Аннинский период русской архитектуры
Период развития русского искусства в годы правления Анны Иоанновны (1730-1740), племянницы Петра I, дочери Иоанна V Алексеевича и царицы Прасковьи Федоровны. По характеристике историка В. Ключевского, «Это царствование – одна из мрачных страниц нашей истории, и наиболее темное пятно на ней – сама императрица. Рослая и тучная, с лицом более мужским, чем женским, черствая по природе и еще более очерствевшая при раннем вдовстве среди дипломатических козней и придворных приключений в Курляндии, где ею помыкали как русско-прусско-польской игрушкой, она, имея уже тридцать семь лет, привезла в Москву злой и малообразованный ум с ожесточенной жаждой запоздалых удовольствий и грубых развлечений». Петербург в те годы был в запустении.
Еще при жизни Петра Великого люди селились там неохотно. Под страхом казни они возводили требуемые «образцовые» фасады, но внутри дома оставались необжитыми. А со смертью Петра «началось всеобщее бегство из Петербурга». В царствование Петра II двор переехал в Москву. Анна Иоанновна вначале поселилась в подмосковном Измайлове. Но уже с 1730 г. «полетели грозные указы взошедшей на трон государыни, направленные на спасение дядиного «парадиза» и увеселительных дворцов близ него». В 1732 г. с большой помпезностью двор был возвращен в «Северную Пальмиру».
Здание Главного Адмиралтейства, построенное по проекту архитектора А.Захарова в 1805-1817гг. Его центральная башня с золоченым шпилем сохранилась от старого еще петровского Адмиралтейства. Строил Иван Коробков. |
Церковь Св. Симеония и Анны |
Город возрождался, но художественная жизнь столицы все же была отмечена регрессивными тенденциями, своеобразной реакцией на бурную насильственную европеизацию, начатую в петровскую эпоху. Парадокс аннинского периода состоял в том, что возврат к архаичному «византинизму» и показной пиетет к православию сочетались с абсолютным засильем немцев. «Не доверяя русским, Анна поставила на страже своей безопасности кучу иноземцев, навезенных из Митавы и из разных немецких углов. Немцы посыпались в Россию, точно сор из дырявого мешка, облепили двор». Во главе стоял всемогущий курляндский герцог Бирон. По меткому выражению современника «царицыны мартышки и дураки, сказители и толкователи снов завершенно выражали стиль эпохи». Придворным архитектором императрицы Анны Иоанновны в 1730-1732 гг. был Бартоломмео Карло Растрелли Старший, хотя он и занимался более скульптурой. В 1732 г. в этой должности его сменил знаменитый в будущем архитектор Ф. Б. Растрелли Младший, но расцвет его творчества относится к периоду развития русского искусства в царствование Елизаветы Петровны (елизаветинское рококо)
Характерные для аннинского периода архаизирующие черты проявились в исполненной Растрелли Старшим скульптурной группе Анны Иоанновны с арапчонком (1741). Растрелли - автор выдающегося произведения, первого конного памятника в русском искусстве – Петру Великому (1720-1724). Но этот памятник удалось отлить в бронзе Растрелли-сыну и А. Мартелли только в 1747 г., а установлен он лишь в 1800 г., перед Михайловским замком. Прообразами композиции памятника послужили конные статуи Итальянского Возрождения, статуя Людовика XIV работы Ф. Жирардона (1699) и конный памятник курфюрсту Фридриху-Вильхельму II в Берлине, созданный А. Шлютером (1703). Большое влияние при дворе имел немецкий архитектор И. Я. Шумахер, брат советника Академии наук И. Шумахера, известного своими интригами против М. Ломоносова. В 1737 г. Комиссию о Санкт-Петербургском строении возглавил вернувшийся из Италии молодой русский зодчий Петр Еропкин. Именно он разработал трехлучевую систему планировки центра города (Невский проспект, Вознесенский проспект, Гороховая улица), которая сохранилась и поныне. Иван Коробов, один из первых петровских «пенсионеров», обучавшийся строительному делу в Голландии, с 1728 г. возводил новое каменное здание Главного Адмиралтейства. Он в точности следовал замыслу и собственноручному наброску Петра Великого: высокая башня с золоченым «шпицем» и короной с трехмачтовым парусником наверху. От нее Еропкин и провел свои «три луча». В аннинское время работал талантливый русский архитектор Михаил Земцов, ученик первого архитектора Петербурга Д. Трезини. В 1728-1734 гг. на берегу р. Фонтанки он возвел церковь Св. Симеония и Анны, личную церковь Анны Иоанновны. Она выдержана в традициях «петровского барокко», но с характерным возвратом к русским традициям, прежде всего, в ярусном типе колокольни и выявленности объема трапезной.
В Москве строили И. Бланк, И. Мичурин, И. Мордвинов, А. Евлашев, И. Жеребцов. Выдающимся живописцем был Луи Каравакк, в 1716 г. при Петре I прибывший из Марселя. Его творчество, близкое по стилю французскому Рококо, в полную силу развернулось при императрице Анне. Русским учеником этого художника был И. Вишняков. Но «птенцам гнезда петрова» в эти годы приходилось туго. Кабинет-министр А. Волынский пытался противостоять немецкой партии Бирона, но потерпел поражение. В 1740 г. он был арестован и обвинен в государственной измене. Арестованы и вместе с ним казнены его единомышленники инженер А. Хрущев и архитектор П. Еропкин. В Сибирь были сосланы архитектор И. Бланк и живописцы братья Никитины. Показательна и эволюция стиля живописцев портретистов Ивана и Романа Никитиных, посланных в 1717 г. царем Петром учьться в Италию. В годы правления Анны эти художники вернулись к старорусскому парсунному стилю. Творческий спад испытал и петровский «пенсионер», «первый русский живописец» Андрей Матвеев. Иван Вишняков также дополнил стиль Каравакка парсунными элементами, с 1739 г. он возглавлял «живописную команду» Канцелярии от строений в Петербурге.
Власов В.Г.
Добавить комментарий