от проведенной через уступ трамплина горизонтали d составляет от D х tg 16° до D х tg20°. Кабины должны располагаться ступенчато по наклонной линии от уступа прыжкового стола до концевой точки d. Площадки отдельных кабин находятся на 1 —1,20 м ниже поручней ограждения. В плане судейская вышка должна быть расположена под углом 7 —10° к продольной оси трамплина, с тем чтобы судьям были хорошо видны весь ход полета и приземление соревнующихся.
На горе разгона в пределах 1/5 её длины должно быть равномерно размещено возможно большее число стартовых площадок, расстояние которых друг от друга по вертикали должно быть порядка 1 м. Местонахождение самой нижней стартовой площадки определяется разностью Е — Е/5.
Минимальная ширина дорожки приземления в точке К должна быть равна L1/7 + 4м.
Примечания. Все уклоны даны в градусах. Если переходные участки трамплина
должны быть параболическими, то радиусы K1 и R2 должны соответствовать минимальной кривизне параболы.
При наличии естественной горы разгона всю основную трассу разгона следует через каждые 2 м замаркировать, чтобы облегчить нахождение точного местоположения стартовых площадок. Уклон прыжкового стола, а также многие точки кривой между стартом и прыжковым столом должны быть по обеим сторонам зафиксированы с помощью стационарных профилирующих конструкций, дающих возможность даже неспециалистам воспроизводить точный и правильный профиль трамплина в зимнее время.
Рекомендуется устанавливать профильные марки по обеим сторонам дорожки приземления вплоть до площадки для остановки; это дает возможность восстанавливать точный профиль снегового покрова особенно при сильных снегопадах. Как правило, лыжные трамплины, предназначенные для прыжков свыше 50 м (L > 50 м), должны строиться с расчетом на скорость Vо не менее 21 м/с. Трамплины для прыжков на расстояние свыше 90 м не требуют утверждения со стороны Международной федерации лыжного спорта.
Лыжные трамплины в Гармиш-Партенкирхене (слева) и в Холменхоллене (справа). 1 – старт; 2 – разгон; 3 – прыжковый стол; 4 – площадка остановки; 5 – трибуны для зрителей; 6 – судейские вышки. |
Эрнст Нойферт. «Строительное проектирование» / Ernst Neufert "BAUENTWURFSLEHRE"
Добавить комментарий