Мавританский стиль
Особняк А.А.Морозова на ул. Воздвиженке в Москве. 1894-1898. Архитектор В.А. Мазырин. |
Мавританский стиль - (от лат. Mauritania – древнеримское название области в Северо-Западной Африке от mauri, греч. mauros – темный) – неостиль в европейском искусстве второй половины XIX в.
В отличие от искусства мавров (чернокожих людей, арабов и берберов, так их называли в средневековье) термин «мавританский стиль», во избежание путаницы, следует относить к эпохе Историзма и неостилей XIX в.
Появление мавританского стиля (правильнее – неомавританского) связано с движением национального романтизма, охватившего страны Европы в период после наполеоновских войн, а его корни можно найти в увлечении экзотикой Египта периода наполеоновского Ампира. Египет с XII в. находился в сфере арабо-мусульманской культуры, поэтому открытие европейцами египетского искусства в начале XIX в. , после Египетского похода Бонапарта 1798-1799 гг. , сопровождалось знакомством с экзотикой арабского Востока. Однако отчетливо мавританский стиль проявился в архитектуре, оформлении интерьеров и мебели только во второй половине XIX в. Он был эклектичным, так как наряду с «мавританскими» включал элементы сирийского, индийского, персидского и даже китайского искусства. После второй Русско-турецкой войны 1877-1878 гг. в русском искусстве усилилось влияние форм искусства мусульманской Турции. Во дворцах и частных особняках периода Историзма престижным считалось оформлять курительные и кофейные комнаты в «восточном вкусе», ванные оформлялись под мавританские серали.
По проекту архитектора А. Брюллова в Зимнем дворце в Петербурге в 1839-1840 гг. была создана ванная комната в «мавританском стиле». Она не сохранилась, но запечатлена на акварели Э. П. Гау в 1870 г. Многие интерьеры получали название «Альгамбра». Этот смешанный стиль, отчасти подготовивший эклектику Ар Деко 1920-х гг. , иногда именовали «стилем сарацинов» (от лат. saraceni – античное прозвание жителей Аравии). Другое название – «стиль мореск» (от франц. moresque – мавританский). В конце XIX в. здания синагог в разных странах также строили в «мавританском стиле».
Альгамбра - (от араб. «аль-хамра» – «красный»), дворцовый комплекс в южной Испании, построен в середине 13 – конце 14 вв. правителями Гранадского эмирата из династии Насридов в Гранаде, на скалистом уступе над долиной р.Дарро - самый знаменитый образец для подражания в мавританском стиле.
В мавританском стиле построен большой доходный дом князя А. Мурузи в Петербурге на углу улицы Пестеля и Литейного проспекта. В Доме Мурузи жили Бродский, Гиппиус и Мережковский. Мода на «стиль морески» сохранялась и в период Модерна 1890-1910-х гг.
Интересным примером мавританского стиля в русской архитектуре этого периода является особняк А. А. Морозова на улице Воздвиженке в Москве. Особняк на Воздвиженке, известный как Дом Дружбы, был сооружен для эксцентричного Арсения Морозова, двоюродного племянника Саввы Морозова.
Это здание называли в Москве «испанским домом» и «испанским замком». И даже в некоторых путеводителях по нашей столице - причем даже недавнего времени - о нем говорилось, что особняк Морозова построен по мотивам «испанской архитектуры XV - XVI веков». Однако это не вполне соответствует действительности. Во время одного из своих путешествий Арсений Абрамович Морозов посетил старинный мавританский город Синтру, в котором находится дворец Паласиу-ди-Пена, построенный в 1885 году и принадлежавший баварскому принцу Фердинанду, мужу португальской королевы Марии II. Дворец поразил его удивительным сочетанием разных стилей — звонницами и минаретами, куполами и стрельчатыми окнами, драконами и фантастическими животными. Очарованный Арсений тут же заказал перестройку своего особняка на Воздвиженке по образу и подобию португальского дворца архитектору Виктору Александровичу Мазырину.
Лучшего исполнителя своего замысла он не мог найти. Архитектор разрабатывает композицию дома как сочетание разных стилей и разновеликих объемов. Богато декорированный фасад украшен двумя причудливыми башенками, между которыми разместился портик. Декор оконных проемов и ограждения кровли были близкой аналогией португальского дворца. Морские раковины, цветы, витые пояски, виноградные листья, диковинные деревья, свисающие гирьки, консольки и башенки сплелись в причудливое сочетание, удовлетворившее и архитектора, и заказчика. Строительство дома началось в 1898 году и было завершено через 2 года. Арсений Морозов стал обладателем самого причудливого особняка в Москве. Аристократическая Москва скептически морщилась. У графа Льва Николаевича Толстого в романе «Воскресение» Нехлюдов, проезжая по Воздвиженке, размышлял о строительстве «глупого ненужного дворца какому-то глупому ненужному человеку». Не менее резко высказалась мать Арсения — Варвара Алексеевна Морозова, когда узнала, что сын сделал с ее подарком — особняком в русском стиле: «Раньше я одна знала, что ты дурак, теперь вся Москва знает». Но для Арсения Абрамовича дом был его мечтой, построенный его архитектором в соответствии с его представлениями о красоте. На все упреки братьев о безвкусии и непрактичности Арсений отвечал: «Мой дом будет вечно стоять, а с вашими картинами еще неизвестно что будет». Его слова оказались пророческими. Более века особняк на Воздвиженке поражает своей необычностью, словно сказочный замок из книжки. Арсений Абрамович Морозов умер в 1908 году в возрасте 35 лет. Поспорив с друзьями на очередной вечеринке, что сможет вытерпеть любую боль, он вышел в кабинет и прострелил себе ногу. Пари он выиграл, но вскоре началось заражение крови, и Морозова не стало. Необычная смерть как бы подчеркнула необычность человека.
Доходный дом князя А.Мурузи. | Особняк А.А.Морозова на ул. Воздвиженке в Москве. 1894-1898. Архитектор В.А. Мазырин. |
Паласиу-ди-Пена, г. Синтра, Португалия | |
Альгамбра |
Добавить комментарий