Том Диксон. Tom Dixon
Том Диксон (Tom Dixon) — от бас-гитариста и сварщика до арт-директора HABITAT и ARTEK
«Однажды меня назвали «позвоночным дизайнером». Это значит, что я проектирую от остова и не интересуюсь поверхностью. Это так. Многие дизайнеры прошли через это».
Работая в начале 80-х можно было бы воспользоваться чужим опытом, но я пребывал в блаженном неведении и старался разработать собственный метод – в силу необходимости и наивного оптимизма.
Том Диксон родился в городе Сфакс (Тунис) в 1959 году и переехал вместе с семьёй в Англию, когда ему было четыре года. Он посещал Школу искусств в Челси (Chelsea Art School), но несчастный случай запер его на три месяца в больнице. Из школы Тома отчислили, и он провёл пару лет, играя на бас-гитаре в диско-группе Funkapolitan., пока другой несчастный случай не лишил его возможности выступать.
Играя в ночных клубах, Том имел массу свободного времени в течение дня, что привело его к новому увлечению – экспериментам с металлоломом, из которого с помощью сварочной машины он создает необычные скульптуры. Технике сварки его обучил друг, причём всего за один урок. Свежеприобретённые навыки он сразу же начал использовать в работе, исследуя декоративные и конструкторские возможности переработанных материалов и промышленных отходов. Диксон работал без эскизов, используя в качестве материалов рельсы, строительную арматуру, внутренние детали автомобиля и кастрюли.
Обе аварии Том Диксон считает поворотными моментами своей жизни:
«… первая авария закончила мое кратковременное обучение в художественной школе… вторая закончила мою карьеру музыканта. Обе были мотоциклетными авариями, обе толкнули меня к новому виду деятельности и дали мне время на осознание моего дальнейшего пути».
«Я был немедленно пленён сваркой… загипнотизирован тонкой полоской расплавленного металла, которую я разглядывал через затемнённые очки. Мгновенная сплавка металлических деталей. Это не имело отношения к серьёзности ремесла или к помпезности дизайна: это была промышленность.
Это полностью соответствовало моей нетерпеливости, позволяя мне создавать, разрушать, приспосабливать и переделывать конструкции моментально.
Лондон в это время был всё ещё полон металлолома, кузова самосвалов были до верха завалены обломками, каждый из которых представлялся мне потенциальной спинкой стула или ножкой стола. Не сдерживаемый материальными проблемами (у меня была ночная работа) или формальным обучением, я делал вещи только ради удовольствия. Лишь когда люди начали покупать это, я понял, что открыл новую форму алхимии. Я превращал кусок металла в золото».
В 1985 году Том Диксон открывает свою мастерскую – Creative Salvage (Творческий Утиль), которая в 1994 году меняет имя на Space. Мастерская занимается созданием мебели и светильников, выпуская предметы в единственном экземпляре или ограниченным тиражом. Кухонный стул – Kitchen chair (1987) и стул S (1988), которые осознанно не отличались совершенством исполнения, характерным промышленно выпущенным продуктам, типичны для работ Тома Диксона этого периода. Вскоре скульптурные работы Тома привлекают внимание любителей и профессионалов, среди которых оказался Джулио Каппеллини (Giulio Cappellini) - легенда мирового дизайна, итальянский гуру в области производства дизайнерской мебели. Многие молодые «звезды», такие как англичанин Джаспер Моррисон, австралиец Марк Ньюсон, итальянец Родольфо Дордони или французы братья Буруллек, взошли на небосклон современного индустриального дизайна именно благодаря Сappellini. Встреча с Каппеллини открыла перед Диксоном путь в мир профессионального дизайна. В 1989 году Каппеллини начал производить S chair, который в тот же год пополнил коллекцию Музея современного искусства в Нью-Йорке.
«Честно, я не могу припомнить, чтобы я когда-либо хотел стать дизайнером. Это постепенно пришло ко мне, поскольку я отклонил мысли о том, чтобы стать художником или ремесленником. Даже сегодня идея быть промышленником для меня более предпочтительна.
Ключевой момент, возможно, настал в миланском аэропорту в январе 1989, когда меня встретил шофёр из CAPPELLINI с табличкой, на которой было написано «Mr. Dixon», в руках. До тех пор я не видел возможностей, которые даёт объединение дизайна и технологий.
Не будет преувеличением сказать, что в тэтчеровские восьмидесятые Англия была культурной пустыней. Промышленность переживала кризис и не считала целесообразным поддерживать возникающие идеи. Помощь, которую мы получили, конечно, была не от организаций типа совета по дизайну… Дифирамбы со стороны прессы ободряли, но это была не та помощь, в которой мы нуждались.
К счастью, это был англофил Джулио Каппелини, который обеспечил производственные мощности и видение, которое открыло целую новую вселенную для меня и многих других. Достаточно сказать, что я всё ещё жду звонка от моего первого британского производителя».
В течение 90-х работы Диксона становятся менее ориентированными на ремесленничество и более скульптурными по форме, интерес дизайнера привлекает пластмасса. Наиболее значительные работы этого периода – мебель для Cappellini. В 1994 году Диксон основал компанию EUROLOUNGE, чтобы производить собственную продукцию. И первым продуктом, выпущенным компанией и имевшим колоссальный успех, стал светильник Jack light или, как говорит сам дизайнер «sitting, stacking, lighting thing». Jack Light получил Millennium Mark Award в 1997 году и вскоре пополнил экспозиции Музея Виктории и Альберта в Лондоне и Музея современного искусства в Сан-Франциско.
Назначение Тома Диксона арт-директором HABITAT в 1998 году считали спорным. Он всегда работал на себя, и не знал, что такое корпоративная культура. Основанная сэром Теренсом Конраном и некогда обладавшая, возможно, наибольшим влиянием на развитие британского дизайна, компания HABITAT позже сошла со своего пути. Диксон быстро вывел компанию из кризиса и завоевал авторитет, став в 2001 году её креативным директором.
«Мои друзья и знакомые были напуганы. Я ставил под угрозу свой творческий потенциал… Я должен был войти в душный мир корпоративной политики. Для меня, однако, это было всё равно что иметь огромную коробку с игрушками…. Все технологии производства в мире — от изготовления корзин до литья карнизов. Проектирование любых товаров для дома… от забавных игрушек до двухъярусных кроватей, сорок стран, 85 магазинов. Всё по доступным ценам! В Европе нет другой такой работы! Я перешёл от индивидуализма к промышленному производству внезапно».
Поступив на работу в компанию, политикой которой является стремление сделать хорошую мебель доступной для каждого, дизайнер ознаменовал переход от индивидуальной творческой деятельности к массовому производству. В качестве арт-директора HABITAT Диксон сотрудничает с ведущими дизайнерами, выпуская новые версии зарекомендовавших себя предметов мебели от Вернера Пантона, Этторе Соттсасса и Робина Дея, а также продавая мебель от Ronan и Erwan Bouroullec, Инек Ханс и Марка Нюсона.
Том Диксон по-прежнему начинает новые проекты как независимый дизайнер, создавая дизайн для множества европейских производителей, а также для своей компании, основанной в 2001 году и носящей его имя. В 2004 году он был назначен арт-директором компании Artek, являясь также совладельцем этого крупного финского производителя мебели, основанного Алваром Аалто еще в 1934 году.
Artek, вероятно, единственная компания из модернистской эпохи, которая осталась в первоначальном виде. Компания имеет чрезвычайно богатое культурное и историческое наследие и уникальную позицию, но и она может исчезнуть без новых продуктов и прогрессивного мышления. Это серьёзный вызов. В настоящее время я являюсь совладельцем компании, и думаю, что теперь изменения принимаются легче. Я нахожусь в процессе исследования нововведений в области применения древесины и натуральных материалов, работаю над разработкой новых эстетических принципов компании.
Диксон является также руководителем фонда Bombay Sapphire, постоянного спонсора новаторских идей в области дизайна и организатора конкурса бокалов BOMBAY SAPPHIRE DESIGNER GLASS COMPETITION. При поддержке фонда было создано одно из последних произведений Диксона – диван Bombay Sapphire Stretch – самый длинный в мире диван, длина которого составляет 45 м. Диван был выставлен в Миланском аэропорту в дни, когда в Милане проходила знаменитая мебельная выставка i Saloni Milano.
Когда я работаю как дизайнер, это касается тех вещей, которые мне действительно интересны – инжиниринг, маркетинг, а не только фактический процесс проектирования. Я думаю, что эффективные дизайнеры заинтересованы во всей цепочке. Робин Дэй, Вернер Пантон - такие люди действительно имеют намерение изменить мир через дизайн. Это очень скромный подход. Дизайнеры теперь слишком озабочены формой объекта и эволюцией внутри формы. Я думаю, что хороший дизайнер это тот, кому удаётся свести все элементы воедино – понимание материалов и веру в улучшение функциональности – тогда в результате экспериментов можно прийти к итоговой форме. Я редко бываю дизайнером. Как правило, я остаюсь на периферии, популярность моих продуктов вытекает из интереса к материалам и технологиям.
Я считаю, что я только-только становлюсь на ноги как дизайнер, я хочу создать ещё много вещей, которыми не занимался до сих пор: здания и мотоциклы, книги и ландшафтные проекты, продукты питания и дискотеки….
Официальный сайт Тома Диксона (Tom Dixon) http://www.tomdixon.net/
Добавить комментарий