Латинизирующий стиль

Латинизирующий стиль - условное обобщающее название проявлений западноевропейского, прежде всего католического, искусства, основанного на романских традициях в странах Ближнего и Среднего Востока.

Проявление итальянского (латинского) искусства в странах Центральной и Северной Европы чаще обозначают более широким понятием: итальянизирующий стиль. До начала XX в. определение «латинизирующий стиль» употреблялось с негативным оттенком. Гуманисты эпохи Итальянского Возрождения с презрением отзывались о «латинизирующем стиле» (latinitas) средневековых писателей, использовавших не классическую, а «испорченную» латынь. Экспансия крестоносцев на Восток положила начало длительному противостоянию двух культур: западной – латинской и восточной – византийской. В 1191 г. участники Третьего Крестового похода под командованием английского короля Ричарда Львиное Сердце высадились на о. Кипр. В течение нескольких столетий на этом острове в Восточном Средиземноморье развивалась латинская культура, она мирно сосуществовала с византийской, остававшейся культурой коренного населения. На южном берегу острова об этом времени напоминает рыцарский замок в Колосси (XIII-XV вв. ), резиденция ордена госпитальеров. В северной части Кипра сохранились замки Св. Илариона, Буффавенто (итал. buffo vento – «порывистый ветер») и Кантара (арабск. kantara – мост, свод), названного так по форме горы, на которой ранее находился византийский монастырь Богоматери Кантаротиссы (Девы Марии Кактары). С 1470-х гг. до 1570 г. , когда Кипр захватила Турция, на острове распоряжались венецианцы. Византийская крепость Кирения на северном берегу острова в XIV-XV вв. была значительно перестроена. В начале XIII в. монахи ордена августинцев восточнее основали аббатство – первый католический монастырь на Кипре – Белапайя (искаж. франц. «Abbaye de la paix» – «Аббатство мира»). В руинах монастырского двора сохранились стрельчатые аркады – прекрасный образец готической архитектуры (XIV в. ). На восточном берегу острова на месте античного города Арсиноя в XIII-XV вв. вырос город Фамагуста, крепость и замок, принадлежавший венецианцам (Кастелло). Считается, что именно в этом замке произошла история Отелло и Дездемоны, описанная У. Шекспиром в драме «Отелло, венецианский мавр» (1604) .

Готический собор Св. Николая с незавершенными (или разрушенными?) башнями западного фасада повторяет классическую композицию французской Готики (за исключением минарета, пристроенного позднее турками, превратившими собор в мечеть). Во время Четвертого Крестового похода (1202-1204), осуществлявшегося с помощью венецианского флота, по наущению венецианского дожа Э. Дандоло крестоносцы обрушились на Константинополь и, разгромив столицу восточно-христианской империи, попытались создать на Востоке обширное латинское государство. Венеция в 1211 г. получила о. Крит. На территории бывшей Византийской империи образовалось несколько царств: Никейское, Эпирское, Македонское с центром в Салониках (1205-1224). В Палестине еще ранее, в 1099-1187 гг. , существовало Иерусалимское королевство. В Центральной Сирии сохранились рыцарские замки, возведенные крестоносцами для охраны границ Триполитанского королевства. Один из самых известных – Крак де Шевалье (франц. Crac des Chevaliers – «Замок рыцарей»). С XII в. он был резиденцией рыцарей ордена иоаннитов, или госпитальеров, в 1271 г. захвачен арабами. Сохранились коридоры и залы с готическими нервюрными сводами и замечательной каменной резьбой. В Тортозе (совр. Тартус), на побережье Средиземного моря, находится собор Нотр-Дам с четырьмя башнями и тремя нефами с крестчатыми сводами. В XIII в. венецианцы и генуэзцы закрепились в Греции и на островах Эгейского моря. На Пелопоннесе образовалось латинское государство Морея. В XV в. флорентийцы владели многими землями в Аттике, в самих Афинах. Примечательно равнодушие, с которым они относились к античным памятникам. Формировалась иная культура – особенное смешение языков, этнических и художественных традиций греков, латинян, венецианцев, славян. Завоеватели строили на франкский манер замки и крепости. На иконах появлялись изображения донаторов и готической архитектуры. Стала заметной объемная моделировка фигур и ликов, светотень. Эти тенденции имели важное значение для возникновения нового искусства эпохи Возрождения. Только в 1261 г. никейский император Михаил VIII Палеолог с помощью генуэзского флота овладел Константинополем, изгнал из города латинян и возродил Византийскую империю. Латинизирующий стиль распространялся в искусстве Балкан, в XVI-XVII вв. – в Польше, Западной Украине, Белоруссии. Родственными стилистическими течениями являются стиль архитектуры иезуитов в Прибалтике, польский сарматский портрет, украинское барокко и фряжский стиль в искусстве Руси XVII в. Его элементы заметны в работах мастеров строгановской школы, ярославской школы архитектуры, иконописи и фрески. Достижения итальянского искусства были привнесены в строительство Московского Кремля после приглашения в Москву в 1474 г. Аристотеля Фьораванти из Болоньи.

Власов В.Г.

Замок св. Иллариона
Замок св. Иллариона
Замок Кантара
Замок Кантара
Замок Крак де Шевалье (франц. Crac des Chevaliers – «Замок рыцарей»)
Замок Крак де Шевалье (франц. Crac des Chevaliers – «Замок рыцарей»)
Замок Крак де Шевалье (франц. Crac des Chevaliers – «Замок рыцарей»)
Замок Крак де Шевалье (франц. Crac des Chevaliers – «Замок рыцарей»)
Замок Крак де Шевалье (франц. Crac des Chevaliers – «Замок рыцарей»)
Замок Крак де Шевалье (франц. Crac des Chevaliers – «Замок рыцарей»)

Добавить комментарий

CAPTCHA
Подтвердите, что вы не спамер (Комментарий появится на сайте после проверки модератором)